Задачи урока:
- Образовательные: Обеспечить усвоение новой темы. Продолжить формирование знаний о ПТК. Углубить знания у учащихся об особенностях природных зон, истории формирования представлений о ней. Начать формирование знаний о природных зонах России, рассмотреть особенности природы и взаимосвязь природных компонентов в природной зоне северной части России, отработать на примере арктических пустынь; Начать формирование представления о возможностях хозяйственного использования природных зон и связанных с ними экологических проблем. Составлять причинно-следственные связи в природе, выявлять взаимосвязи между компонентами в природе, объяснять, систематизировать и делать выводы.
- Развивающие: Развитие интеллекта, познавательного интереса, самостоятельности в мышлении учебной деятельности, пространственного воображения, логического мышления. Развитие умения комплексного использования географических карт.
- Воспитательные: Содействовать формированию диалектико-материалистических идей: о взаимосвязях в природе. Воспитывать эстетические чувства. Воспитание экологической культуры гармонично развитой личности.
- Валеологические: Соответствие учебного материала возрастным особенностям школьников, использование рациональных методов обучения, смена видов деятельности, проведение валеологической паузы (физ. минутки), здоровьесбережение.
Методы: Продуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Приемы: Сравнение, анализ.
План урока:
- Организация начала урока
- Актуализация знаний
- Подготовка к усвоению
- Изучение новой темы:
- Что называют природным комплексом. (Работа со схемой)
- Что называют природной зональностью, причины ее возникновения.
- Проследить распространение природных зон в России. (Работа с картой природных зон)
- Рассмотреть природную зону Арктических пустынь, как природный комплекс и определить взаимосвязи между его компонентами сделать выводы. (Работа с различными источниками географической информации: учебником, справочниками, энциклопедиями и картами России: природных зон, климатической, почвенной, Растительности и животного мира)
- Первичное закрепление (Географическое домино).
- Контроль и самопроверка знаний. (тест).
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Средства обучения (Учебно-наглядный комплекс): Интерактивные карты: Природные зоны России, Растительный мир России, Животный мир России, Климатическая карта России. Настенная контурная карта России. Атласы с комплектом контурных карт, учебники, гербарии.
Формы обучения: индивидуальная, коллективная, групповая и работа в парах.
Формы проведения урока:
- Повторение уже известных и знакомство с новыми терминами и понятиями;
- Рассказ учителя об истории формирования представлений и знаний о природной зональности и природных зонах;
- Самостоятельная работа класса – определение состава природных зон России
- Работа со схемой
- Работа в группах с различными источниками географической информации: учебником, справочниками, энциклопедиями и картами России: природных зон, климатической, почвенной, растительности и животного мира.
-
Выступления групп:
- Об особенностях географического положения природной зоны.
- Практическая работа с таблицей «Климатические особенности»
- Особенности приспособления растений и животных к условиям существования.
- Игра «Географическое домино»
- Тестирование с взаимопроверкой в парах.
- Возвращение к цели и формулировка выводов урока.
Термины и понятия: ПТК, Природная зональность.
Имена: Александр Гумбольдт, В.В. Докучаев, Л.С. Берг, Фритьон Нансен, Стефан Цвейг.
Географические объекты: Острова: Земля Франца – Иосифа, Северная Земля, Новая Земля.
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Перед уроком, во время перемены прокручивается мультфильм «Умка». |
|
1. Организация начала урока
Здравствуйте, садитесь. |
Поздоровались, сели. |
2. Тема нашего урока называется так же как называется природная зона, в которой живет Умка. Назовите ее. | Называют природную зону - «Арктическая пустыня». |
3. Изучение новой темы:
С природными зонами вы уже знакомы. Сегодня мы их рассмотрим одну из них - Арктические пустыни как природный комплекс. Откройте тетради и запишите тему урока: Арктические пустыни как природный комплекс. |
В тетрадях записывают тему урока. |
Послушайте внимательно цель урока:
|
Слушают внимательно цель урока. |
Работать будем по плану:
|
Знакомятся с планом урока. |
Затем проверим, как вы усвоили материал и в конце урока вернемся к цели и сделаем выводы. | |
И так приступим.
