Интернет-игра как одна из форм познавательной деятельности школьников. Организация и технология проведения интернет-игр

Разделы: Физика, Астрономия, Химия, Биология, География, История и обществознание


Интернет-игра, как одна из форм познавательной деятельности школьников.

Организация и технология проведения Интернет – игр. (Продолжение)

Первая часть статьи опубликована в материалах конкурса “Открытый урок” 2007/2008 гг.

Особенности организации внеурочной деятельности по предмету для детей с ограниченными возможностями здоровья.

По всей территории России открываются школы надомного обучения. В них обучаются дети с серьезными нарушениями здоровья: психоневрологические заболевания, нарушения органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата (ДЦП, посттравматический синдром), онкологические заболевания, хронические заболевания. Ребята с компенсированным уровнем заболевания обучаются при школе в малокомплектных классах, школьники, которые страдают особо тяжелыми формами заболеваний проходят обучение на дому.

Главной целью, стоящей перед педагогами этих школ – помочь детям – инвалидам самоопределиться в обществе, социально адаптироваться. У обычного школьника познание окружающего мира происходит не столько на уроке, но в большей степени во внеурочное время, когда ребята получают возможность для непосредственного общения со сверстниками. Дети же с нарушениями здоровья, обучающиеся на дому, лишены такой возможности. При сохранном интеллекте такие ребята имеют маленький опыт социализации, их познания об окружающем мире поверхностны, будущее выглядит для них неопределенно. Часто отсутствует простое и естественное для любого ребенка желание “учиться и познавать”.

Работа в таких школах требует особых методов и форм подачи учебного материала. Грамотная организация разносторонней внеурочной деятельности для учеников с ограниченными возможностями здоровья может стать трамплином последующей социализации и адаптации в современном обществе, открыть возможности для самореализации и профессионального определения.

ИКТ – поддержка учебного процесса.

Уже сегодня большинство ребят школьного возраста с компьютером на “ты”: они свободно разбираются в программах, работают и общаются во всемирной паутине, с удовольствием проводят с ним все свободное время. Очень хочется, чтобы это время прошло с пользой. Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность позволяет сформировать умение работать с разными источниками информации, способствует успешному изучению наук, открывает новые перспективы в обучении. Использование сети Интернета расширяет возможности общения между учителем и учениками, самими учениками, способствует их сотрудничеству.

Применение информационных технологий расширяет область применения наглядно-иллюстративных фото– и видеоматериалов, позволяет совершать виртуальные путешествия, познакомиться с результатами современных высокотехничных методов исследования Вселенной.

Интернет – игра – одна из новых форм внеурочной деятельности учащихся по предмету.

Одной из новых и перспективных форм использования информационно-коммуникативных технологий для формирования интерактивной познавательной деятельности во внеурочное время стала Интернет – игра “Хочу все знать”, разработанная педагогами ГОУ СОШ “Школы надомного обучения” № 367 Зеленоградского АО г. Москвы, с целью повышения интереса к учению и расширению круга общения детей – инвалидов. Девизом ее стали слова: “Играйте с нами, играйте, как мы, играйте лучше нас!”

Игра учит детей самостоятельно добывать новые знания, используя умения работать с компьютером. Тем самым ученики лучше и осознанно усваивают учебный материал, знакомятся с дополнительной информацией по предмету. Задания строятся в игровой, занимательной форме, доступны и посильны для учащихся любого уровня развития, это служит мощным толчком, побуждающим к дальнейшему изучению школьных предметов. Организаторы игры стараются привлечь к игре как можно больше заинтересованных учителей, учеников и их родителей.

Число участников игры растет с каждым годом, что говорит об актуальности и востребованности данной формы работы, заинтересованности в них педагогов и самих школьников.

Игра ориентирована на учащихся 5–11 классов с ограниченными возможностями здоровья. Игра состоит из 4 туров.

Первый тур “Знакомство”.

В первом задании необходимо придумать название для своей команды, указав имена и фамилии всех ее членов. Помогает, направляет деятельность команды куратор из числа преподавателей школы. Ребята составляют небольшой рассказ о своей школе и о себе, красочно оформляют его, используя компьютерные программы, которыми владеют. При оценке задания учитывается содержание, творческий подход, оригинальное оформление. Из присланных работ составляется презентация участников “Давайте познакомимся”, которая размещается на предметной странице сайта игры. Ребята получают возможность узнать о подобных школах в других городах, познакомиться с их традициями, узнать, как живут их сверстники, расширить круг общения, завязать новые знакомства. В этом же туре ребятам предлагаются несложные шутливые вопросы, загадки, головоломки с целью вызвать интерес к игре. При формировании заданий подбираются такие вопросы, чтобы при обсуждении и выполнении их, ребята смогли бы не только показать полученные знания, но и приобрести новые, проявить смекалку, а порой, и просто посмеяться. Нужно “зацепить” ученика так, чтобы учение для него стало желанным.

Второй тур “История одного открытия”.

В заданиях этого тура даются интересные факты из истории жизни знаменитых ученых и их достижений. Необходимо догадаться о ком или о каком открытии идет речь. Важное значение имеют вопросы, касающиеся открытий, сделанных русскими исследователями. Эти примеры учат подрастающее поколение преодолевать трудности на пути к мечте, будят патриотические чувства. Придумывание вопросов выводит детей на более высокий уровень осмысления учебного материала. Поэтому одно из заданий тура предусматривает составление участниками игры вопросов для других команд.

Третий тур “Мир вокруг нас”.

Часто ребята, по воле судьбы, оказавшиеся запертыми в четырех стенах, не видят или не могут увидеть тех явлений и объектов, которые находятся рядом. Поэтому задачей организаторов игры стало познакомить их с миром “за порогом квартиры”, показать красоту родного края и величие России.

Четвертый тур “Бумеранг”.

Включает в себя 10 блиц – вопросов, придуманных командами-участницами игры. Критерием отбора блиц – вопросов является: краткость, емкость содержания, интересная форма подачи вопроса, занимательность и оригинальность.

С 2009 года Оргкомитет предлагает вопросы по всем учебным предметам, познакомиться с которыми можно на сайте игры http://um-ka367.narod.ru и в Приложениях:

С заданиями по русскому языку и математике можно познакомиться в соответствующих разделах конкурса “Открытый урок” 2009/2010 г.г.

В своих отзывах об игре ребята и их педагоги пишут.

“Интернет – игра открывает перед нами окружающий мир, захватывает полностью и уносит в бескрайний мир науки”.

“Об этом не прочитаешь в учебниках и не узнаешь на уроке. Это – за границами школы, это – вокруг нас”.

“С нами играла почти вся школа. За время игры мы создали действительно дружную команду не только учеников, но и их родителей, старших братьев и сестер, педагогов разных дисциплин”.

“С большим удовольствием согласились бы играть еще. Ведь это не только увлекательно, но и очень развивает не только наших детей, но и нас взрослых”.

Подобные игровые методики вносят разнообразие, развивают, поддерживают познавательный интерес, способствуют более глубокому изучению предметов, учат детей работать с информацией, сплачивают коллектив, повышают авторитет преподавателей и участников игры. “В каждой хорошей игре есть, прежде всего, рабочее усилие и усилие мысли”,– писал А.С. Макаренко. В ходе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. При этом создается атмосфера интереса к процессу познания, стремление искать, исследовать, творить. Школьники становятся активными, заинтересованными участниками обучения. Учение проходит с увлечением. А самое главное, сидя дома, не чувствуют своей оторванности от мира. Игра становится средством всестороннего развития школьников, вовлекает их в активную познавательную деятельность по предмету.