Урок русского языка в 3-м классе по теме "Сложные слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • углубить материал по теме «Корень слова», показав один из способов образования сложных слов путем объединения двух корней соединительными гласными о или е;
  • обогатить словарный запас детей сложными словами, формировать интерес к русскому языку;
  • совершенствовать навыки работы в паре, группе;
  • развивать орфографическую зоркость, творческие способности, мышление, речь.

Оборудование:

  1. Учебник русского языка Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной.
  2. Дидактический материал (упражнения) Л.Ю. Комиссаровой.
  3. Карточки с названиями групп.
  4. Карточки с заданиями для групп.
  5. Таблица с правилами работы в группе.
  6. Рисунок с изображением Незнайки.

Тип урока: изучение нового материала с использованием технологии развивающего обучения.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Я хочу вам всем сказать:
– Язык русский надо знать,
Ведь красивее его
Я не знаю ничего.
И чтоб его не обижать,
Надо грамотно писать.

– Этому мы и посвятим свой урок.

2. Интеллектуальная разминка.

– Запишите недостающее слово:

– Заболел? Ты не плачь.
Тебе всегда поможет …
– Если слаб ты и тощ,
Ешь скорее вкусный …
– Береги в большой мороз
Ты единственный свой …
– Что так часто ты все спишь
В колыбельке наш …?
– Я колюч. Меня не трожь,-
Сказал под елкой, лежа, …
(Врач, борщ, нос, малыш, еж)

Сообщение одного из учеников: Иглы ежа – это его твердые, толстые волосы. У взрослых особей европейского вида их бывает примерно 5 000. Обычно иглы прижаты к телу, но еж может поднимать их, сокращая особые мышцы под кожей. При опасности он превращается в колючий клубок. Это останавливает хищников, но не спасает от машин на шоссе. Будем осторожны на дорогах!

– Проведем звукобуквенный анализ слова еж.

– Какое слово лишнее? Докажите.

– Назовите буквы, которыми обозначаем шипящие звуки.

3. Создание ситуации успеха.

Звезда, летать, звездный, звездочка, летчик, звездолет, перелетные.

– Прочтите слова.

– Запишите группы однокоренных слов. Выделите корень.

– Найдите в каждой группе слово, в котором есть гласная, требующая проверки.

– Обозначьте орфограмму.

4. Создание интеллектуального конфликта.

– К какой группе вы отнесли слово ЗВЕЗДОЛЕТ? Почему?

– Сколько корней в этом слове?

– Какой гласной соединены корни?

– Она ударная или безударная?

– Можно ли ее проверить?

5. Разрешение интеллектуального конфликта. Открытие нового.

– Давайте пронаблюдаем, какая гласная в сложных словах соединяет корни?

Упр. 88, с. 47 (дидактический материал) – выборочное списывание (запись в столбик сложных слов).

– Поставьте ударение в словах, обозначьте орфограммы - безударные гласные в корне. Запишите рядом проверочные слова.

– Какая гласная в сложных словах соединяет корни?

– А что говорит об этом правило? (Правило в учебнике, с. 89)

–Что нового узнали нового из правила? (После мягкого согласного, Ж и Ш пишется соединительная гласная е)

6. Физкультминутка.

А теперь, ребята, встали,
Быстро-быстро побежали.
Руки в стороны, вперед.
Полетел наш самолет.
Повернулись вправо, влево.
Тихо сели и за дело.

7. Закрепление.

– Какое сложное слово прозвучало в физкультминутке?

– Помогите Незнайке образовать сложные слова (работа с карточкой), выбора подходящую соединительную гласную (работа в парах):

волн   рез
мор   е   ход
земл   коп
сам о кат
вод   лей
син   глазка

– Запишите полученные слова, подчеркнув соединительные гласные (волнорез, вездеход, пылесос, самокат, пулемет, садовод).

– Поставьте ударение в словах. Какая безударная гласная не требует проверки? Когда пишется соединительная е, а когда – о?

Подберите проверочные слова к безударной гласной корня.

Работа в группах:

– Повторим правила работы в группе (на доске вывешиваются правила работы в группах):

  1. Работать дружно, не ссорясь, подготовить отвечающего.
  2. Общаться надо вполголоса, по сигналу об окончании работы в группе – обсуждение прекратить.
  3. Отвечать чётко, лаконично.
  4. Члены группы могут дополнить ответ.

1-я гр. «Разведчики» – Выпиши сложные слова из текста:

Раздвигая носом воды, ходят
Ходят в море пароходы.
А над ними звездолёт
К Марсу свой направил ход.
Самолеты, вертолеты
Совершают перелеты.
А веселый пешеход
Отправляется в поход.

2-я гр. «Аналитики» – Догадайтесь, о чем идет речь:

  • электроприбор для уборки квартиры;
  • на нем мы летаем в отпуск;
  • эта машина легко ходит по снегу;
  • он выращивает цветы;
  • этот человек выращивает овощи.

3-я гр. «Теоретики» – Написать текст на тему: «Воздушные машины», употребив сложные слова.

4-я гр.«Искатели» – Допиши в тексте сложные слова:

Мы живем на Ямале. Край болотистый. По трудно... местам могут пройти только везде… . На далекие расстояния вахтовиков доставляют верто… . Ямал, богатый нефтью и газом, покрыт сетью нефте… и газо… . Мы горды за свою малую родину.

– Проверка выполненной работы в группах.

8. Рефлексия.

– Какие знания вы «унесете» с урока?

– Как оцените себя? Выберите для этого подходящее сложное слово: тугодум, белоручка, пустомеля, острослов, трудолюб.

9. Домашнее задание (по выбору):

– Составьте 3 загадки, где отгадками будут сложные слова.

– Подобрать для словарного диктанта иллюстрации, которые можно подписать сложными словами.

– Упр. 84, с. 45 (дидактический материал).