Визитная карточка МДОУ – «Центра развития ребенка – детский сад №144» города Перми
- В учреждении функционирует 6 групп.
- Полностью укомплектовано высококвалифицированными кадрами. Из них 48% педагогов с высшим образованием, 43,7% с высшей категорией.
- 21% педагогов награждены знаком «Почетный работник общего образования РФ», 17% отмечены грамотами департамента образования за высокие заслуги в области образования.
- Созданы и функционируют органы государственно-общественного управления – Попечительский и Управляющий советы, которые вносят большой вклад в развитие образовательного учреждения.
- По итогам работы за последние 3 года детский сад стал победителем конкурса инновационных проектов в рамках национального проекта «Образование».
- Такого высокого результата нам помогла достичь работа коллектива в инновационном режиме и правильно выстроенная деятельность по содержанию образования.
Представляем Модель деятельности учреждения, которая выстроена по 4-м взаимосвязанным пространствам:
1) пространство развития ДОУ,
2) пространство развития родителей,
3) пространство развития педагогов,
4) пространство развития ребенка.
Рассматривая специфику функционирования системы учреждения, можно обозначить направленность и назначение выделенных пространств развития всех субъектов:
- родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности;
- воспитатели реализуют образовательные услуги на уровне государства;
- дети становятся потребителями, оказываемых в ДОУ образовательных услуг по обучению, воспитанию, развитию личности.
Пространство развития ДОУ
Кадровое
Учреждение укомплектовано кадрами на 100%. Работают узкие специалисты: 3 учителя-логопеда, педагог-психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, педагог-эколог, хореограф. Все педагоги имеют специальное педагогическое образование: 47,8% высшее, 8,7% неоконченное высшее, 43,5% - среднее-специальное.
100% педагогов аттестованы.
Материально-техническая база
В целях реализации программы развития учреждения, комплексной и парциальных программ педагоги используют разнообразное оборудование: компьютеры, ноутбук, презентационное оборудование, DWD-магнитофон, телевизоры, сканеры, копир, музыкальные центры с функцией караоке и другое. В учреждении создана информационная медиатека, где представлены познавательные видеофильмы, обучающие компьютерные программы, презентационные слайд-шоу для детей и педагогов.
Программное обеспечение основано на выстраивании программы развития, комплексно-целевых программ по освоению инновационных технологий.
У учреждения наработан положительный опыт реализации программы развития, которая направлена на переход к новому качеству дошкольного образования, представленное:
- профессиональными объединениями педагогов ДОУ по разработке и реализации отдельных направлений программы развития;
- обеспечение комплексного сопровождения педагогического процесса всеми узкими специалистами и воспитателями ДОУ;
- выстраивание системы взаимодействия взрослого и ребенка на основе вовлечения семьи в педагогический процесс.
Управляющая система
В Учреждении созданы и функционируют органы общественного управления, которые отражают интересы всех участников образовательного процесса - это Попечительский и Управляющий советы.
Нами выделены условия эффективного управления:
- высокая информированность участников образовательного процесса о возможном нововведении (это обеспечивает принятие и активное участие членов педагогического коллектива и родителей воспитанников в инновационных проектах).
- полнота выделения проблем: необходимо помнить, что качественный анализ снижает риск некачественных инноваций. Результаты анализа могут существенно повлиять не только на выявление и формулировку проблем, но и на способы их решения, с этой целью разработаны стратегические документы: программа развития ДОУ, управленческие проекты, годовое планирование.
- рациональное определение общих и частных целей, следствием чего является оптимальное сочетание стратегического, тактического и оперативного уровня управления – данные направления представлены в Модели управления образовательным учреждением.
- интегрированность идей (комплексность) нашла отражение в создание проекта комплексной системы психолого-педагогической диагностики и коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями: инновация строго согласована с целями ДОУ, адекватна его возможностям, оптимальна его потребностям.
- реалистичность планов достижения инновационных целей управления регулярно отслеживается через систему управленческого контроля.
- заинтересованность участников в активном освоении новшества.
- контролируемость инновационных процессов.
Пространство развития родителей
Работа с семьей остается одним из ведущих направлений в деятельности дошкольного учреждения. Система выстроена на основе программы психолого-педагогического просвещения родителей, которая является неотъемлемой частью годовых планов работы детского сада и деятельности педагога-психолога.
Цель программы – вовлечение родителей воспитанников в педагогический процесс детского сада и повышение их психолого-педагогической культуры.
Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для разностороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Поэтому были определены направления взаимодействия детского сада и семьи:
- сформировать позитивное отношение родителей к образовательному процессу в ДОУ,
- подключить родителей к активному участию в педагогическом процессе.
