Цель: Формирование представлений учащегося о различных видах интонации
и
их значении в раскрытии художественного образа произведения.
Задачи:
Обучающие:
- формирование представлений о роли интонаций в раскрытии художественного образа произведения: в живописи, в литературе, в музыке
- определение связи между разговорным языком и музыкальным;
- выявление характерных интонационных особенностей в разножанровых произведениях.
Развивающие:
- развитие аналитических способностей в области музыкального мышления.
Воспитательные:
- воспитание интонационно-образного мышления; точного “прочтения” различных интонационных рисунков;
- воспитание внимания; умения слушать и слышать музыку.
Тип урока: Комбинированный, углубление в обозначенную тему.
Продолжительность урока: 45 минут.
Зрительный ряд:
- слайдовая презентация (Приложение 1);
- репродукции картин (в слайдовой презентации – слайд 3);
- рисунки “Звонок” (Приложение 2);
- таблицы “Принципы интонаций” и “Музыкальная форма” (Приложение 3);
- словарь “Интонация – в музыке” (Приложение 4).
Оборудование: компьютер, аудиомагнитофон, музыкальный инструмент – фортепиано.
Музыкальный ряд:
- А.Гречанинов “Маленькая сказка”.
- В.Купревич “Элегическая серенада”.
- Шуман “Смелый наездник”.
- Н.Римский–Корсаков “Полет шмеля”.
- Л.Бетховен “К Элизе”.
Музыкальные произведения, исполненные учащимся:
- П.Чайковский “Старинная французская песенка”.
- Д.Кабалевский “Воинственный танец”.
- Р. Петерсон “Матрешка”.
- К.Ф.Э Бах “Полонез”.
- Р. Петерсон “Автомобиль”.
Структура урока:
1. Организационный момент:
Эмоциональный настрой.
Сообщение темы урока и цели.
2. Введение в тему:
Беседа о роли интонации в раскрытии художественного образа произведения; об интонациях в живописи, в литературе, в музыке; о связи между разговорным языком и музыкальным;
3. Основная часть.
а) Музыкальная интонация.
б) 4 принципа интонаций.
в) Составляющие компоненты музыкальной формы.
г) Прослушивание музыкальных примеров.
д) Работа над музыкальными произведениями из репертуара учащегося (эскизная).
4. Итог урока. Рефлексия.
Слайд 1.
1. Организационный момент.
Сегодня мы продолжаем знакомиться с темой “Интонация”.
Тема нашего занятия “Роль интонации в раскрытии художественного образа произведения”. Попробуем проникнуть в суть этого явления более глубоко и детально рассмотреть некоторые важные аспекты.
2. Введение в тему.
Слайд 2.
Поговорим о разных видах искусства: это живопись, литература и музыка. Что объединяет эти виды, с точки зрения нашей темы “Интонация и ее роль в раскрытии художественного образа произведения”? Можем ли мы сказать, что интонация нужна везде?
Слайд 3.
Рассмотрим внимательно представленные картины.
В самом деле: в живописи – это определенный ТОН краски, определенные цветовые решения, ритм мазка и др. нюансы, при помощи которых и создается образ данного произведения.
Слайд 4.
Что в литературе: в прозе, поэзии? Какую роль играет интонация?
Любое слово можно произнести по-разному: с вопросительной, утвердительной или восклицательной интонацией, например, слово “звонок” (Приложение 2).
Ученик произносит слово, меняя интонацию. Объясняет, как меняется смысловое значение слова в каждом случае.
Слайд 5.
Поработаем с предложением.
Пример логических ударений во фразе:
Я помню чудное мгновение.
Я помню чудное мгновение.
Я помню чудное мгновение.
Я помню чудное мгновение.
Ученик произносит фразы, меняя логические ударения. Объясняет, как меняется смысловое значение фразы в каждом случае.
Смысл данной фразы меняется в зависимости от интонации и расстановки логических ударений? Да.
Предлагается ученику выразительно прочитать фрагмент из стихотворения (домашнее задание) и объяснить, какие интонации использовались автором, для достижения выразительного смысла.
Музыкальное развитие, его законы и логика строится по аналогии с литературным, что упрощает нам работу с фразировкой в произведениях.
Слайд 6.
Определим черты сходства музыкальной и разговорной речи:
- и речь и музыка являются средствами общения между людьми;
- и речь и музыка имеют определенное содержание (образ).
Как речь без всякого содержания не есть речь, так и музыка, лишенная содержания, не есть музыка.
П.Чайковский “Старинная французская песенка” (звучит в исполнении преподавателя).
Красивая, выразительная речь стремится приблизиться к музыке, а музыка в свою очередь, во многом стремится приблизиться к разговорной речи, чтобы быть понятной многим людям и без слов.
Слайд 7.
Способ передачи содержания.
В речи – через значения слова языка. (Функция обозначения.
В музыке – непосредственно выражается в звуковых образах. (Функция выражения.)
3. Основная часть.
Сейчас обратимся к музыке. Что такое интонация в музыке?
Работа со словарем (Приложение 4).
Слайд 8.
Интонация – это высотная организация музыкальных звуков (тонов) в их последовательности.
Музыкальная интонация отличается от речевой фиксированностью звуков по высоте и подчинением их системе лада.
Поскольку музыка есть язык, первая задача исполнителя заключается в том, чтобы научиться “говорить” правильно: чисто, внятно, членораздельно, сообразно с принятыми нормами произношения.
Истоки музыкального мышления восходят к ощущению интонации. Это первооснова музыкально-эстетического переживания.
Слайд 9.
“Музыка – интонация”, – гласит лаконичная формула Б.Асафьева…. интонация есть “главный проводник” музыкальной содержательности, музыкальной мысли.
