Учебный социальный проект "Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке"

Разделы: Информатика


Ключом ко всему является вопросительный знак:
Оноре де Бальзак

Труднее отвечать на тот вопрос, который очевиден.
Бернард Шоу

Метод проектов - не новое явление в педагогике. Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание и уважение к личности ученика, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и на развитие личности обучаемых.

Вашему вниманию предлагаю учебный социальный проект "Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке:" Как учебный проект - это изучение среды презентаций MS Power Point, как социальный проект - влияние вредных привычек на формирование личности. Данный проект был представлен на областном конкурсе учебных проектов и частично вывешен сети Интернет на сайте wiki.iteach.ru.

На изучение темы "Среда презентаций"в учебном курсе отводится немного часов. Однако, я думаю, не стоит экономить часы на среде Power Point. На это есть причины:

  • позволяет закрепить имеющиеся навыки работы в текстовом редакторе;
  • развивает дизайнерские способности, чувство меры, эстетический вкус.
  • позволяет выполнят законченные творческие проекты на темы интересные ученику и применять эти умения для различных целей.

При изучении темы "Компьютерные презентации" через проектную деятельность перед учителем стоят следующие цели:

  • Воспитание культуры проектной деятельности, в том числе умения планировать, работать в коллективе, чувства ответственности за результаты своего труда, установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе,
  • Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, коммуникационной компетентности,
  • Формирование в процессе обучения базовой культуры личности, приоритетов здорового образа жизни, нравственной и эстетической культуры труда, социализация школьников.

После выполнения проекта учащиеся смогут:

  • Планировать презентации и слайды;
  • Работать с объектами на слайдах, настраивать анимацию;
  • Вести совместное редактирование;
  • Оценивать себя, давать оценку группы;
  • Осуществлять работу в группах
  • Приобретут навыки образного творческого мышления;
  • Представлять свою работу в виде презентации.

Проект ориентирован на действующие учебные программы и может быть интегрирован в процесс обучения информатике с другими учебными дисциплинами (биологией, ОБЖ, обществоведением) либо использован во внеурочной деятельности (для классных руководителей) Темы презентаций, совместная работа, творческое представление обработанной информации, использование ресурсов Интернет - все это является привлекательным для детей.

Познакомится более подробно со структурой проекта и требованиями к работе в проекте можно через Визитную карточку проекта (приложение 1)

Организация деятельности учеников в проекте.

Знакомство с проектом.

Работа над проектом начинается со знакомства учеников и их родителей с идеей проекта и целями проекта (буклет) и выяснение отношения родителей к участию детей в этом проекте (заполнение анкет, участие в защите проектных работ (приложение 2))

В ходе работы над проектом учащиеся узнают для чего используются презентации, рассмотрят вопрос: как может выглядеть мультимедиа презентация; познакомятся с программами для создания презентаций. Выполняя работу, учащимся придется собрать и обработать большом количестве информации, анализируя ее и выбирая нужное. Чтоб не заблудиться в океане информации и реализовать социальные аспекты своих творческих работ, учащихся придется формировать в себе и товарищах необходимые человеку 21 века умения и качества. В процессе поиска ответов на проблемные и учебные вопросы школьники освоят способы создания презентаций в пакете PowerPoint, использование социальных сервисов WEB 2.0 для размещения и создания на них документов, сопутствующих их проектам. Результаты работы учащиеся представят в виде презентаций, публикаций, а так же с помощью сервисов Web 2.0.

Вхождение в проект.

Вовлечение в проектную деятельность я осуществляю через диалог, беседу, выясняя заинтересованность детей данной темой, их отношением к проблеме. Учителем выдвигается основополагающий вопрос (Почему вредные привычки называют вредними?), а ученики в процессе дискуссии ставят проблемные вопросы (Где грань между можно и нельзя? хорошо и плохо? Какова цена незнания? В ответе ли мы за себя и свое будущее? Почему вредные привычки стали проблемой современного общества?), определяют собственные приоритеты, формируют группы и направления изучения проблем.

В результате сформировались следующие группы и способы предъявления результатов работы групп к защите:

Наши исследования:

Медики-биологи Минздрав предупреждает?
Диетологи Фастфуд - добро или зло?
Психологи Что выбрать? Виртуальность или реальность?
Социологи Даешь здоровый образ жизни!
Волонтеры Не калечь свою жизнь!

Представление результатов исследований:

  • Презентация (как демонстрация)
  • Презентация (как web)
  • Презентация (как видео)
  • Публикация (буклет)
  • Wiki - статья ( на страницах сайта wiki.iteach.ru)

Структура проекта.

Занятие 1 Вхождение в проект (знакомство с идеей, целью, формирование групп). Анкетирование детей и родителей.
Занятие 2-3 Первые навыки работы в среде PowerPoint (практические работы №1-3)

Сбор материала к проекту.

Занятие 4-5 Практикум (№4 или №5)

Знакомство со структурой проектной работы. Консультации.

Занятие 6 Знакомство с серверами Web 2.0

Практикум по созданию Wiki-статьи

Занятие 7 Вывешивание материалов проекта в Интернет. Консультации. Знакомство с критериями оценивания.

В процессе работы над проектом ученики осваивают среду презентаций Power Point (приложение 3), знакомятся с правилами работы с информацией, критериями оценивания презентаций, публикаций, wiki-статьи (все дидактические материалы и материалы оценивания можно просмотреть в интернет-версии проекта на сайте wiki.iteach.ru).

