Цель: развитие коммуникативных навыков.
Задачи: предоставить возможность узнать самого себя; развитие ответственности за свои поступки; показать значимость взаимопонимания.
Форма проведения: групповая.
На доске:
1. Тема классного часа: “Учимся ссориться и мириться”.
2. Пословицы:
– Браниться бранись, а рукам воли не давай.
– Старый друг лучше новых двух.
– Полно браниться, не пора ли помириться.
3. Иллюстрации с животными и подписи.
Черепаха | Акула | Медведь | Лиса | Сова |
Не общаться | Быть сильным | Уступить | Ты – мне, я – тебе |
Сотрудничество |
В группах:
- Толковый словарь.
- Бланки теста.
- “Ладошки”.
- “Птички” с именами детей.
- Клей, скотч, фломастеры.
I. Мотивация.
Учитель:
– О чем сегодня пойдет речь?
– Можно ли обойтись без ссор?
– Почему возникают ссоры?
– Как правильно ссориться?
– Что же такое конфликт? (на доске появляется слово “конфликт”, дети находят
значение слова “конфликт” в толковом словаре).
Дети выдвигают свои гипотезы.
II. Психологический тест.
Учитель: Во время конфликтных ситуаций мы ведем себя по-разному. Выделяют 5 типов поведения в конфликте.
Учитель обращается к иллюстрациям с животными и подписями к ним.
Черепаха | Акула | Медведь | Лиса | Сова |
Не общаться | Быть сильным | Уступить | Ты – мне, я – тебе |
Сотрудничество |
Учитель: Как вы думаете, какую позицию занимаете вы во время ссоры чаще всего? Прикрепите “птичку” со своим именем под соответствующим символом.
Дети прикрепляют “птичек”.
Учитель: А теперь проверим, выполнив тест. Перед вами бланк ответов.
Ч | А | М | Л | С |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Вс. | Вс. | Вс. | Вс. | Вс. |
– Я зачитываю вам предложение, а вы отвечаете. Около цифры вы должны поставить:
+ если поступаете так,
– если так не поступаете,
? если сомневаетесь (варианты ответов написаны на доске заранее, но скрыты).
- Худой мир лучше доброй ссоры.
- Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
- Мягко стелет, да тяжело спать.
- Рука руку моет.
- Ум хорошо, а два лучше.
- Кто спорит – ничего не стоит.
- Кто сильнее, тот и прав.
- Ласковое дитя двух маток сосет. а упрямое – ни одной.
- Ты – мне, я – тебе.
- Копай и копай без устали – докопаешься до истины.
- Лучший способ решать конфликты – избегать их.
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.
- Убивай врагов своих добротой.
- Кто дарит – наживает друзей.
- Ни у кого нет полного ответа, но у всех ест, что добавить.
Учитель: Подсчитайте все плюсы по столбикам. Где больше всего? Значит, вы чаще поступаете как …(черепаха, акула, медведь, лиса, сова).
– Надо ли перевесить кому-нибудь “птичку”?
– В разных ситуациях мы ведем себя по-разному.
III. Работа в группах.
Каждая группа получает рабочий лист (Инструкция + ситуация).
Учитель:
– Прочитайте предложенную вам ситуацию.
– Предложите разные способы поведения в данной ситуации и выберите лучший.
– Определите тип поведения.
– Распределите роли и проинсценируйте эту ситуацию.
Варианты конфликтных ситуаций:
Ситуация № 1.
Кто-то из ребят посмеялся над твоим рисунком, сказав, что это – просто мазня.
Ситуация № 2.
Учитель предложил выбрать командира в каждой группе. В одной группе голоса разделились, на роль командира претендуют двое.
Ситуация № 3.
Твой друг взял у тебя книгу и обещал вернуть завтра – она нужна на уроке, но забыл ее дома.
Ситуация № 4.
На уроке кто-то настойчиво обратился к тебе с вопросом, ты стал отвечать и, учитель сделал вам строгое замечание.
Ситуация № 5.
Подруга (друг) рассказала всему классу секрет, который ты ей доверил.
Ситуация № 6.
На празднике кто-то занял место рядом с твоим лучшим другом, а вам так хочется сидеть вместе.
IV. Представление.
Каждая группа представляет свою инсценировку. При определении типа поведения возвращаемся к иллюстрациям с животными.
Лучший способ разрешения данной ситуации выделяется (например, цветочком).
V. “Ладошки”.
Учитель:
– Лучший способ для решения конфликтных ситуаций необходим, чтобы мы жили дружно. Чтобы жить дружно, мы используем свои лучшие качества.
– Напишите на “ладошке” качество, которое вам помогает дружить.
– Склейте свои “ладошки” в цепочку.
Каждая группа представляет свои “ладошки” со словами: “Мне помогает дружить …”. Каждый ребенок называет то качество, которое он написал.
Затем “ладошки” всего класса склеиваются в один круг.
VI. Правила.
Учитель:
– Когда же конфликт будет разрешен?
– Когда достигнута цель.
– Когда сохранены хорошие отношения (на доске появляются эти фразы).
– Что же надо делать, чтобы разрешить конфликт?
Дети предлагают свои варианты разрешения конфликта.
Правила поведения в конфликте (записываются детские варианты и вывешиваются на доске):
– выслушай другого
– старайся понять интересы другого
– не используй оскорблений
– не повышай голос
– доказывай свое мнение
– найди то, с чем ты сможешь согласиться в позиции другого
– возьми тайм-аут
– привлекай авторитетного посредника…
VII. Подведение итогов.
Учитель:
– Что нового узнали?
– Как нам эта информация поможет в классе?