Если б не было огня. Н. Афанасьев
Мне бабуля говорила,
Что огонь и друг и враг.
Без него темно бы было,
Жили б мы совсем не так.
Мы б от холода дрожали,
Превратились бы в пингвинов
Или мамонтами стали,
Обросли бы шерстью длинной.
Телевизора б не знали,
Ни поесть и ни попить,
Мы б в компьютер не играли,
В общем, плохо было б жить!
Ведущий: С давних пор огонь стал другом человека. Он освещал людям жилище, отапливал дома в холодное время года. Без огня мы уже не представляем жизни человека, он нужен повсюду: в домах, школах, на заводах и фабриках, в городах и селах.
Огонь – друг человека. Без него невозможна жизнь на земле.
Но огонь может быть не только другом и помощником человека во всех делах, но и врагом. Отчего это зависит, мы с вами сегодня и узнаем.
Говорим – огонь нам друг!
Но врагом он станет вдруг,
Если мы о нём забудем,
Отомстит он сразу людям.
Пожалеете о том
Вы в сражении с огнём.
Тут он страшен и суров –
И от дома – куча дров.
Ведущий: Чтобы от вашего дома не осталось кучи дров, а вы бы долгое время были здоровы, предлагаю вам совершить противопожарное путешествие “Чтобы праздник был радостным”.
Ведущий: Для начала давайте узнаем, что же является причинами пожаров?
Раз, два, три, четыре –
Почему пожар в квартире?
Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил утюг?
Красный отблеск побежал,
Кто-то спички поджигал?
Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил бельё над газом?
Побежал пожар во двор.
Это кто-то жёг костёр.
Пламя прыгнуло в листву.
Кто у дома жёг траву?
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые предметы?
Дым увидел – не зевай,
И пожарных вызывай.
Помни, каждый гражданин,
Этот номер – 01.
Это всем должно быть ясно,
Что шутить с огнём опасно!
Ведущий: Какие же причины пожаров вы запомнили?
Мы узнали про основные причины пожаров и теперь всегда должны помнить, что неосторожное обращение с огнём может привести к беде, как в стихотворении Самуила Яковлевича Маршака “Пожар”.
С.Я. Маршак. Пожар
Мать на рынок уходила,
Дочке Лене говорила:
“Печку, Леночка, не тронь,
Жжётся, Леночка, огонь!”
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой.
В топку красную глядит,
А в печи огонь гудит:
“Нынче в печке места мало,
Разгуляться негде стало.
Маме, Леночка, не верь,
Приоткрой пошире дверь”.
Приоткрыла дверцу Лена,
Соскочил огонь с полена.
Перед печкой выжег пол,
Влез по скатерти на стол,
Пробежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок,
Лижет пол и потолок…
Ведущий: Так что же делать, если всё-таки случилась такая беда – пожар?
Поведение при возникновении загорания или обнаружении пожара зависит от конкретной обстановки и условий распространения огня. Однако в любом случае нельзя впадать в панику и терять самообладание.
1 ребенок. Следует как можно 6ыстрее позвонить по “01” и вызвать пожарную охрану, а самому постараться 6ыстро оценить ситуацию и действовать в зависимости от возраста, навыков и возможностей, не подвергая свою жизнь опасности.
2 ребенок. Пожарную охрану следует вызвать из безопасного места: соседней квартиры или уличного таксофона.
3 ребенок. Набрать номер “01” и сообщить следующие сведения:
- Адрес, где обнаружено загорание или пожар.
- Объект, где происходит пожар: во дворе, в квартире, в школе, на складе и т.д.
- Что конкретно горит: телевизор, мебель, автомобиль.
4 ребенок. Если диспетчер попросит, то уточнить: номер дома, подъезда, квартиры, на каком этаже горит, сколько этажей в здании, откуда удобнее подъехать, код для входа в подъезд, есть ли опасность для людей и т.д.
5 ребенок. Сообщить свою фамилию и телефон.
6 ребенок. Говорите по телефону четко и спокойно, не торопитесь. Знайте, что пока Вы сообщаете о пожаре, пожарная команда уже поднята по тревоге и выезжает (все необходимые сведения бойцам передадут по рации).
7 ребенок. Учтите, что профессионалам гораздо легче потушить огонь в самом начале; не заставляйте их рисковать своими жизнями на большом пожаре из-за твоего промедления.
Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал –
Смело трубку в руки взять,
“01” сумей набрать.
И ещё назвать потом
Город, улицу, и дом,
И квартиру, где живёте,
И с каким она замком.
И ещё сказать: “Даю
Вам фамилию свою,
Также номер телефона,
У которого стою”.
Ведущий: Обязательно на ваш вызов прибудет пожарная команда на современных автомобилях. А вот о том, как началась история пожарной службы мы сейчас узнаем.
Ведущий: 200 лет назад пожары обнаруживали с каланчи – высокой башни.
На площади базарной,
На каланче пожарной
Круглые сутки
Дозорный из будки
Поглядывал
На север, на юг,
На запад, на восток –
Не виден ли дымок?
И если видел он пожар,
Плывущий дым угарный,
Он поднимал сигнальный шар
Над каланчой пожарной.
И два шара, и три шара
Взвивались вверх бывало,
И вот с пожарного двора
Команда выезжала.
Дети рассказывают историю пожарной техники: В XVII веке в России для борьбы с огнем не было специализированной техники. Основными способами ликвидации пожаров были непосредственное заливание огня водой и ломка деревянных строений на пути распространения огня. Для этих целей использовались обычные предметы быта: ведра, топоры, ломы, багры, лопаты, крючья. Для предотвращения распространения огня стены и крыши соседствующих с очагом пожара домов покрывались мешковиной, брезентом, лубом, которые постоянно поливались водой.
