Цели:
познакомить детей с растениями; выявить
признаки, общие для всех растений, черты сходства
и отличия травянистых растений, кустарников и
деревьев; показать их разнообразие и красоту;
Оборудование:
- учебник О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова “Окружающий мир” 1 класс;
- О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова “Наш мир в вопросах и заданиях. Тетрадь для самостоятельных работ”;
- О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова "Давай знакомиться, мир", хрестоматия;
- Маша и Миша;
- альбом “Коллекция растений”;
- комплект открыток “Растения”;
- картинка вертолёта;
- конверты со схемами “Выбери растение”, с заданиями;
- вырезанные рисунки;
- плакат с изображением сада Ивановых.
Литература на выставку:
- Мир растений. – М.: ЭКСМО-Пресс. (Серия “Энциклопедия”) 2002.
- Катханова Ю.Ф. Оригами. - М.:Владос, 1994
Ход урока
1. Организационный момент.
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!
Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу.
Девиз урока:
“Наблюдай и восхищайся
Изучай и береги!”
2. Повторение пройденного материала.
Учитель: Сегодня у нас урок-путешествие. мы отправимся в царство растений. Растения на земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: “Растения – зеленая одежда Земли”. Они образуют леса, луга, сады.
Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой. Наука о растениях называется ботаникой.
- Кто догадался, куда мы попали? (В сад семьи Ивановых, по которому гуляли на прошлом уроке)
- А кого вы видели в саду?
- Бабочек, стрекозу, кузнечика, божью коровку.
- Как их можно назвать одним словом?
- Насекомые.
- Докажите.
- У насекомых шесть ног
Карточка 1
Разрешите спор двух школьников: Марина говорит: животные – это только дикие звери. Галка - птица, а не животное, да и бабочка – насекомое, а не животное. Егор не согласен с Мариной. Он считает, что всё, что движется, питается, даёт потомство, то есть живёт, относится к животным. Кто из детей прав? |
- О чём или о ком так говорят?
Дышит, растёт,
А ходить не может.
- О растениях.
3. Вступительная беседа.
Учитель:
Положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас ярко светит солнце. А сад в эту пору в полной красоте. Залюбуешься стройными яблонями, заглядишься на яблоню, а малина так и тянется к тебе длинными гирляндами ягод.
А какое разнообразие благоухающих запахов в саду! То густо-смолистые, то сладковато-хмельные, то кисловато-терпкие и многие другие. Ни в одном другом месте не найти такого разнообразия запахов. И все их с удовольствием вдыхаешь. Хочется хоть маленькую долю их унести с собой.
(На доске появляется сад семьи Ивановых)
- Откройте глазки. Мы с вами оказались в саду. С каким настроением вы оказались в саду?
- Весёлым, радостным, приподнятым.
- А почему?
- Мы представили красоту природы.
- Какие растения мы можем увидеть в саду с вертолёта?
- Рябину, берёзу, яблоню, грушу.
- А как можно назвать эти растения одним словом?
- Деревья.
- Деревья высокие, поэтому их видно с вертолёта. А чтобы увидеть растения, которые ростом ниже, придётся спуститься в сад. Что тогда можно увидеть?
- Малину, смородину, калину. А также одуванчик, колокольчик, ромашку, подорожник.
- Попробуйте узнать растения.
4. Физкультминутка.
(Проводят два ученика: один читает текст, а другой показывает движения)
Вышли мы из дома и идём по дорожке во дворе. (Топаем ногами)
Сворачиваем на тропинку, заходим в сад, идём тихо, чтобы никого не потревожить. (Руки на пояс, идем на носках)
Впереди река, идём по песочку, песок под ногами шуршит. (Трем ладонью о ладонь)
А сейчас по деревянному мосточку переходим реку. (Хлопки ладонями по коленям)
Речку перешли, остановимся и искупаемся, поплаваем. (Движение имитирующее плавание)
Снова вышли на дорожку, деревья большие вокруг, высокие, от ветра качаются. (Руки над головой, качаемся)
А впереди канавка – прыгаем, теперь кустик – прыгаем.
Остановились, пришли.
Группы получают конверты с заданиями. (Приложение 1)
4. Работа в группах.
Работать будем в научно-исследовательских лабораториях. (Инструктаж по работе в группах)
- перед работой нужно договориться, кто что будет делать;
- не спорить зря, а доказывать, объяснять;
- каждый должен слушать своих товарищей.
- каждый должен принимать участие в работе.
ПРАВИЛА ДРУЖНОЙ РАБОТЫ
Выслушав ответы учитель делает вывод.
Растения можно разделить на 3 группы – деревья, кустарники и травянистые растения.
Карточка 3
Листья какого растения рассматривает Маша? Что делает Маша ? А зачем ? |
- Растения, как и животные относятся к живой
природе, т.е. для них характерны такие признаки
живой природы, как дыхание, питание, рост,
потомство, увядание. Докажите это.
Питание – поливка и подкормка
Значит растения – часть живой природы.
Карточка 4
Зачеркните в каждом ряду одно лишнее слово, объясните свой ответ: Берёза, смородина, осина |
Карточка 5
Рассмотри рисунок справа в учебнике на странице 19. - Что предлагают сделать авторы учебника? - Что мы увидим через несколько дней? Дети встают, подходят к столу и сажают в землю проросшие семена гороха. |
6. Итог урока.
- Зачем человеку растения?
- Как человек должен относится к растениям?
7. Минутка рефлексии деятельности.
Отметьте на “ Барометре настроения” (Приложение 2) своё настроение после урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Какие растения вас удивили? (Самооценка своей работы)