Оценивание деятельности групп и каждого в проекте.

Проектная форма педагогической деятельности безусловно эффективна в контексте общей концепции обучения и воспитания. Такая форма деятельности учащихся позволяет развивать познавательный интерес к предмету и в данном случае к социальной проблеме; позволяет выявить склонности и способности; развивает интерес к исследовательской работе; учит экспериментировать, наблюдать. Как правило, это коллективная работа, предусматривающая сотрудничество всех участников проекта: ученик - учитель, ученик - ученик, ученик - родитель. Создание психологической комфортности ученика дает возможность выполнять работу каждому ребенку в собственном ритме, организовывать взаимодействие учеников в группе в процессе совместной деятельности, уметь оценивать свой вклад в работу группы, уметь оценивать работу своих сверстников, вести дискуссию. Для развития этих компетентностей я использую критерии оценивания деятельности ученика учеником (можно просмотреть в интернет-версии проекта на сайте wiki.iteach.ru):

  • самооценка качества исследования по проекту;
  • оценивание работы группы
  • оценка личного вклада ученика в работу над проектом;

Помогают также всевозможные памятки. Например, (приложение 4)

Памятка по работе учащихся в проекте.

Памятка по ведению дискуссии.

Памятка Как добиться уверенности при публичном выступлении

Творческие работы учащихся. Защита.

На страницах сайта представлены некоторые работы групп, хотя многие ученики предпочитали проектировать персональные буклеты, презентации же все групповые. Также в приложениях представлены дубли wiki-статей (их посмотреть можно тоже на сайте); презентация с выступления группы волонтеров на конкурсе агитбригад, включая собственного сочинения рэп.

Каждая группа выполнила доклад (*.doc). презентацию (*.ppt; *.pps; *.swf; *.avi; *.mth; *.pdf), буклет (*.pub; *.pdf; *.jpg) wiki-статью (на сайте wiki.iteach.ru) Объем работы проделанной учениками каждой группы виден из презентации к уроку защиты проектов.

Защита проектов проходила в присутствии родителей, завуча, социального педагога и психолога школы. Дети заполняли шаблоны оценивания собственного труда и деятельности в группе. Аналогичные шаблоны заполняли педагоги. По окончании защиты ученики высказали пожелание провести еще подобный проект.

Итоги проекта.

Главная педагогическая цель любого проекта - формирование ключевых компетентностей, под которыми с современной педагогике понимаются интегрированные свойства личности, включающие в себя взаимосвязанные знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения, умение мобилизовать и реализовать их при необходимости. Внешние компетенции проявляются в виде умений и способов деятельности:

Рефлексивные умения (умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний);

Исследовательские умения (самостоятельно генерировать идеи, находить недостающую информацию в информационном поле, привлекать знания из различных областей, устанавливать причинно-следственные связи);

Навыки оценочной деятельности;

Умения и навыки работать в сотрудничестве (коллективно планировать, взаимодействовать с товарищами по группе, взаимопомощь, деловое партнерское общение);

Менеджерские навыки и умения (проектировать продукт проекта, планировать время и деятельность над проектом, анализировать собственную деятельность);

Коммуникативные умения (участвовать в дискуссии, вступать в диалог задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения, находить компромисс);

Презентационные умения и навыки (монологическая речь, уверенность вовремя выступления, артистические умения, использование средств наглядности, умение отвечать на незапланированные вопросы).

Результаты проекта можно разделить на две составляющие.

Как учебный проект в рамках изучения темы "Компьютерные презентации", проект "Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке:" реализует требования образовательных стандартов, реализует учебные цели и задачи. Результатом работы над учебным проектом можно считать полученные навыки и умения работать в среде презентаций - это главная задача при изучении темы. Попутно, учащиеся познакомились с сервисами Web 2.0, получив возможность работать на WIKI. - от чего проект стал еще интереснее детям, и еще больше обращен к новым требованиям по формированию ключевых компетенций.

Как социальный, проект "Возьмемся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке:" имел колоссальный резонанс:

Лучшие работы детей вывешены в Интернет на сайте Wiki

2008-2009г. Выступление агитбригады "Мы за здоровый образ жизни!" (призеры районного и областного смотра агитбригад)

Выпуск буклетов (плакатов) для классных часов и родительских собраний; выступление на общешкольном родительском собрании;

2009-2010г. Районная акция по формированию здорового жизненного стиля у несовершеннолетних "Мы выбираем жизнь" (номинация "Социальная реклама", 1 место)

2009-2010г. Районный молодежный форум здоровья "Все в твоих руках" под патронажем администрации Павловского района

2010г. Областной конкурс детских и молодежных волонтерских проектов по формированию здорового жизненного стиля "Волонтерская инициатива"

Апробация проекта.

Данный проект "долгожитель":

2007-2008 год - 10класс

2008-2009 год - 10-11 класс (Интернет-проект)

2009-2010 год - 10 класс (Интернет-проект, серверы Web 2.0)

Наверное, это связано с осознанием и родителей, и детей, и учителей масштаба проблемы "вредных привычек" у детей.

Я, как учитель, считаю, что обучение школьников с использованием социальных и нравственных проблем личности и общества - один из способов привлечь внимание подростка к этим проблемам и выработать собственное отношение к этим проблемам.

Презентация.