Цели урока:
обучающая: изучение основных законов природы.
развивающая: развитие логического мышления(умение классифицировать факты, делать выводы), развитее навыков конспектирования.
воспитательная: Воспитание положительного отношения к знаниям.
Задачи урока:
- изучить закон всемирного тяготения;
- ввести понятие гравитационной постоянной;
- научить несложные задачи на применение формулы закона всемирного тяготения.
Ход урока
I. Организационный момент 1 мин.
Урок идет с применением презентации. Приложение 1
Запишите тему урока: “Закон Всемирного тяготения. Гравитационная постоянная”.
Слайд 1
II. Проверка домашнего задания (5 мин.).
Ребята на прошлом уроке, мы начали изучать новую большую тему: “Гравитационные явления” и вели разговор о гравитационном взаимодействии и гравитационном поле. Для проверки домашнего задания предлагается ответить на вопросы мини-теста. Слайд 2 и Приложение 2.
Слайд 3 (взаимопроверка теста)
III. Объяснение нового материала (20 мин.).
Первый вопрос нашего урока:
IV. История открытия закона.
Закон всемирного тяготения был установлен И. Ньютоном путем обобщения результатов, получе6нных известными астрономами. Важную роль сыграли закономерности движения планет, обнаруженные немецким астрономом И. Кеплером (1571–1630) в результате обработки астрономических наблюдений и информации датского астронома Тихо Браге. Слайд 4
Ньютон открыл закон ещё в 1666 году, но сверяя свою теорию с данными опыт, он обнаружил расхождения и не стал публиковать свои результаты. Позднее выяснилось, что данные, которыми пользовался Ньютон оказались неточными. Получив в свое распоряжение новые данные , ученый убедился в том, что открытый им закон верен и что ему “…тайна мироздания, наконец, открылась ему, единственному в мире…”
V. Рассуждения Исаака Ньютона.
Ученый установил зависимость ускорения свободного падения от расстояния. Слайд 5
Он заметил, что вблизи поверхности Земли, т.е. на расстоянии 6400 км от её центра это ускорение составляет 9,8 м/с2, а на расстоянии, в 60 раз большем, у Луны, это ускорение оказывается в 3600 раз меньше, чем на Земле. Но 3600 = 602. Значит, ускорение свободного падения убывает обратно пропорционально квадрату расстояния от центра Земли. Но ускорение по второму закону Ньютона пропорционально силе. Следовательно, причиной такого убывания ускорения является аналогичная зависимость от расстояния у силы тяготения.
Формулировка закона:
Сила гравитационного притяжения любых частиц прямо пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними Слайд 6
Формула закона: F = G , где
m1 – масса первого тела;
m2 – масса второго тела;
r - расстояние между телами;
G – гравитационная постоянная.
VI. Физкульт. минутка (1, 5 мин.).
VII. Гравитационная постоянная.
Из формулы закона всемирного тяготения найдем гравитационную постоянную, выполнив математические преобразования. Слайд 7
Первые измерения гравитационной постоянной были осуществлены в середине XVIII века.
Точные измерения гравитационной постоянной были проведены в 1796 г. Г. Кавендишем Слайд 8 с помощью крутильных весов. Устройство крутильных весов. Слайд 9. Кавендиш по углу закручивания нити А сумел измерить ничтожно малую силу притяжения между маленькими и большими металлическими шарами. Для этого ему пришлось использовать столь чувствительную аппаратуру, что даже слабые воздушные потоки могли исказить измерения. Поэтому, чтобы исключить посторонние влияния, Кавендиш разместил свою аппаратуру в ящике, который оставил в комнате, а сам проводил наблюдения за аппаратурой с помощью телескопа из другого помещения.
Опыты показали, что G 6,67 10-11Н м2/кг2
Слайд 10
Физический смысл гравитационной постоянной: Гравитационная постоянная численно равна силе, с которой притягиваются две частицы массой по 1 кг каждая, находящиеся на расстоянии 1 м друг от друга.
VIII. Физкульт. минутка для глаз (1 мин.). Приложение 3
IX. Границы применяемости закона. Слайд 11
Для материальных точек.
X. Закрепление изученного материала (15 мин.).
Решение задач.
Задача:
С какой силой притягиваются друг к другу два энциклопедических словаря массой 600 грамм каждый, находящиеся на расстоянии 1 метра друг от друга? Слайд 12
Выполнение теста. Слайд 13 и Приложение 4
Взаимопроверка. Слайд 14
XI. Домашнее задание (0,5 мин.).
§ 40, 41 № 156.
XII. Итоги урока. (1 мин.).
Выставление оценок.