Открытый урок в 8-м классе "Арктические пустыни как природный комплекс"

Разделы: География


Задачи урока:

  • Образовательные: Обеспечить усвоение новой темы. Продолжить формирование знаний о ПТК. Углубить знания у учащихся об особенностях природных зон, истории формирования представлений о ней. Начать формирование знаний о природных зонах России, рассмотреть особенности природы и взаимосвязь природных компонентов в природной зоне северной части России, отработать на примере арктических пустынь; Начать формирование представления о возможностях хозяйственного использования природных зон и связанных с ними экологических проблем. Составлять причинно-следственные связи в природе, выявлять взаимосвязи между компонентами в природе, объяснять, систематизировать и делать выводы.
  • Развивающие: Развитие интеллекта, познавательного интереса, самостоятельности в мышлении учебной деятельности, пространственного воображения, логического мышления. Развитие умения комплексного использования географических карт.
  • Воспитательные: Содействовать формированию диалектико-материалистических идей: о взаимосвязях в природе. Воспитывать эстетические чувства. Воспитание экологической культуры гармонично развитой личности.
  • Валеологические: Соответствие учебного материала возрастным особенностям школьников, использование рациональных методов обучения, смена видов деятельности, проведение валеологической паузы (физ. минутки), здоровьесбережение.

Методы: Продуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Приемы: Сравнение, анализ.

План урока:

  1. Организация начала урока
  2. Актуализация знаний
  3. Подготовка к усвоению
  4. Изучение новой темы:
    • Что называют природным комплексом. (Работа со схемой)
    • Что называют природной зональностью, причины ее возникновения.
    • Проследить распространение природных зон в России. (Работа с картой природных зон)
    • Рассмотреть природную зону Арктических пустынь, как природный комплекс и определить взаимосвязи между его компонентами сделать выводы. (Работа с различными источниками географической информации: учебником, справочниками, энциклопедиями и картами России: природных зон, климатической, почвенной, Растительности и животного мира)
  5. Первичное закрепление (Географическое домино).
  6. Контроль и самопроверка знаний. (тест).
  7. Подведение итогов урока.
  8. Домашнее задание.

Средства обучения (Учебно-наглядный комплекс): Интерактивные карты: Природные зоны России, Растительный мир России, Животный мир России, Климатическая карта России. Настенная контурная карта России. Атласы с комплектом контурных карт, учебники, гербарии.

Формы обучения: индивидуальная, коллективная, групповая и работа в парах.

Формы проведения урока:

  1. Повторение уже известных и знакомство с новыми терминами и понятиями;
  2. Рассказ учителя об истории формирования представлений и знаний о природной зональности и природных зонах;
  3. Самостоятельная работа класса – определение состава природных зон России
  4. Работа со схемой
  5. Работа в группах с различными источниками географической информации: учебником, справочниками, энциклопедиями и картами России: природных зон, климатической, почвенной, растительности и животного мира.
  6. Выступления групп:
    1. Об особенностях географического положения природной зоны.
    2. Практическая работа с таблицей «Климатические особенности»
    3. Особенности приспособления растений и животных к условиям существования.
  7. Игра «Географическое домино»
  8. Тестирование с взаимопроверкой в парах.
  9. Возвращение к цели и формулировка выводов урока.

Термины и понятия: ПТК, Природная зональность.

Имена: Александр Гумбольдт, В.В. Докучаев, Л.С. Берг, Фритьон Нансен, Стефан Цвейг.

Географические объекты: Острова: Земля Франца – Иосифа, Северная Земля, Новая Земля.

Деятельность учителя Деятельность ученика

Перед уроком, во время перемены прокручивается мультфильм «Умка».

1. Организация начала урока

Здравствуйте, садитесь.

Поздоровались, сели.
2. Тема нашего урока называется так же как называется природная зона, в которой живет Умка. Назовите ее. Называют природную зону - «Арктическая пустыня».
3. Изучение новой темы:

С природными зонами вы уже знакомы. Сегодня мы их рассмотрим одну из них - Арктические пустыни как природный комплекс.

Откройте тетради и запишите тему урока: Арктические пустыни как природный комплекс.

В тетрадях записывают тему урока.

Послушайте внимательно цель урока:

  • Познакомиться с природным комплексом на примере арктической пустыни
  • Научится выявлять взаимосвязи природных компонентов в комплексе
Слушают внимательно цель урока.

Работать будем по плану:

  • Что такое ПТК, его компоненты
  • История исследования природных зон
  • Природные зоны России
  • Арктическая пустыня – пример ПТК
Знакомятся с планом урока.
Затем проверим, как вы усвоили материал и в конце урока вернемся к цели и сделаем выводы.

И так приступим.

