Стремительно меняется время, возникает потребность общества в качественно новом человеке, изменяется и сам ученик, это заставляет меняться и учителя, задумываться над новыми смыслами своей профессионально - педагогической деятельности, ставить новые цели.
Идея включить проектную деятельность в процесс обучения и воспитания у меня возникла после курсов " Реализация компетентностного подхода в образовании средствами проектного обучения" на кафедре педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.
Я понимала, что метод творческого проектирования распространён крайне мало, наиболее успешно он стал применяться в отдельных регионах России с 1993 года в рамках программы "Технология", ориентирован на средние и старшие звенья школьного обучения, практически не затрагивает начальной школы. Мало публикаций, отражающих специфику использования данного метода с детьми младшего школьного возраста, в них нет описания практического опыта организации проектировочной деятельности учащихся. Но эффективность использования этого вида инновационной деятельности доказана опытом зарубежных и российских педагогов, да и достоинства его очевидны, это
- высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся
- развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий
- приобретение детьми опыта исследовательско - творческой деятельности [1]
- проектирование есть разновидность проблемно - развивающего обучения.
- оно реализует идеи личностно- ориентированной педагогики [2]
Для того чтобы учитель мог осознанно включиться в новую для него деятельность ему необходимо в первую очередь переделать и реорганизовать себя. Но участие в проектировании не потребовало от меня перестройки сознания, ломки сложившихся стереотипов, т. к. в основе программы " Школа- 2100", по которой я работаю, лежит концепция, имеющая личностно- ориентированную направленность. Значит, сама образовательная программа помогла мне обеспечить формирование предпосылок готовности школьников к проектной деятельности. Каким образом?
Общеизвестно, что личность формируется в деятельности и общении, для педагогики "Школы- 2100" характерен деятельностный подход. Использование в обучении элементов исследовательской деятельности (а это и есть сущность метода проекта) позволяло мне не столько учить детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность. Значит, изменилась и моя функция как учителя: я не проводник готовых знаний, скорее консультант, помощник. Поэтому на уроках по учебникам "Школа -2100" ребята учились самостоятельно и в сотрудничестве со мной открывать новые знания. Школа-2100 - школа проблемного диалога. Я помогала сформулировать тему или вопрос для микроисследования, а затем в диалоге (побуждающем или подводящем) уже организовывала открытие детьми нового знания.
В методике работы по этой программе уделяется огромное значение групповой работе школьников как одной из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей. У учащихся моего класса был опыт работы друг с другом в малых группах. Всё это способствовало постепенному увеличению детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи.
Таким образом, технология программы "Школа- 2100" создаёт условия для формирования коммуникативных умений (умение договариваться, выражать свою точку зрения, умение спрашивать), для развития таких качеств мышления, как гибкость, вариативность, самостоятельность, развивает рефлексивные умения.
Целенаправленное формирование названных показателей сделало возможным применение метода проектов уже в 3 классе. А так как вначале было более понятно, как работать методом проектов во внеклассной работе, то я стала применять его во внеурочной деятельности. До начала работы в режиме проектирования в моём классе существовал ряд проблем. Одна группа детей рвалась к лидерству любым путём, отсюда конфликты, другая - жила в своём замкнутом мире. А этот метод хорош тем, что предусматривает совместную творческую деятельность, в ходе которой дети учатся строить взаимоотношения между собой, создаются условия для раскрытия индивидуальных способностей и сплочения ученического коллектива.
Среди проектов, вызвавших у учащихся положительный эмоциональный отклик, можно назвать такие " Твой день рождения" Это иллюстрированный сборник о том, как провести день рождения: эскиз открытки- приглашения, правила гостеприимного хозяина, игры для гостей, памятка, как накрыть стол для гостей и меню. Презентация этого проекта прошла успешно в виде ролевой игры.
"Классная картинная галерея". Совместно с детьми изучили историю создания Третьяковской картинной галереи, было выработано положение о том, какие работы могут быть представлены на нашу классную картинную галерею, их сменяемость, тематика. В положении было подчёркнуто, что особенную ценность представляют авторские выставки. Лучшие работы по решению детского жюри выставлялись на родительском собрании.
