Учение с увлечением
нужно всем без исключения
Цель: Привитие интереса к предмету, раскрытие притягательных сторон математики. Развитие фантазии, логики у учащихся
Если позволяют возможности кабинета, проводить конкурс надо используя слайды Презентации (Приложение 1).
Учитель:
От наших дней до мира сотворения
Заслуги математики верны
Ведь ими создана таблица умножения,
Бином и «пифагоровы штаны».
Они нам дали интеграл и синус
И научили множить и делить,
И знают где поставить «плюс» и «минус»,
В какую степень числа возводить.
В своих стремлениях они неутомимы
И интеллектом, как один полны.
И лишь с собой по модулю сравнимы
Другие им в подметки не годны.
Итак, ребята, начинаем наш математический конкурс, где вы, надеюсь, тоже блеснете своим интеллектом.
1. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОМАНД
А сейчас, чтобы настроиться на математическую волну, проведем небольшую разминку.
2. РАЗМИНКА
1. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый?
2. Горело 5 свечей, две из них погасли. Сколько свечей останется?
3. У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у отца?
4. Что тяжелее: 1кг ваты или 1кг железа?
5. На одной чаше весов кирпич, а на другой половина такого же кирпича и гиря в 1кг. Весы в равновесии. Сколько весит кирпич?
6. На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели еще 2 воробья, кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке?
7. Крыша одного дома не симметрична: один ее скат составляет с горизонтом угол в 700 , а другой в 600. Предположим, что петух откладывает на гребне крыши яйцо. Куда оно покатится?
8. Если у четырехугольника отрезать один угол, то сколько углов у него останется?
3. КОНКУРС «ЭРУДИТ»
Разгадывание кроссворда.
1. Действие обратное умножению
2. Знак, показывающий отсутствие единицы, какого-либо разряда.
3. Знак действия.
4. Наименьшее однозначное число.
5. Наименьшая единица времени.
6. Число, выраженное единицей шестого разряда.
7. Фигура, ограниченная окружностью.
Пока подводят итоги, прочитать из рубрики «ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?»
«Думать лучше по средам»
Может ли изменяться работоспособность мозга в зависимости от дня недели? Это решили выяснить ученые одного из высших учебных заведений столицы Германии. Специалисты проверяли, как усваивается изучаемый материал в разные дни недели. Некоторые студенты, стараясь показать себя «с лучшей стороны», занимались сверх прилежно. Однако оказалось, что лишь во вторник и среду, даже самые способные студенты, усваивали материал лучше. В понедельники же, четверги и пятницы, все без исключения студенты были менее внимательны. Ученые считают, что после выходного сосредотачиваться труднее, а в конце недели сказывается усталость.
4. КОНКУРС «ЛОГИКОВ»
Собрался Иван-царевич на бой со Змеем Горынычем, трехглавым и трёххвостным. Вот тебе меч- кладенец, - говорит ему Баба Яга.- Одним ударом ты можешь срубить Змею либо одну голову, либо две головы, либо один хвост, либо два хвоста. Запомни: срубишь голову - новая вырастит, срубишь хвост- два новых вырастут, срубишь два хвоста - голова вырастит, срубишь две головы- ничего не вырастит. За сколько ударов мечом Иван-царевич сможет срубить Змею все головы и хвосты?
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
А теперь послушайте индусскую притчу, которую любил рассказывать один из создателей Московского художественного театра Константин Сергеевич Станиславский.
Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко, но вот пошел один. Вокруг него кричали, стреляли, его всячески пугали, отвлекали, но он не пролил молоко.
«Ты слышал крики, выстрелы? Спросил его потом Магараджа. – Ты видел, как тебя пугали?» «Нет, повелитель, я смотрел на молоко.»
Не слышать и не видеть ничего постороннего – вот до какой степени может быть сосредоточенно внимание.
Итак, от каждой команды приглашаем самого внимательного.
5. КОНКУРС «ДОПИШИ, КАК МОЖЕШЬ»
Заметить закономерность в рядах чисел, записать в каждую строчку по два следующих числа:
2; 3; 4; 5; 6; 7;…
10; 9; 8; 7; 6; 5;…
5; 10; 15; 20; 25; 30;…
9; 12; 15; 18; 21; 24;…
8; 8; 6; 6; 4; 4; …
3; 7; 11; 15; 19; 23;…
9; 1; 7; 1; 5; 1;…
4; 5; 8; 9; 12; 13;…
25; 25; 21; 21; 17; 17;…
1; 2; 4; 8; 16; 32;…
Пока они готовятся, с остальными ребятами передохнуть.
1) Однажды Шерлок Холмс и его неизменный спутник доктор Ватсон отправились в путешествие на воздушном шаре. Сильный ветер погнал их шар в неизвестном направлении. Затем ветер несколько унялся, и, они приземлились в пустынной и загадочной местности. Вскоре, однако, они заметили приближающегося к ним человека.