  • Что называют природным комплексом. (Работа со схемой)
  • Поработайте с текстом учебника и скажите, какие выводы сделали ученые, исследовав компоненты природы?
  • Откройте карту природных зон и проследите, как распространяются природных зоны в России.
  • Определим особенности компонентов Арктических пустынь.
  • Работают со схемой ПТК, определяют взаимосвязи в нем.
  • Работают с текстом.
  • Работают с картой природных зон, перечисляют природные зоны России.
  • Работают с картами.

1. Географическое положение. Смотрим на карту природных зон России и определяем:

Какую территорию занимают Арктические пустыни?

Сравните по рисунку в учебнике угол падения солнечных лучей в районе Краснодара и в районе мыса Челюскин и сравнив, сделайте выводы.

Следовательно, угол падения солнечных лучей не велик 35 С, значит льды отражают солнечные лучи. Сделайте вывод.

2. Климат. Откройте карту климатических поясов и определите, в каком климатическом поясе расположена зона арктических пустынь.

Откройте климатическую карту России. Какие воздушные массы формируются и какие свойства они имеют? Определите по климатической карте Ср.tянв, Ср.tиюля, количество осадков, Коэффициент увлажнения.

3. Почвы. Откройте Почвенную карту и определите, какие почвы формируются в этой зоне.

4. Теперь поработаем в группах. 1 группа определяет, какие растения произрастают на этих почвах и как они приспособились к таким климатическим условиям.

5. 2 группа. Определяет состав животного мира и как они приспособились к данным условиям среды.

1. Острова: Врангеля, Новая Земля, Северная Земля, Земля Франца – Иосифа, Новосибирские острова и север полуострова Таймыр.

Угол падения солнечных лучей в районе Краснодара 68 градусов, а на м.Челюскин 35. Чем меньше угол падения солнечных лучей, тем хуже нагревается поверхность земли, а значит холоднее.

 Вывод: От географического положения будет зависеть климат данной местности.

2. Арктический климатический пояс, АВМ, Солн.Радиация - менее 60ккал;

С зап-вост. Континентальность возрастает, по мере удаления от АО,

Ср.tянв= от -26; -1 С, до -40; -60 С.

Ср.tиюля = +4; +6 С.

Осадки (снег, иней, изморозь) 200-400мм;

Льды отражают 80 % тепла.

Испаряемость 100 мм в год, Ку больше 1;

Облачность, туманы, снежные метели;

Полярная ночь полгода.

3. Арктические и тундровые глеевые. Бурую окраску, ожелезненность из-за выветривания горных пород;

Оттаивают в июне и в сентябре вновь замерзают;

Характерны солончаковые примитивные почвы по берегам рек и на прогреваемых солнцем склонах гор и по берегам рек.

4. Очень бедная, чахлая. В зап. части преобладают цветковые: незабудки, камнеломка, желтый полярный мак, на востоке Моховые: Мхи и лишайники.

Очаговое размещение, островками, нет сплошного покрова;

В форме подушек, корни и стебли сплетаются, защищаясь от холода и сильных ветров.

5. Беден видовой состав: белые медведи, моржи, белые гуси, много птиц живущие колониями.

Жизнь животных связана с морем, обилие корма в воде;

Животные имеют приспособления к данному климату: жировая прослойка, ласты на лапах медведей;

Ограниченность территории, пригодной для зимования. В спячку уходит только медведь.

(Работают в группах с различными источниками географической информации: учебником, справочниками, энциклопедиями и тематическими картами России, для определения особенностей компонентов природы Арктических пустынь.)

ВАЛЕЛОГИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Рассмотрите природную зону Арктических пустынь - как природный комплекс и определить взаимосвязи между его компонентами сделать выводы. В этом вам поможет игра ДОМИНО

Игра (Географическое домино).

А теперь проверим, как вы усвоили материал урока и выполним тест.

Играют в домино

Контроль и самопроверка знаний. (тест).

Проверяем, поменялись работами с соседом по парте.

Выполняют тесты
Подведем итоги урока. Вернемся к цели и сделаем выводы. По схеме попробуйте определить взаимосвязи компонентов в Природном комплексе «Арктические пустыни». Вернувшись к цели делают выводы

Оценки за урок выставляю в журнал.

Домашнее задание.

1 уровень: Прочитать параграф 29, ответить на вопросы стр. 181, (1-3);

2 уровень: Прочитать параграф 29, ответить на вопросы стр. 181, (4-5);

3 Уровень: Прочитать параграф 29, Составить схему природных компонентов Тундры.

Слушают оценки.

Записывают Д/З в дневниках

Закончите предложение:

А Я И НЕ ПОДОЗРЕВАЛ ЧТО в арктических пустынях….

А у меня сегодня не получилось…

Приложение Тест