Социально-психологические аспекты управления качеством образовательного процесса

Разделы: Администрирование школы


Решая проблему повышения качества образовательного процесса, деятели педагогической науки (В.А. Кальней, Д.Ш. Матрос, Н.Н. Мельникова, Д.М. Полев, С.Е. Шишов) считают качество социальной, психолого-педагогической категорией.

Одной из существенных тенденций, характеризующих новый этап реализации доктрины Российского образования, является понимание того,  что качество образования в решающей мере зависит от личности руководителя, способного овладеть  новой управленческой философией и принципами деятельности педагогического коллектива такими как:

  1. принцип универсализма,
  2. принцип приоритетов  защиты Детства,
  3. принцип сотрудничества,
  4. принцип оптимализма,
  5. принцип педагогической доминанты деятельности,
  6. принцип психолого-педагогической толерантности, 

Кроме того, философия управляющей системы образовательного учреждения,  которое работает в режиме развития, включает выбор ведущих принципов управления образовательным процессом:

  • принцип центрации воспитания и обучения  на  развитие личности;
  • принцип гуманизации отношений между участниками образовательного процесса: педагог – ребенок – родитель;
  • принцип демократизации;
  • принцип гуманитаризации образования
  • принцип дифференциации и мобильности образования;
  • принцип непрерывности.

В аспекте масштабных проблем, стрессах и эрозии традиционных ценностей  современный руководитель должен в совершенстве владеть управленческими методами: административными, экономическими и социально-психологическими. Они стимулируют педагогов на качество педагогического труда, что является показателем качества образовательного процесса в целом.

Однако, в управленческой практике образовательным учреждением представленные группы методов не всегда срабатывают, что блокирует повышение профессиональной компетентности педагогов, режим развития ДОУ и его конкурентоспособность в части качества воспитательно-образовательного процесса.

До настоящего времени в практике педагогического менеджмента встречаются   top-менеджеры, которые  используют старый способ воздействия  на членов коллектива – метод «кнута и пряника». На наш взгляд такому методу управления надо противопоставить группу методов социально-психологического воздействия на педагогический коллектив, способствующих мотивировать членов коллектива на качество педагогического труда.

Считаем, что руководители зачастую выполняют рутинную работу, поддающуюся контролю и учету, не требующую высокой квалификации. Это  не решает проблемы мотивации членов педагогического коллектива на повышение качества их труда. 

Понимая, что педагог считает вознаграждение ценным для себя, мы в своей управленческой деятельности  использовали это  как мотив к повышению качества педагогического труда.

Изучив особенности вновь созданного коллектива, нами разработана и апробируется система мотивации педагогов с приоритетом осуществления социально-психологических методов управления. В ее основу легли теории мотивации А. Мориты и Д.М. Грегора. Она представлена интерпретацией следующих компонентов:

В целях повышения качества педагогического труда усилить воздействие главных мотиваторов на личность педагога средствами социально-психологических методов управления.

Главные мотивы

Личностный рост: возможности для повышения квалификации, перспектива роста, творчества, самореализации, самовыражения;

Чувство причастности: информация о деятельности ОУ, перспективах его развития, коллегиальность в принятии решений;

Интерес и вызов: работа, требующая мастерства, творчества, возрастающая ответственность, соревновательный эффект.

Социально-психологические методы управления: планирование социального развития коллектива, применение различных форм коллективного и индивидуального поощрения, сохранение и развитие традиций коллектива, изучение и направленное формирование мотивов трудовой деятельности,  предоставление более значимой, самостоятельной работы; стимуляция поиска, личностного смысла в выполняемом виде деятельности; целевая постановка перед подчиненными конкретных новых трудовых целей; коллегиальность в принятии управленческих решений.

Регуляторы мотивации: условия труда: эргономика рабочего места, дизайн, низкий уровень шума, эстетика. Вознаграждения: достойная зарплата, доплаты и надбавки за показатели в педагогической деятельности, социальный пакет. Безопасность: ощущение значимости своего труда, уважение, признание, одобрение коллег и руководителя, психологический комфорт.

Эффективность разработанной системы мотивации членов коллектива к повышению качества педагогического труда оценивалась по следующим критериям:

  • творческая способность специалистов дошкольного детства генерировать и продуцировать новые представления и идеи, проектировать и моделировать их в практических  формах деятельности;
  • культурно – эстетическая развитость и образованность, что предполагает интеллектуальную и эмоциональную развитость и высокий уровень культурной грамотности педагога;
  • открытость личности педагога к новому, отличному от себя, к инакомыслию, что базируется на толерантности личности, гибкости и панорамности мышления.

Представленные социально-психологические методы управления  системы мотивации педагогов, могут быть адаптированы к условиям и возможностям образовательного учреждения другого типа и вида. Это указывает на их практическую значимость для управленческой деятельности,  решает проблему повышения качества педагогического труда системы Российского образования.