Целью критического мышления является развитие
мыслительных навыков учащихся, необходимых не
только в учебе, но и в жизни.
В основе урока, построенного по данной
технологии, лежат следующие этапы: эвокация
(вызов), реализация (осмысление), рефлексия.
На стадии эвокации перед учителем стоит задача
«вызвать» уже имеющиеся знания или создать
ассоциации по изучаемому вопросу, а так же
активизировать, заинтересовать учащихся.
На стадии осмысления идет работа с информацией,
идет поиск ответов, осознается смысл изучаемого.
Использование методов и приемов данной
технологии позволяет сохранить активность
учеников, сделать работу осмысленной.
Цели и задачи:
- Познакомить с правилами написания мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода и правописанием существительных мужского рода с шипящими на конце;
- Совершенствовать умения распознавать существительные по родам;
- Проверить сформированность понятий «Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме», «Разделительный мягкий знак».
- Развивать мышление, внимание;
- Воспитывать любовь к русскому языку.
ХОД УРОКА
Реализация замысла:
1 этап. Организационный момент
Чтобы в русском преуспеть, не только знать, но и
уметь.
Полученные знания на уроках применять.
Активно мыслить, рассуждать.
Делать выводы и обобщать.
Вот залог оценки «пять».
2 этап. Эвокация (Evocation) – побуждение к действию
А) Мозговая атака.
Загадка:
Это буква – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не поизносится,
Но в слово часто просится. (Ь)
– В русском языке мягкий знак употребляется в трех случаях.
– Какие две известные вам функции выполняет
мягкий знак в слове?
– Это «фонемные» правила, так как в данных
случаях фонемы (звуки) повелевают буквой «Ь».
3 этап. Реализация (Realization of Meaning) – поиск ответов, осознание смысла
А) DRTA – направленное чтение или чтение с остановками
– Что за третий случай употребления мягкого
знака?
– А поможет нам в этом сказка. К концу работы вы
должны выяснить, для чего еще служит мягкий знак.
(Каждому ученику раздается текст сказки).
Мягкий знак на конце существительных женского рода
Жили-были три рода: Мужской, Женский и средний. Однажды Средний род услышал спор. Спорили Мужской род и Женский род. Они е могли поделить мягкий знак после шипящих согласных ж, ч, щ, ш. И тогда Средний род предложил разрешить спор. Он сказал: «Мужчины – рыцари! Уступите мягкий знак женскому роду». Сор окончился мирно. Рыцари уступили Женскому роду мягкий знак. С тех пор в именах существительных женского рода единственного числа на конце после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода – отсутствует.
Б) Работа с многоуровневыми вопросами, с одновременным составлением кластера.
– Назовите главных героев сказки. (Мужской
род, Женский род, Средний род.)
– Что стало причиной спора? (Не могли поделить
мягкий знак после шипящих согласных).
– Кто не мог поделить мягкий знак? (Мужской род
и Женский род).
– Чем закончился спор? (Отдали мягкий знак
женскому роду).
– Почему сказка закончилась именно так?
– Мог ли спор закончиться по-другому?
– Сформулируйте самостоятельно вывод.
Вывод: На конце существительных женского рода после шипящих букв пишется мягкий знак.
В) Заучивание правила
– Вернемся к «солнышку». Какой же третий случай
использования мягкого знака в русском языке?
– Мягкий знак указывает на род
существительных, оканчивающихся на шипящие ш, щ,
ч, ж. Это правило «нефонемное», т. к. в данном
случае мягкий знак не обозначает мягкость
предыдущего согласного. Он выполняет совсем
другую функцию.
Ь – показатель грамматической формы слова |
т.е. указывает, что слово с шипящими на конце женского рода. Это третий случай использования мягкого знака в русском языке.
4 этап. Рефлексия (Reflection) – этап отображения, размышления
А) «Дерево мудрости»
– Обратимся к «Дереву мудрости». Объясните правописание имен существительных на изучаемую орфограмму, обоснуйте, где нужен мягкий знак, а где его ставить не будем. (На доске рисунок дерева, к нему прикреплены слова: дроч…, реч…, плащ…, врач…, борщ…, дич…, ландыш…, рож… Дети выходят к доске, снимают понравившееся слово и объясняют правописание орфограммы)
Б) Составление кроссворда
– Если составить кроссворд правильно, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку: «Черная корова весь мир поборола». (Подсказки на рисунке).
Дети получают кроссворд и самостоятельно его решают. (Рисунок 1)
1. Ходит вдоль каравая, его разрезая.
2. Утка в море, хвост на заборе.
3. Зимой дрова ест, а летом спит.
4. Мала, а никому не мила.
Взаимопроверка и самооценка.
– Поднимите руку, кто не допустил ни одной
ошибки.
– А теперь поднимите руку, кто допустил одну
ошибку.
– Объясните написание слов с мягким знаком в
словах кроссворда.
В) Творческая работа (Работа в группах).
– Используя слова с новой орфограммой, т.е. используя существительные мужского и женского родов с шипящими на конце слова, составить диктант – пародию или «чепушинку».
По окончанию работы несколько групп зачитывают получившиеся рассказы.
Г) Работа в парах постоянного состава
– В каждом столбике данной таблицы все слова
должны быть либо с мягким знаком, либо без
мягкого знака. Определите, в каких столбиках
слова распределены правильно. Почему?
– Исправьте, имеющиеся в столбиках ошибки
1. Шалаш. чертеж. трубач… вещ… ткач… усач… |
2. мелоч… полноч… брош… бреш… печ… доч… |
3. матч… малыш… плач… кулич… багаж… пейзаж… |
5 этап. Итог
– С каким новым случаем употребления мягкого
знака вы сегодня познакомились? (Мягкий знак –
показатель грамматической формы слова)
– Какова роль мягкого знака? (Указывает на
женский род имен существительных с шипящими на
конце)
– По какому признаку мы можем эти слова
объединить в одну группу? (Существительные
третьего склонения)