Цель: обогатить знания детей о людях разных профессий; сделать вывод, что все профессии важны; расширить словарный запас; развивать кругозор, мышление, внимание, память; воспитывать уважение к трудящимся людям.
Оборудование: иллюстрация к стихотворению Д.Родари “Чем пахнут ремесла”; рисунки людей разных профессий; кроссворд; разрезные карточки для игры “Кто где трудится?; набор строительного материала; компьютер.
Ход урока
1. Организация класса.
А сейчас проверь , дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.
2. Проверка домашнего здания.
Учитель: На прошлом уроке вы говорили о культуре и образовании.
Проверку домашнего задания проведем в форме разгадывания кроссворда. (На доске – кроссворд.)
Молодцы! А в нашем городе есть музеи, библиотеки, цирк? (Дети отвечают.)
3. Актуализация знаний.
Учитель: чтобы догадаться о чем мы будем сегодня говорить, поиграем в игру “Доскажи словечко”.
Трактор водит………….(тракторист),
Электричку…………..(машинист),
Стены выкрасил …………(маляр),
Доску выстругал………… (столяр),
В доме свет провел ………..(монтер),
В шахте трудится …………..(шахтер),
В каждой кузнице ………(кузнец),
Кто все знает………..(молодец).
Учитель: Так о чем мы будем говорить?
Учащиеся: О профессиях.
Учитель: Правильно! Тема нашего урока: Все профессии важны”. Мы выясним, чем одна профессия отличается от другой и попытаемся определить; какая же профессия самая важная.
4. Работа по теме урока.
1-й ученик:
У меня растут года –
Будет мне семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Учитель: Не выбрал кем быть? И вы наверное тоже. Может наш урок поможет вам в выборе профессии.
2-й ученик:
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идешь мастерской –
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской
Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак
Только бездельник
Не пахнет никак!
Учитель: Скажите, почему бездельник не пахнет никак?
Ученики: (отвечают).
Учитель: Давайте внимательно рассмотрим картину и скажем: в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов?
Молоток, рубанок, гвозди………………..(столяр)
Кисти, краска, фартук, лестница……………….(маляр)
Машина, дорога…………………..(шофер)
Мука, крем, пирожное……………….(кондитер)
Белый халат, лекарство………………..(врач)
Земля, лег, поле…………………………(земледелец)
Лодка, сеть, море, река……………(рыбак)
Учитель: Молодцы! А тнпнрь давайте примерим на себя одну из профессий. Представьте, что нам нужно построить дом. С чего нужно начать?
Учащиеся: Создать проект.
Учитель: Люди какой профессии этим занимаются?
Учащиеся: Архитекторы.
Учитель: Правильно. Архитекторы создают проекты зданий, а стпроитель воплощают эти проекты в жизнь.
3-й ученик:
План готов и вокруг
Сто работ на тыщу рук
Упираются леса
В самые небеса
Где трудна работка
Там визжит лебедка
Подымает балки
Будто палки
Перетащит кирпичи
Закаленные в печи
По крыше выложит жесть
И дом готов и крыша есть
(На доску вывешивается проект дома.)
Учитель: Постройте дом по проекту. А может быть кто-то придумает свой проект . (Коллективная работа. Самостоятельная работа под музыку).
Учитель: Молодцы! Строитель – очень важная профессия. Но существует много других интересных профессий.
4-й ученик:
Строителю хорошо,
А доктору лучше
Я б детей лечить пошел –
Пусть меня научат. (Врач рассказывает о своей профессии.)
5-й ученик:
Доктором быть хорошо,
А поваром – лучше!
Я бы в повара пошел –
Пусть меня научат.
5. Физминутка.
6. Продолжение работы по теме.
6-й ученик (одевает фуражку) рассказывает о профессии своего папы (летчик).
Учитель: У каждого человека – свое место работы. Знаете ли вы, кто где работает?
Сейчас мы поиграем в игру “Кто где работает?”
(На партах у каждого ученика лежит конверт с разрезными картинками. Нужно правильно соединить попарно картинки (работа в парах).)
7. Закрепление. (Работа по учебнику.)
Учитель: Мы поговорили о многих профессиях . Но обсудили не все. Рассмотрите картинки в учебнике и скажите, людей каких профессий мы не назвали? (Дети говорят.)
Учитель: Я хочу предложить вам посмотреть видеозапись. Людей каких профессий мы увидим? (Дети просматривают видеозапись.)
Учитель: Жизнь меняется и не стоит на месте. Некоторые профессии исчезают, а новые появляются. Вот некоторые из них (на доске): менеджер, стилист, банкир, программист.
Учитель: А кто же учит архитекторов, врачей, строителей, летчиков, ткачей…..
Учитель!
Без работы учителей и не было бы специалистов. Я – учитель. Выбрала эту профессию, потому, что мама моя учитель. Профессию свою люблю и считаю ее самой главной.
8. Итог.
Учитель: Так какая же профессия самая важная?
Ученики: Все важны!
Учитель: (обращаясь к 1-у ученику) Может ты в течение урока выбрал профессию?
– Я надеюсь , что в будущем вы выберите интересную и полезную работу и станете настоящими мастерами своего дела!