Урок по окружающему миру, 1-й класс: "Растения – часть живой природы"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • познакомить детей с растениями; выявить признаки, общие для всех растений, черты сходства и отличия травянистых растений, кустарников и деревьев; показать их разнообразие и красоту;
  • совместно с детьми познакомиться с новым термином “органы растений” (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
  • учить описанию природных объектов.

Оборудование:

  • учебник О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова “Окружающий мир” 1 класс;
  • О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова “Наш мир в вопросах и заданиях. Тетрадь для самостоятельных работ”;
  • О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова "Давай знакомиться, мир", хрестоматия;
  • Маша и Миша;
  • альбом “Коллекция растений”;
  • комплект открыток “Растения”;
  • картинка вертолёта;
  • конверты со схемами “Выбери растение”, с заданиями;
  • вырезанные рисунки;
  • плакат с изображением сада Ивановых.

Литература на выставку:

  1. Мир растений. – М.: ЭКСМО-Пресс. (Серия “Энциклопедия”) 2002.
  2. Катханова Ю.Ф. Оригами. - М.:Владос, 1994
  3. Ход урока

1. Организационный момент.

На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!

Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу.

Девиз урока:

“Наблюдай и восхищайся
Изучай и береги!”

2. Повторение пройденного материала.

Учитель: Сегодня у нас урок-путешествие. мы отправимся в царство растений. Растения на земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: “Растения – зеленая одежда Земли”. Они образуют леса, луга, сады.

Зеленый наряд делает нашу планету удивительно красивой. Наука о растениях называется ботаникой.

- Кто догадался, куда мы попали? (В сад семьи Ивановых, по которому гуляли на прошлом уроке)

- А кого вы видели в саду?

- Бабочек, стрекозу, кузнечика, божью коровку.

- Как их можно назвать одним словом?

- Насекомые.

- Докажите.

- У насекомых шесть ног

Карточка 1

Разрешите спор двух школьников:

Марина говорит: животные – это только дикие звери. Галка - птица, а не животное, да и бабочка – насекомое, а не животное.

Егор не согласен с Мариной. Он считает, что всё, что движется, питается, даёт потомство, то есть живёт, относится к животным.

Кто из детей прав?

- О чём или о ком так говорят?

Дышит, растёт,
А ходить не может.

- О растениях.

3. Вступительная беседа.

Учитель:

Положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас ярко светит солнце. А сад в эту пору в полной красоте. Залюбуешься стройными яблонями, заглядишься на яблоню, а малина так и тянется к тебе длинными гирляндами ягод.

А какое разнообразие благоухающих запахов в саду! То густо-смолистые, то сладковато-хмельные, то кисловато-терпкие и многие другие. Ни в одном другом месте не найти такого разнообразия запахов. И все их с удовольствием вдыхаешь. Хочется хоть маленькую долю их унести с собой.

(На доске появляется сад семьи Ивановых)

- Откройте глазки. Мы с вами оказались в саду. С каким настроением вы оказались в саду?

- Весёлым, радостным, приподнятым.

- А почему?

- Мы представили красоту природы.

- Какие растения мы можем увидеть в саду с вертолёта?

- Рябину, берёзу, яблоню, грушу.

- А как можно назвать эти растения одним словом?

- Деревья.

- Деревья высокие, поэтому их видно с вертолёта. А чтобы увидеть растения, которые ростом ниже, придётся спуститься в сад. Что тогда можно увидеть?

- Малину, смородину, калину. А также одуванчик, колокольчик, ромашку, подорожник.

- Попробуйте узнать растения.

4. Физкультминутка.

(Проводят два ученика: один читает текст, а другой показывает движения)

Вышли мы из дома и идём по дорожке во дворе. (Топаем ногами)

Сворачиваем на тропинку, заходим в сад, идём тихо, чтобы никого не потревожить. (Руки на пояс, идем на носках)

Впереди река, идём по песочку, песок под ногами шуршит. (Трем ладонью о ладонь)

А сейчас по деревянному мосточку переходим реку. (Хлопки ладонями по коленям)

Речку перешли, остановимся и искупаемся, поплаваем. (Движение имитирующее плавание)

Снова вышли на дорожку, деревья большие вокруг, высокие, от ветра качаются. (Руки над головой, качаемся)

А впереди канавка – прыгаем, теперь кустик – прыгаем.

Остановились, пришли.

Группы получают конверты с заданиями. (Приложение 1)

4. Работа в группах.

Работать будем в научно-исследовательских лабораториях. (Инструктаж по работе в группах)

    ПРАВИЛА ДРУЖНОЙ РАБОТЫ

  • перед работой нужно договориться, кто что будет делать;
  • не спорить зря, а доказывать, объяснять;
  • каждый должен слушать своих товарищей.
  • каждый должен принимать участие в работе.

Выслушав ответы учитель делает вывод.

Растения можно разделить на 3 группы – деревья, кустарники и травянистые растения.

Карточка 3

    Листья какого растения рассматривает Маша?

    Что делает Маша ?

    А зачем ?

- Растения, как и животные относятся к живой природе, т.е. для них характерны такие признаки живой природы, как дыхание, питание, рост, потомство, увядание. Докажите это.

  • Питание – поливка и подкормка
  • Рост – взрослое растение и его побеги
  • Потомство – усы
  • Увядание – гибель
  • Дыхание – Маша рыхлит землю для того, чтобы в земле было больше воздуха, который нужен для дыхания растений.

Значит растения – часть живой природы.

Карточка 4

    Зачеркните в каждом ряду одно лишнее слово, объясните свой ответ:

    Берёза, смородина, осина
    Калина, малина, клевер
    Одуванчик, клён, подорожник

Карточка 5

    Рассмотри рисунок справа в учебнике на странице 19.

    - Что предлагают сделать авторы учебника?

    - Что мы увидим через несколько дней?

    Дети встают, подходят к столу и сажают в землю проросшие семена гороха.

6. Итог урока.

- Зачем человеку растения?

- Как человек должен относится к растениям?

7. Минутка рефлексии деятельности.

Отметьте на “ Барометре настроения” (Приложение 2) своё настроение после урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие растения вас удивили? (Самооценка своей работы)