Урок русского языка по теме "Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих"

Разделы: Начальная школа


Целью критического мышления является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в жизни.
В основе урока, построенного по данной технологии, лежат следующие этапы: эвокация (вызов), реализация (осмысление), рефлексия.
На стадии эвокации перед учителем стоит задача «вызвать» уже имеющиеся знания или создать ассоциации по изучаемому вопросу, а так же активизировать, заинтересовать учащихся.
На стадии осмысления идет работа с информацией, идет поиск ответов, осознается смысл изучаемого. Использование методов и приемов данной технологии позволяет сохранить активность учеников, сделать работу осмысленной.

Цели и задачи:

  • Познакомить с правилами написания мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода и правописанием существительных мужского рода с шипящими на конце;
  • Совершенствовать умения распознавать существительные по родам;
  • Проверить сформированность понятий «Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме», «Разделительный мягкий знак».
  • Развивать мышление, внимание;
  • Воспитывать любовь к русскому языку.

ХОД УРОКА

Реализация замысла:

1 этап. Организационный момент

Чтобы в русском преуспеть, не только знать, но и уметь.
Полученные знания на уроках применять.
Активно мыслить, рассуждать.
Делать выводы и обобщать.
Вот залог оценки «пять».

2 этап.  Эвокация (Evocation) – побуждение к действию

А) Мозговая атака.

Загадка:

Это буква – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не поизносится,
Но в слово часто просится. (Ь)

– В русском языке мягкий знак употребляется в трех случаях.

– Какие две известные вам функции выполняет мягкий знак в слове?
– Это «фонемные» правила, так как в данных случаях фонемы (звуки) повелевают буквой «Ь».

3 этап. Реализация (Realization of Meaning) – поиск ответов, осознание смысла

А) DRTA – направленное чтение или чтение с остановками

– Что за третий случай употребления мягкого знака?
– А поможет нам в этом сказка. К концу работы вы должны выяснить, для чего еще служит мягкий знак.

(Каждому ученику раздается текст сказки).

Мягкий знак на конце существительных женского рода

Жили-были три рода: Мужской, Женский и средний. Однажды Средний род услышал спор. Спорили Мужской род и Женский род. Они е могли поделить мягкий знак  после шипящих согласных ж, ч, щ, ш. И тогда Средний род предложил разрешить спор. Он сказал: «Мужчины – рыцари! Уступите мягкий знак женскому роду». Сор окончился мирно. Рыцари уступили Женскому роду мягкий знак. С тех пор в именах существительных женского рода единственного числа на конце после шипящих пишется мягкий знак, а на конце существительных мужского рода – отсутствует.

 Б) Работа с многоуровневыми вопросами, с одновременным составлением кластера.

– Назовите главных героев сказки. (Мужской род, Женский род, Средний род.)
– Что стало причиной спора? (Не могли поделить мягкий знак после шипящих согласных).
– Кто не мог поделить мягкий знак? (Мужской род и Женский род).
– Чем закончился спор? (Отдали мягкий знак женскому роду).
– Почему сказка закончилась именно так?
– Мог ли спор закончиться по-другому?

– Сформулируйте самостоятельно вывод.

Вывод: На конце существительных женского рода после шипящих букв пишется мягкий знак. 

В) Заучивание правила

– Вернемся к «солнышку». Какой же третий случай использования мягкого знака в русском языке?
– Мягкий  знак указывает на род существительных, оканчивающихся на шипящие ш, щ, ч, ж. Это правило «нефонемное», т. к. в данном случае мягкий знак не обозначает мягкость предыдущего согласного. Он выполняет совсем другую функцию.

Ь – показатель грамматической формы слова

т.е. указывает, что слово с шипящими на конце женского рода. Это третий случай использования мягкого знака в русском языке.

4 этап. Рефлексия (Reflection) – этап отображения, размышления

А) «Дерево мудрости»

– Обратимся к «Дереву мудрости». Объясните правописание имен существительных на изучаемую орфограмму, обоснуйте, где нужен мягкий знак, а где его ставить не будем. (На доске рисунок дерева, к нему прикреплены слова: дроч…, реч…, плащ…, врач…, борщ…, дич…, ландыш…, рож… Дети выходят к доске, снимают понравившееся слово и объясняют правописание орфограммы)

Б) Составление кроссворда

– Если составить кроссворд правильно, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку:  «Черная корова весь мир поборола». (Подсказки на рисунке).

Дети получают кроссворд и самостоятельно его решают. (Рисунок 1)

1. Ходит вдоль каравая, его разрезая.
2. Утка в море, хвост на заборе.
3. Зимой дрова ест, а летом спит.
4. Мала, а никому не мила.
Взаимопроверка и самооценка.

– Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки.
– А теперь поднимите руку, кто допустил одну ошибку.
– Объясните написание слов с мягким знаком в словах кроссворда.

В) Творческая работа (Работа в группах).

– Используя слова с новой орфограммой, т.е. используя существительные мужского и женского родов с шипящими на конце слова, составить диктант – пародию или «чепушинку».

По окончанию работы несколько групп зачитывают получившиеся рассказы.

Г) Работа в парах постоянного состава

– В каждом столбике данной таблицы все слова должны быть либо с мягким знаком, либо без мягкого знака. Определите, в каких столбиках слова распределены правильно. Почему?
– Исправьте, имеющиеся в столбиках ошибки

 1. Шалаш.
чертеж.
трубач…
вещ…
ткач…
усач…
2.  мелоч…
полноч…
брош…
бреш…
печ…
доч…
3. матч…
малыш…
плач…
кулич…
багаж…
пейзаж…

5 этап. Итог

– С каким новым случаем употребления мягкого знака вы сегодня познакомились? (Мягкий знак – показатель грамматической формы слова)
– Какова роль мягкого знака? (Указывает на женский род имен существительных с шипящими на конце)
– По какому признаку мы можем эти слова объединить в одну группу? (Существительные третьего склонения)