Цели:
- углубить материал по теме «Корень слова», показав один из способов образования сложных слов путем объединения двух корней соединительными гласными о или е;
- обогатить словарный запас детей сложными словами, формировать интерес к русскому языку;
- совершенствовать навыки работы в паре, группе;
- развивать орфографическую зоркость, творческие способности, мышление, речь.
Оборудование:
- Учебник русского языка Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.
- Дидактический материал (упражнения) Л.Ю. Комиссаровой.
- Карточки с названиями групп.
- Карточки с заданиями для групп.
- Таблица с правилами работы в группе.
- Рисунок с изображением Незнайки.
Тип урока: изучение нового материала с использованием технологии развивающего обучения.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Я хочу вам всем сказать:
– Язык русский надо знать,
Ведь красивее его
Я не знаю ничего.
И чтоб его не обижать,
Надо грамотно писать.
– Этому мы и посвятим свой урок.
2. Интеллектуальная разминка.
– Запишите недостающее слово:
– Заболел? Ты не плачь.
Тебе всегда поможет …
– Если слаб ты и тощ,
Ешь скорее вкусный …
– Береги в большой мороз
Ты единственный свой …
– Что так часто ты все спишь
В колыбельке наш …?
– Я колюч. Меня не трожь,-
Сказал под елкой, лежа, …
(Врач, борщ, нос, малыш, еж)
Сообщение одного из учеников: Иглы ежа – это его твердые, толстые волосы. У взрослых особей европейского вида их бывает примерно 5 000. Обычно иглы прижаты к телу, но еж может поднимать их, сокращая особые мышцы под кожей. При опасности он превращается в колючий клубок. Это останавливает хищников, но не спасает от машин на шоссе. Будем осторожны на дорогах!
– Проведем звукобуквенный анализ слова еж.
– Какое слово лишнее? Докажите.
– Назовите буквы, которыми обозначаем шипящие звуки.
3. Создание ситуации успеха.
Звезда, летать, звездный, звездочка, летчик, звездолет, перелетные.
– Прочтите слова.
– Запишите группы однокоренных слов. Выделите корень.
– Найдите в каждой группе слово, в котором есть гласная, требующая проверки.
– Обозначьте орфограмму.
4. Создание интеллектуального конфликта.
– К какой группе вы отнесли слово ЗВЕЗДОЛЕТ? Почему?
– Сколько корней в этом слове?
– Какой гласной соединены корни?
– Она ударная или безударная?
– Можно ли ее проверить?
5. Разрешение интеллектуального конфликта. Открытие нового.
– Давайте пронаблюдаем, какая гласная в сложных словах соединяет корни?
Упр. 88, с. 47 (дидактический материал) – выборочное списывание (запись в столбик сложных слов).
– Поставьте ударение в словах, обозначьте орфограммы - безударные гласные в корне. Запишите рядом проверочные слова.
– Какая гласная в сложных словах соединяет корни?
– А что говорит об этом правило? (Правило в учебнике, с. 89)
–Что нового узнали нового из правила? (После мягкого согласного, Ж и Ш пишется соединительная гласная е)
6. Физкультминутка.
А теперь, ребята, встали,
Быстро-быстро побежали.
Руки в стороны, вперед.
Полетел наш самолет.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели и за дело.
7. Закрепление.
– Какое сложное слово прозвучало в физкультминутке?
– Помогите Незнайке образовать сложные слова (работа с карточкой), выбора подходящую соединительную гласную (работа в парах):
волн | рез | |
мор | е | ход |
земл | коп | |
сам | о | кат |
вод | лей | |
син | глазка |
– Запишите полученные слова, подчеркнув соединительные гласные (волнорез, вездеход, пылесос, самокат, пулемет, садовод).
– Поставьте ударение в словах. Какая безударная гласная не требует проверки? Когда пишется соединительная е, а когда – о?
Подберите проверочные слова к безударной гласной корня.
Работа в группах:
– Повторим правила работы в группе (на доске вывешиваются правила работы в группах):
- Работать дружно, не ссорясь, подготовить отвечающего.
- Общаться надо вполголоса, по сигналу об окончании работы в группе – обсуждение прекратить.
- Отвечать чётко, лаконично.
- Члены группы могут дополнить ответ.
1-я гр. «Разведчики» – Выпиши сложные слова из текста:
Раздвигая носом воды, ходят
Ходят в море пароходы.
А над ними звездолёт
К Марсу свой направил ход.
Самолеты, вертолеты
Совершают перелеты.
А веселый пешеход
Отправляется в поход.
2-я гр. «Аналитики» – Догадайтесь, о чем идет речь:
- электроприбор для уборки квартиры;
- на нем мы летаем в отпуск;
- эта машина легко ходит по снегу;
- он выращивает цветы;
- этот человек выращивает овощи.
3-я гр. «Теоретики» – Написать текст на тему: «Воздушные машины», употребив сложные слова.
4-я гр.«Искатели» – Допиши в тексте сложные слова:
Мы живем на Ямале. Край болотистый. По трудно... местам могут пройти только везде… . На далекие расстояния вахтовиков доставляют верто… . Ямал, богатый нефтью и газом, покрыт сетью нефте… и газо… . Мы горды за свою малую родину.
– Проверка выполненной работы в группах.
8. Рефлексия.
– Какие знания вы «унесете» с урока?
– Как оцените себя? Выберите для этого подходящее сложное слово: тугодум, белоручка, пустомеля, острослов, трудолюб.
9. Домашнее задание (по выбору):
– Составьте 3 загадки, где отгадками будут сложные слова.
– Подобрать для словарного диктанта иллюстрации, которые можно подписать сложными словами.
– Упр. 84, с. 45 (дидактический материал).