После утверждения в 1649 году “Наказа о градском благочинии” сторожа, следившие за противопожарным состоянием в городах, стали оснащаться также ручными пожарными насосами - “водоливными трубами”.
В начале XVIII века в Россию из-за границы для целей пожаротушения стали ввозить насосы - “заливные пожарные трубы”, которые были снабжены кожаными рукавами и медными стволами (брандспойтами). Вода в насос поступала из специальных коробов. Дальность действия водяной струи была около 10 м. Для обслуживания одной заливной пожарной трубы требовалось около 50 человек, из них 12 человек в две смены качали коромысло насоса, 8 - обслуживали выкидные рукава и ствол, а 30 - в одну или две шеренги подносили к трубе воду ведрами.
С увеличением числа многоэтажных зданий в городах России всё острее вставала проблема спасания людей с верхних этажей горящих зданий. Наиболее удобными приспособлениями для этих целей оказались выдвижные пожарные лестницы. Первым русским изобретателем выдвижной пожарной лестницы был Петр Дальгрен. В архивах Российской академии наук сохранился чертеж изобретенной им лестницы оригинальной конструкции (1777 г.).
В 1809 году механик К.В.Соболев сконструировал 3-коленную выдвижную пожарную лестницу. В 1810 году Петербургский архитектор Гесте создал 5-коленную лестницу, высота выдвижения которой составляла 17 м.
К концу XIX века оснащённость пожарных формирований России пожарной техникой значительно возросла: в 1892 году на их вооружении имелось 4970 повозок для доставки пожарных, 169 паровых насосов, 10118 больших ручных насосов, 19 лазаретных фургонов. Вся эта техника находилась на вооружении профессиональных и добровольных пожарных.
От конных повозок с ручными пожарными насосами до мощных средств тушения пожаров - таков путь развития пожарной охраны. Сегодня эта специальная служба – одна из самых быстрых и мобильных.
Ведущий: Огонь может быть человеку другом, а может быть врагом. Послушайте немного фактов, подтверждающих тяжкие последствия небрежного обращения с огнём:
- Ежегодно в мире происходит около 5 миллионов пожаров.
- Каждый час в огне погибает 1 человек, двое получают травмы и ожоги.
- Каждый третий погибший – ребёнок.
- В Москве ежегодно гибнет на пожарах более 500 человек, при этом большинство из них погибает в жилых домах.
Ведущий: Чтобы не попасть в этот страшный список, необходимо соблюдать правила поведения во время пожара.
Ведущий: При загорании и пожаре не следует:
1 ребенок: переоценивать свои силы и возможности;
2 ребенок: рисковать своей жизнью, спасая имущество;
3 ребенок: заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных;
1 ребенок: тушить водой электроприборы, находящиеся под напряжением;
2 ребенок: прятаться в шкафах, кладовых, забиваться в углы и т.п.;
3 ребенок: пытаться выйти через задымленную лестничную клетку (влажная ткань не защищает от угарного газа);
1 ребенок: пользоваться лифтом;
2 ребенок: спускаться по веревкам, простыням, водосточным трубам с этажей выше третьего;
3 ребенок: открывать окна и двери (это увеличивает тягу и усиливает горение);
1 ребенок: выпрыгивать из окон верхних этажей;
2 ребенок: поддаваться панике.
Ведущий: Помните:
3 ребенок: Пожар легче предупредить, чем потушить.
Ведущий: Если на Вас загорелась одежда:
1 ребенок: нельзя бежать, это лишь усилит горение;
2 ребенок: надо быстро сбросить воспламенившуюся одежду, а если это не удалось, следует упасть и кататься по полу (земле), сбивая пламя.
Ведущий: Если на другом человеке загорелась одежда:
1 ребенок: нельзя давать ему бегать - пламя разгорится еще сильнее;
2 ребенок: надо помочь ему быстро скинуть воспламенившуюся одежду и залить ее водой;
3 ребенок: если это не удалось, необходимо повалить пострадавшего на пол (землю) и любым способом сбить пламя, залить водой, засыпать землей, забросать снегом, накинуть плотную ткань (брезент, одеяло, пальто) и плотно прижать ее к горящей одежде. При этом голову пострадавшего оставить открытой во избежание отравления продуктами горения.
1 ребенок: при горении выделяются ядовитые газы: синильная кислота, фосген, а содержание кислорода в воздухе падает. Вот почему опасен не только и даже не столько огонь, сколько дым и гарь от него.
2 ребенок:
Чтобы беда не пришла к вам в дом,
И праздник не был омрачен,
Правила нужно всем выполнять,
О профилактике помнить и не забывать.3 ребенок: Запомни! Пожар легче предотвратить, чем потушить.
1. Запишите на видном месте телефон пожарной службы 01 и телефон ближайшей пожарной части.
2. Не захламляйте балкон - брошенные с верхних этажей сигареты уничтожат не только то, что лежит на балконе, но и содержимое вашей квартиры.
3. С этой же целью, уходя из дома, проверьте, закрыты ли окна и форточки в вашем жилье. От спички вспыхнет ваш тюль.
4. Не храните легковоспламеняющиеся жидкости дома, на даче и в гаражах в большом количестве.
5. Не храните дома ненужные синтетические материалы - они опасны при возгорании.
6. Не включайте в одну розетку большого числа электроприборов.
7. Не оставляйте включенный телевизор в течение длительного времени без присмотра.
Так давайте же, друзья,
Знать, что можно, что нельзя.
Чтобы праздник принёс радость,
Игры, песни, пляски, сладость.
Ведущий: Я надеюсь, что всё, что вы сегодня услышали, вы запомните, и с вами никогда не случится беда и праздник будет радостным у каждого из вас.