|
|
1. Географическое положение. Смотрим на карту природных зон России и определяем: Какую территорию занимают Арктические пустыни?Сравните по рисунку в учебнике угол падения солнечных лучей в районе Краснодара и в районе мыса Челюскин и сравнив, сделайте выводы. Следовательно, угол падения солнечных лучей не велик 35 С, значит льды отражают солнечные лучи. Сделайте вывод. 2. Климат. Откройте карту климатических поясов и определите, в каком климатическом поясе расположена зона арктических пустынь.Откройте климатическую карту России. Какие воздушные массы формируются и какие свойства они имеют? Определите по климатической карте Ср.tянв, Ср.tиюля, количество осадков, Коэффициент увлажнения. 3. Почвы. Откройте Почвенную карту и определите, какие почвы формируются в этой зоне. 4. Теперь поработаем в группах. 1 группа определяет, какие растения произрастают на этих почвах и как они приспособились к таким климатическим условиям.5. 2 группа. Определяет состав животного мира и как они приспособились к данным условиям среды. |
1. Острова: Врангеля, Новая
Земля, Северная Земля, Земля Франца –
Иосифа, Новосибирские острова и север
полуострова Таймыр.
Угол падения солнечных лучей в районе Краснодара 68 градусов, а на м.Челюскин 35. Чем меньше угол падения солнечных лучей, тем хуже нагревается поверхность земли, а значит холоднее. Вывод: От географического положения будет зависеть климат данной местности. 2. Арктический климатический пояс, АВМ, Солн.Радиация - менее 60ккал; С зап-вост. Континентальность возрастает, по мере удаления от АО, Ср.tянв= от -26; -1 С, до -40; -60 С. Ср.tиюля = +4; +6 С. Осадки (снег, иней, изморозь) 200-400мм; Льды отражают 80 % тепла. Испаряемость 100 мм в год, Ку больше 1; Облачность, туманы, снежные метели; Полярная ночь полгода. 3. Арктические и тундровые глеевые. Бурую окраску, ожелезненность из-за выветривания горных пород; Оттаивают в июне и в сентябре вновь замерзают; Характерны солончаковые примитивные почвы по берегам рек и на прогреваемых солнцем склонах гор и по берегам рек. 4. Очень бедная, чахлая. В зап. части преобладают цветковые: незабудки, камнеломка, желтый полярный мак, на востоке Моховые: Мхи и лишайники.Очаговое размещение, островками, нет сплошного покрова; В форме подушек, корни и стебли сплетаются, защищаясь от холода и сильных ветров. 5. Беден видовой состав: белые медведи, моржи, белые гуси, много птиц живущие колониями.Жизнь животных связана с морем, обилие корма в воде; Животные имеют приспособления к данному климату: жировая прослойка, ласты на лапах медведей; Ограниченность территории, пригодной для зимования. В спячку уходит только медведь. (Работают в группах с различными источниками географической информации: учебником, справочниками, энциклопедиями и тематическими картами России, для определения особенностей компонентов природы Арктических пустынь.) |
ВАЛЕЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА Рассмотрите природную зону Арктических пустынь - как природный комплекс и определить взаимосвязи между его компонентами сделать выводы. В этом вам поможет игра ДОМИНОИгра (Географическое домино). А теперь проверим, как вы усвоили материал урока и выполним тест. |
Играют в домино |
Контроль и самопроверка знаний. (тест). Проверяем, поменялись работами с соседом по парте. |
Выполняют тесты |
Подведем итоги урока. Вернемся к цели и сделаем выводы. По схеме попробуйте определить взаимосвязи компонентов в Природном комплексе «Арктические пустыни». | Вернувшись к цели делают выводы |
Оценки за урок выставляю в журнал. Домашнее задание. 1 уровень: Прочитать параграф 29, ответить на вопросы стр. 181, (1-3); 2 уровень: Прочитать параграф 29, ответить на вопросы стр. 181, (4-5); 3 Уровень: Прочитать параграф 29, Составить схему природных компонентов Тундры. |
Слушают оценки. Записывают Д/З в дневниках |
Закончите предложение: А Я И НЕ ПОДОЗРЕВАЛ ЧТО в арктических пустынях…. А у меня сегодня не получилось… |