Итак, мы выяснили, что интонация – главный проводник музыкальной мысли, поэтому задача исполнителя заключается в том, чтобы научиться правильно понимать и “высказывать” свои мысли при помощи интонации, т. е. правильно интонировать на инструменте.
В музыке, как и в обычной человеческой речи, как мы уже выяснили, есть свои знаки препинания, которые и разделяют музыку на фразы, предложения.
Слайд 10.
Музыкальная фраза, мелодия. Пьеса обычно вырастают из одного, двух, НЕСКОЛЬКИХ ЗЕРЕН (мотивов). Каждое такое “зерно” называется интонацией. “Зерно-интонация” – из нее вырастает мелодия. Главное, что содержится в зерне-интонации – характер музыки. Главная интонация обычно пронизывает все произведение. Именно по нему мы и узнаем знакомую музыку.
Л.Бетховен: “К Элизе” (фрагмент исполняет учитель).
Слайд 11.
Интонации вопроса и ответа это основные. Рассмотрим представленные примеры. Все эти интонации “опираются” на основной тонический звук, либо опевают его.
Слайд 12.
Обратимся к таблице “Принципы интонаций” (Приложение 3).
Все интонации условно можно разделить на 4 принципа:
- персонаж, лирический герой.
- голос и движение;
- жанровые, стилевые интонации;
- категории.
Слайд 13.
Теперь рассмотрим вторую таблицу (Приложение 3).
Музыкальная форма произведения состоит из:
- целостной интонационной формы;
- средств музыкальной выразительности.
Все в искусстве звуковых образов – богатство музыкальных средств, многообразие элементов (мелодия, гармония, ритм и т. д.) имеет интонационную основу.
Музыкальная интонация – “сплав” средств музыкальной выразительности.
Теоретически мы разобрались в данном вопросе. Сейчас попробуем все эти знания применить в музыке, рассмотрим конкретные музыкальные примеры.
1. Нотная запись является средством фиксации особенностей музыкальной речи.
А.Гречанинов “Маленькая сказка” (II принцип – опыт речи);
П.Чайковский “Старинная французская песенка” (II принцип – пение).
О чем говорит музыка. Диалог с учащимся
2. Интонации бывают выразительные и изобразительные.
Музыка выражает чувства человека (радость, гнев, печаль, тревога и др.) – I принцип. Музыку создает человек, он создает ее для людей, поэтому в музыке, прежде всего, выражаются мысли и чувства человека.
В.Купревич “Элегическая серенада” (фрагмент исполняет учитель).
3. Изображает различные черты характера (силу и мужество, нежность и мягкость, серьезность, шутливость) – I принцип.
Р.Шуман “Смелый наездник” Р.Шуман “Веселый крестьянин”. Д.Кабалевский “Воинственный танец” |
(исполняется учащимся) |
4. Музыка создает музыкальные портреты людей, сказочных персонажей и т. д. – I принцип.
Д.Кабалевский “Клоуны” (исполняется учащимся).
М.Мусоргский “Балет невылупившихся птенцов” (аудиозапись).
Р. Петерсон “Матрешка” (исполняется учащимся).
5. Музыка изображает различные состояния и картины природы (звуки и шумы, пение птиц, журчание ручья, грозу и бурю, колокольный звон и др.) – II принцип.
П.Чайковский “Баркарола” из цикла “Времена года” (видеозапись в исполнении М.Плетнева)
6. Музыка изображает движение (поступь, шаг, движение поезда, конницы и др.) – II принцип.
Н.Римский–Корсаков “Полет шмеля” (аудиозапись)
7. Жанровая принадлежность интонаций – III принцип.
К.Ф.Э Бах “Полонез” – (исполняется учащимся) работа над интонационной выразительностью исполнения.
8. Стилевые особенности интонаций – III принцип.
Р. Петерсон “Автомобиль” – (исполняется учащимся) эскизная работа над произведением.
В основной части урока происходит работа над произведениями из репертуара учащегося. Учащийся, используя данные классификации мелодий, рассказывает к какому типу и виду относятся те или иные интонации, каков их характер, стилистические особенности, штриховая и динамическая палитра. Используя весь этот “арсенал”, происходит художественная работа над интонациями.
4. Заключительная часть
Слайд 14.
Подведем итог урока.
Учащийся рассказывает, какие знания им были закреплены на уроке, что было нового, необычного.
Объясняет важность и значение в работе над интонациями в произведениях различных жанров.
Итог урока подводит преподаватель.
Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохом леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность.
Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.
Сегодня мы вели разговор об интонациях, об их разновидностях. Постарались выстроить логичную систему классификации интонаций по их принципам, т. е. разновидностям.
Мы определили, что интонации нужны в разных видах искусства: это живопись, литература и музыка. И именно интонация является определяющим моментом в создании образа произведения.
Интонация – это главное орудие, основной “инструмент”, при помощи которого писатель, композитор, художник создают свои образы в произведениях.
Использованная литература:
- Малиновская А.В. “Фортепиано-исполнительское интонирование” М., “Музыка”, 1990.
- Милич Б.Е “Воспитание ученика-пианиста” М., “КИФАРА”, 2002.
- Нейгауз Г.Г. “Об искусстве фортепианной игры” М., Музгиз, 1961.
- Цыпин Г.М. “Обучение игре на фортепиано” М., “ПРОСВЕЩЕНИЕ”, 1984.
- Программно-методические материалы. “Музыка” начальная школа. М., ДРОФА, 2001.
- “Спутник учителя музыки” сост. Т.В.Челышева, М., “ПРОСВЕЩЕНИЕ”, 1993.
- “Музыка в школе”, научно-методический журнал, М., № 2, 2000; №№ 1, 2, 2001; № 3, 2003.