- Не могли бы вы, хотя бы приблизительно, сказать нам, где мы находимся? Спросил его Холмс.
Человек задумался на некоторое время и затем ответил.
- Почему приблизительно? Я могу ответить абсолютно точно.
Как вы думаете, что ответил незнакомец ?(Вы находитесь в воздушном шаре)
Очередной порыв ветра понес шар дальше, в неизвестном направлении.
- Черт бы побрал этих математиков! – раздраженно проговорил Шерлок Холмс.
- А почему вы считаете, что этот человек был математиком? – Как всегда удивился Ватсон.
(Как вы думаете, почему Шерлок Холмс так решил?)
Во - первых, прежде чем ответить он подумал, а во- вторых, его ответ был абсолютно точен. Ведь отличительные качества математиков - это точность и краткость.
2) Известно, что бумеранг можно бросить так, что он вернется обратно. Можно ли бросить теннисный мяч так, чтобы он вернулся обратно?
(Да, если его подбросить вверх, то он вернется обратно.)
А сейчас по одному участнику с каждой команды, кто умеет «управлять» своими руками.
6. КОНКУРС « КАЖДОЙ РУКЕ – СВОЁ ДЕЛО»
В каждую руку по кусочку мела. Левой рукой написать цифру «9», а правой – «6»
7. КОНКУРС «НЕ СОБЮСЬ, СЧИТАТЬ УМЕЮ»
Досчитать до 30, называя числа кратные трем, по- казахски.
Пока подводят итоги, небольшая пауза.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ…
1) Что миллион по сравнению с миллиардом – карлик.
Если начать считать в 10 лет по 6 часов в сутки от одного до миллиарда, то считать закончите 100-летним старцем.
2) 1 миллиард минут – это 19 столетий, 1 миллиард секунд- 32 года.
3) Если 1 миллиард книг поставить на одну полку, то полка будет длиной 100км и 1,5 часа надо ехать на электричке от первой книги до последней.
8. КОНКУРС КАПИТАНОВ
У меня в руках стопка карточек. На них числа. Я начну вам рассказывать интересную историю, и по ходу рассказа буду вынимать, и показывать карточки с числами. Только числа сама я называть не стану. Их будете называть вы по очереди. Но запомните одно обязательное условие: если я показываю нечетное число, играющий предварительно умножает его на два, а если четное – делит на два. Кто пропускает свою очередь или назовет число, не проделав с ним необходимых действий, выходит из игры. Рассказ читается в быстром темпе.
«Наш отряд отправился в поход. Вместе с учителем нас было (показывает карточку с числом 13 , первый ученик говорит: 26) двадцать шесть человек. Мы взяли с собой продуктов (карточка с числом 6 ) на 3 дня. Первые (карточка с числом 25) пятьдесят километров мы решили проехать поездом, а дальше пойти пешком. Было жарко, до первого привала нам предстояло пройти ( 7 ) четырнадцать километров. Дорога была пустынной, лишь изредка попадались прохожие. За все время нас обогнали (8) четыре автобуса и (2) одна машина с каким-то грузом. На привале выяснилось, что (1) две девочки натерли ноги и не могут продолжать путь. Было решено при первой возможности отправить их вперед с попутной машиной. После краткого отдыха вожатый дал всем поручения. (12) шесть ребят отправились за хворостом, (32) шестнадцать человек пошли собирать грибы, а девочек, которые натерли ноги, оставили чистить картошку. За час мы с трудом нашли (17) тридцать четыре гриба. После обеда мы решили продолжить свой путь, но не могли дождаться машины, чтобы посадить девочек. Только через (30) пятнадцать минут показалась первая машина. В кузове лежало (16) восемь бочек и шофер отказался посадить девочек. Пришлось опять ждать..»
9. КОНКУРС «ТАНГРАМ»
Пока команда собирает фигуру, провести конкурс с болельщиками. Назвать поговорки, пословицы, крылатые выражения, где встречаются числа.
Поговорки, пословицы, крылатые выражения.
Семь бед – один ответ.
Семеро одного не ждут.
Один в поле не воин.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
У семи нянек дитя без глаз.
Бог любит троицу.
Семеро с сошкой, один с ложкой.
Семеро по лавкам.
Чертова дюжина.
За сорок верст киселя хлебать.
Седьмая вода на киселе.
Хорош нос, на семерых рос, а одному достался.
Семь пятниц на неделе.
Пока подводят итоги зачитывается юмореска.
ШУТКА
Я докажу, что в течение целого года вам почти некогда учиться в школе. В году 365 дней. Из них 52 воскресения, 10 других дней отдыха, поэтому отпадает 62 дня. Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней. Следовательно, уже 162 дня. Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, еще 182 дня отпадает. Остается 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия в школе, а не более четверти дня, поэтому еще 15 дней отпадает. Остается всего – то 5 дней. Многому ли тут можно выучиться?
10. КОНКУРС ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Каждая команда показывает чему можно научиться за 5 дней учебы. Юморески из школьной жизни.
«Однажды на уроке..»