В результате появился конкретный продукт- книга " Наша осень" В этой книге со строками из стихов русских поэтов соседствуют рисунки учащихся класса. В каждом рисунке особое настроение, особый взгляд на нашу заполярную осень. Как поэтичны стихи и так же живописны рисунки. Мы с ребятами готовим к выпуску новую книгу "Волшебница- зима", в которой рисунки учащихся и их же стихи, сочинения объединены любовью к родной земле, нежностью к этому времени года.
Темы других проектов "Праздник для мальчиков", "Почему живут басни Крылова", "Школьная газета", (были налажены регулярные выпуски классной газеты), "фотоальбом "Портрет школьника начала 21 века".
Называя темы проектов, я предполагаю, что они могут вызвать недоумение, ведь в каждом классе проводятся праздники, выпускаются газеты, но проводятся по сценарию, предложенному учителем. Такой подход не даёт возможности ученику ( а ведь он по натуре своей деятель ) раскрыть и развить свой творческий потенциал. Учащиеся моего класса смогли реализовать свои способности, когда выбирали деятельность по рисованию плакатов, организации фотовыставки, инсценированию, подготовке костюмов, написании сценария или заметки в школьную газету. Метод проектов позволил максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ученика и привлечь к посильному участию в работе группы.
Тему для индивидуального проекта "Школа в истории моей семьи" (автор Меньшикова М, ученица 4 "А" класса), призёр городского конкурса творческих работ "Умницы и умники" и группового проекта "Моя школа" подсказали события школьной жизни. Школа готовилась к очередному юбилею, был объявлен конкурс на лучший подарок школе. У многих учащихся класса родители учились в школе № 3. Родителям была предложена анкета, разработанная творческой группой. Взрослые активно включились в совместную с детьми деятельность. Отсюда идея создать сборник "Моя школа", основанный на воспоминаниях родителей об их школьной жизни, и что думают дети о нынешней школе. Удивительные воспоминания, документы (тетради, дневники, грамоты, фотографии), атрибуты советской школы - галстук, звёздочка, трогательно оформленное торжественное обещание, встреча с бывшей старшей пионерской вожатой школы Н.М. Родионовой, бывшими учителями школы - всё это помогло погрузиться в атмосферу школы 20 века.
Анкета выявила, что уже третье поколение семьи ученицы класса Меньшиковой Маши обучается в этой школе. Отсюда идея для исследовательской работы: на примере одной семьи проследить, как менялась начальная школа, что перешло из советской школы в российскую. Маша сравнила первый школьный день, первых учителей своих родных, проанализировала яркие события школьной жизни бабушки, папы, брата, свои, взяла интервью у бывшей старшей вожатой, встретилась с первой учительницей папы.
По моим наблюдениям, детским и родительским отзывам данные проекты нашли значительный эмоционально- познавательный отклик у учащихся, а работа над ним способствовала успешному решению тех проблем, которые были в классе.
Коллективное сотворчество, решение задач сообща сплотило учащихся класса, изменились и сами ребята, стали более ответственными, серьёзными, уверенными в себе, научились высказывать своё мнение и выслушивать других, научились оценивать результаты своего труда и исправлять ошибки.
Учителя, классный руководитель, работающие в этом классе отмечают сплочённость класса, наличие дружелюбных отношений в коллективе и высокую творческую активность. Ребята делают новые шаги в освоении проектной культуры: ими написан "Математический задачник", две книги учащихся класса вошли в областную рукописную книгу. Даны открытые уроки с элементами проектной технологии по математике, ОБЖ, ИЗО, иностранному языку. Классный руководитель высоко оценила уровень учебно- познавательной деятельности, уровень воспитанности, уровень общественной активности учащихся класса.
Своё выступление мне захотелось закончить строчками из стихотворения и продемонстрировать последний выпуск школьной газеты.
"Мой пик учительского счастья
Вот эти дети этот класс!"
Использованная литература.
- Н.В. Иванова. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. Начальная школа, 2004, №2.
- Гоппе Н.Н. О переходе к проектной технологии. Педагогическое обозрение. 2000. № 4.
- И. Миронова. Метод проектов в современной начальной школе. Начальное образование, 2004, № 2.