Для осуществления этих целей использовались следующие формы взаимодействия детского сада с семьей:
- занятия, целью которых являлось повышение родительской компетенции в области индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, а также образовательных программ, используемых ДОУ;
- программа психологических тренингов;
- внедрение авторской педагогической технологии по физическому воспитанию «Вместе с папой, вместе с мамой с физкультурою дружу»;
- мастер-классы: «Домашний театр», «Мастерская сказки», «Я, искусство и ребенок»;
- Традиции «Встречи с интересным человеком», «Сладкий вечер». В качестве носителя определенного социального опыта выступает кто-либо из родителей группы.
- Совместные праздники, игры, развлечения (совместное планирование и проведение досуга).
Пространство развития педагогов
Одним из компонентов пространства развития педагогов является
Система стимулирования и мотивации:
Создание атмосферы творчества, поиска возможно только при создании соответствующей системы материального и морального стимулирования самореализации педагогов. Мы используем такие формы стимулирования, как:
1. Конкурс профессионального мастерства внутри детского сада «Лучший по профессии».
2. Трансляция опыта работы педагогов на городском и краевом уровнях;
3. Система доплат и надбавок, в которой четко определены критерии оценки работы педагогов. Решение о премировании принимается коллегиально участниками управляющего совета.
4. Премии, выплачиваемые Попечительским советом, заслуженным педагогам.
Мастерство и профессионализм:
Высокий профессиональный уровень коллектива позволяет нарабатывать и транслировать передовой педагогический опыт работы на федеральном, краевом, городском уровнях:
Федеральный уровень:
- В июне 2008 года нам была оказана высокая честь – принимать автора программы «Радуга» Татьяну Николаевну Доронову, которая провела на базе нашего учреждения мастер-класс.
- Транслировали опыт работы организации группы кратковременного пребывания для «неорганизованных» детей раннего возраста, специалистам и заведующим города Екатеринбурга.
- Опыт по работе групп кратковременного пребывания был представлен на открытой городской научно-практической конференции «Новые подходы к предоставлению общедоступного дошкольного образования» (Пермь 2009).
- 34% педагогов опубликовали методические материалы в сборнике «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок - 2007, 2009», в журнале «Дошкольная педагогика».
Краевой уровень:
- 12% педагогов опубликовали свой опыт в сборнике ПКИПКРО. Это Проект «От мамы к малышу» и статья «Социально-эмоциональное развитие детей в дошкольном детстве», практические материалы воспитателей транслированы на тематических курсах повышения квалификации ПКИПКРО.
Городской уровень (муниципальный):
- Проведено городское методическое объединение воспитателей, работающих по программе «Радуга» на тему «Традиции и праздники в программе «Радуга».
- На базе ДОУ прошло заседание проблемной группы заместителей заведующих, работающих по программе «Радуга».
- Заместителем заведующей проводится РМО заместителей заведующих и «Школа молодого воспитателя» для педагогов групп раннего возраста.
- Педагоги дошкольного учреждения регулярно принимают участие в профессиональных конкурсах «Учитель года» и «Современный воспитатель».
Районный уровень (муниципальный):
- Организована на базе ДОУ в рамках районной августовской конференции секция «Программа «Радуга»: интегрированный подход к образовательному процессу». Три педагога ДОУ выступили с докладами по проблемам «Социально-эмоциональное развитие младших дошкольников в условиях группы кратковременного пребывания», «Интеграция программ математического образования дошкольников», «Формирование правильного осознанно-бережного отношения к природе у старших дошкольников».
- За последние два учебных года педагоги детского сада провели два методических объединения учителей-логопедов «Приставочные глаголы», «Методы содружества логопеда, воспитателей и родителей в целях организации эффективной коррекционной работы с детьми», методическое объединение педагогов-психологов «Применение методов игровой терапии в работе со старшими дошкольниками», мастер-класс по программе «Гармония», для музыкальных руководителей по следующим темам: «Формирование певческих навыков у средних и старших дошкольников», «Методика проведения занятия по программе» и др.
Сотрудничество и сотворчество
Ситуация педагогического развития осуществляется через организацию профессиональных объединений в коллективе:
- Творческая группа по апробации программы «Радуга».
- Проблемная группа «Комплексное взаимодействие воспитателей и специалистов в организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения» под руководством преподавателя кафедры МДВ ПКИПКРО Меньшиковой Ольги Александровны.
- Творческая группа по интеграции комплексной программы «Радуга» и парциальной региональной технологии Е.М.Фадеевой.
Коллектив дошкольного учреждения активно участвует в проектной деятельности:
Высокая квалификация и опыт педагогов позволили коллективу стать участниками и победителями различных конкурсов проектов:
- Во втором городском конкурсе «Образовательные гранты» в номинации «Работа с детьми, не организованными в ДОУ»;
- Три проекта стали победителями 5,6 и 7 конкурсов социальных проектов «Мир, в котором мы живем»;
- X и XI городском конкурсе социальных проектов «Эколашка» -2008, 2009»;
- Регулярно участвуем в реализации проектов самоуправления микрорайона Чапаевский г.Перми, реализуя отдельные блоки социальных проектов.
