Решая проблему повышения качества образовательного процесса, деятели педагогической науки (В.А. Кальней, Д.Ш. Матрос, Н.Н. Мельникова, Д.М. Полев, С.Е. Шишов) считают качество социальной, психолого-педагогической категорией.
Одной из существенных тенденций, характеризующих новый этап реализации доктрины Российского образования, является понимание того, что качество образования в решающей мере зависит от личности руководителя, способного овладеть новой управленческой философией и принципами деятельности педагогического коллектива такими как:
- принцип универсализма,
- принцип приоритетов защиты Детства,
- принцип сотрудничества,
- принцип оптимализма,
- принцип педагогической доминанты деятельности,
- принцип психолого-педагогической толерантности,
Кроме того, философия управляющей системы образовательного учреждения, которое работает в режиме развития, включает выбор ведущих принципов управления образовательным процессом:
- принцип центрации воспитания и обучения на развитие личности;
- принцип гуманизации отношений между участниками образовательного процесса: педагог – ребенок – родитель;
- принцип демократизации;
- принцип гуманитаризации образования
- принцип дифференциации и мобильности образования;
- принцип непрерывности.
В аспекте масштабных проблем, стрессах и эрозии традиционных ценностей современный руководитель должен в совершенстве владеть управленческими методами: административными, экономическими и социально-психологическими. Они стимулируют педагогов на качество педагогического труда, что является показателем качества образовательного процесса в целом.
Однако, в управленческой практике образовательным учреждением представленные группы методов не всегда срабатывают, что блокирует повышение профессиональной компетентности педагогов, режим развития ДОУ и его конкурентоспособность в части качества воспитательно-образовательного процесса.
До настоящего времени в практике педагогического менеджмента встречаются top-менеджеры, которые используют старый способ воздействия на членов коллектива – метод «кнута и пряника». На наш взгляд такому методу управления надо противопоставить группу методов социально-психологического воздействия на педагогический коллектив, способствующих мотивировать членов коллектива на качество педагогического труда.
Считаем, что руководители зачастую выполняют рутинную работу, поддающуюся контролю и учету, не требующую высокой квалификации. Это не решает проблемы мотивации членов педагогического коллектива на повышение качества их труда.
Понимая, что педагог считает вознаграждение ценным для себя, мы в своей управленческой деятельности использовали это как мотив к повышению качества педагогического труда.
Изучив особенности вновь созданного коллектива, нами разработана и апробируется система мотивации педагогов с приоритетом осуществления социально-психологических методов управления. В ее основу легли теории мотивации А. Мориты и Д.М. Грегора. Она представлена интерпретацией следующих компонентов:
В целях повышения качества педагогического труда усилить воздействие главных мотиваторов на личность педагога средствами социально-психологических методов управления.
Главные мотивы
Личностный рост: возможности для повышения квалификации, перспектива роста, творчества, самореализации, самовыражения;
Чувство причастности: информация о деятельности ОУ, перспективах его развития, коллегиальность в принятии решений;
Интерес и вызов: работа, требующая мастерства, творчества, возрастающая ответственность, соревновательный эффект.
Социально-психологические методы управления: планирование социального развития коллектива, применение различных форм коллективного и индивидуального поощрения, сохранение и развитие традиций коллектива, изучение и направленное формирование мотивов трудовой деятельности, предоставление более значимой, самостоятельной работы; стимуляция поиска, личностного смысла в выполняемом виде деятельности; целевая постановка перед подчиненными конкретных новых трудовых целей; коллегиальность в принятии управленческих решений.
Регуляторы мотивации: условия труда: эргономика рабочего места, дизайн, низкий уровень шума, эстетика. Вознаграждения: достойная зарплата, доплаты и надбавки за показатели в педагогической деятельности, социальный пакет. Безопасность: ощущение значимости своего труда, уважение, признание, одобрение коллег и руководителя, психологический комфорт.
Эффективность разработанной системы мотивации членов коллектива к повышению качества педагогического труда оценивалась по следующим критериям:
- творческая способность специалистов дошкольного детства генерировать и продуцировать новые представления и идеи, проектировать и моделировать их в практических формах деятельности;
- культурно – эстетическая развитость и образованность, что предполагает интеллектуальную и эмоциональную развитость и высокий уровень культурной грамотности педагога;
- открытость личности педагога к новому, отличному от себя, к инакомыслию, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления.
Представленные социально-психологические методы управления системы мотивации педагогов, могут быть адаптированы к условиям и возможностям образовательного учреждения другого типа и вида. Это указывает на их практическую значимость для управленческой деятельности, решает проблему повышения качества педагогического труда системы Российского образования.