Социально-психологический климат в коллективе осуществляется через различные формы работы:
- тренинги (на развитие рефлексивных навыков, снятие психоэмоционального напряжения, предупреждение синдрома профессионального выгорания),
- неформальное общение (походы на лыжах, в театры и др.).
Пространство развития ребенка
Предметно-развивающая среда
Одним из базовых компонентов реализации программы «Радуга» является создание развивающей предметно-пространственной среды - системы условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и его личности.
В целях реализации программы развития учреждения педагоги используют оборудование, позволяющее поднять качество образования на более современную ступень. Это и презентационное оборудование, и детские компьютерные обучающие центры KidSmart и другое. Реализуя Концепцию дошкольного воспитания, коллектив стремится к высокой культура интерьера применительно к ребенку, принимая это не как роскошь, а условие построения «развивающей среды».
Образовательное пространство
Процесс развития нашего учреждения ориентирован на реализацию ключевых позиций концепции дошкольного воспитания, реализуемой комплексной программы «Радуга»: охрану и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), а также коррекция недостатков психического, речевого и физического развития (так как в ДОУ функционируют логопедические группы), дальнейшую гуманизацию целей и принципов воспитательно-образовательной работы, обеспечение преемственности между всеми сферами функционирования ДОУ.
Дополнительное образовательное пространство представлено бесплатными и платными услугами:
В ДОУ реализуется 6 программ дополнительного образования. Из них:
2 бесплатные образовательные услуги:
- «Умелые ручки». Кружок для детей 4-7-летнего возраста. Цель: обучение детей изготовлению объемных поделок (игрушек) из бумаги.
- «Развивающие игры». Кружок для детей 3-7-летнего возраста. Цель: углубленное развитие психических процессов дошкольников.
4 платные образовательные услуги:
- «Чтение – это интересно». Кружок для детей 5-7-летнего возраста (как посещающих детский сад, так и «неорганизованных»). Цель: обучение детей чтению.
- «Хореография». Кружок для детей 3-7 лет. Цель: обучение детей танцевальным движениям.
- «Бисероплетение». Кружок для детей 4-7-летнего возраста (как посещающих, так и не посещающих ДОУ). Цель: обучение детей приемам бисероплетения, изготовлению несложных поделок из бисера, бусин, стекляруса.
- группы
кратковременного пребывания детей (адаптационные):
- с 1 года до 2 лет,
- с 2 лет до 3 лет.
На каждую дополнительную образовательную услугу разработана программа с рецензией, оформлен весь необходимый пакет нормативно-правовых документов, продумана и создана методическая и дидактическая база.
Социальная ситуация развития
Дети, посещающие наш детский сад, являются призерами и лауреатами различных конкурсов краевого и муниципального уровней:
- конкурса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Зеленый огонек»;
- фестиваля детского музыкального творчества «Веселые лучики»;
- районного фестиваля детских театров моды;
- фестиваля «Семейная радость», посвященному международному дню защиты детей;
- спортивных мероприятий «Веселые старты»;
- областного конкурса детского художественного творчества «Салют Победы»;
- вокального радиоконкурса «Первые шаги» и др.
Медико-социо-психо-педагогическое сопровождение осуществляется через организацию работы консилиумов: психолого-медико-педагогического и социально-педагогического. Задача работы консилиумов включают: комплексное обследование дошкольников, анализ и уточнение индивидуальной программы с обоснованием и рекомендациями для дальнейшего развития детей и сопровождения специалистами.
Выводы
Результатом работы коллектива детского сада в 4-х пространствах, выделенных нами, стала разработка и апробация новых форм дошкольного образования.
В учреждении с 2002 года функционирует клуб «Счастливый малыш». Работа ведется по 2-м направлениям: с детьми, не посещающими дошкольное учреждение и их родителями:
- педагоги детского сада и приглашенные специалисты оказывают родителям консультативную и методическую помощь по вопросам воспитания, развития и оздоровления малышей;
- а для детей с 1 года до 3 уже на протяжении 8 лет функционируют группы кратковременного пребывания детей. С детьми занимаются квалифицированные педагоги. Занятия художественно-эстетической и физкультурно-оздоровительной направленности проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.
Результатом системной работы является легкая, безболезненная адаптация малышей к новым социальным условиям: у 87% детей, посещающих ГКП, адаптация к детскому саду прошла в легкой степени, они более открыты, владеют навыками общения и практическими навыками по разделам программы.
Особенно актуальной стала данная услуга в связи с выплатами пособий родителям, чьи дети не посещают детский сад (в рамках реализации краевого проекта по выплате пособий семьям, дети которых не посещают детский сад).
Следовательно, отвечая требованиям времени и социальному заказу родителей, в данный момент разрабатываем программу «Компетентный родитель» по работе с детьми с 1,5 до 5 лет.
Оказание образовательных услуг населению способствует повышению статуса ДОУ в районе и городе и дает возможность использования многоканального финансирования деятельности дошкольного учреждения.