Тип урока: комбинированный, интегрированный.
Цели урока: повторить ранее изученный материал, выявить уровень его усвоения; вывести формулу суммы n первых членов арифметической прогрессии; выработать первичный навык использования формулы; активизировать интерес и познавательную деятельность учащихся.
Оборудование: ПЭВМ, наличие среды программирования QBASIC, программы Power Point.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Объявление целей урока.
II. Повторение
1) Устно. Какую из следующих последовательностей можно назвать арифметической прогрессией? Почему?
(xn): – 3; 5; 12; 20; … (an): 10; 5; 0; – 5; … (bn): 1,2; 2,2; 2,3; 3,3; …
Запишите эту арифметическую прогрессию в тетрадь.
2) Письменно. Найдите разность d арифметической прогрессии. Прокомментировать с места:
d = a2 – a1 = 5 – 10 = – 5.
Разность – отрицательное число. Это говорит о том, что прогрессия убывающая.
3) Устно. Найдите следующее число. a5 = a4 + d = – 5 + (– 5) = – 10.
4) Найдите a23. Предыдущим способом считать уже нецелесообразно (долго). Какова формула для нахождения любого члена арифметической прогрессии?
an = a1 + d(n – 1).
Письменно, комментируя с места:
a23 = 10 + (– 5)(23 – 1) = 10 – 5 * 22 = 10 – 110 = – 100.
Ответ: a23 = – 100.
III. Тестовая проверочная работа
Тест записан в виде программы (Приложение 1) на языке QBASIC, которая подсчитывает результаты ответов на вопросы, показывает оценку учащегося и дает совет. (На рабочем месте черновик.)
Вопросы теста:
1. Какая последовательность будет являться арифметической прогрессией?
1) 1, 3, 9, 15, … 2) –5, –1, 3, 7 …
2. В арифметической прогрессии 10, 7, 4, … разность
равна: 1) 3; 2) – 3; 3) 1.
3. В арифметической прогрессии 1,3; 2,6; … следующее
число: 1) 3,9; 2) 5,2; 3) 3,3.
4. В арифметической прогрессии b1 = 12, d = –2,
тогда b6 равно: 1) 0; 2) 22; 3) 2.
5. В арифметической прогрессии – 2, 2, 6, … найдите
её 21-й член. 1) 86; 2) 82; 3) 78.
6. Выберите правильное суждение:
последовательность четных двузначных чисел
является
1) конечной арифметической прогрессией;
2) конечной;
3) бесконечной;
4) бесконечной арифметической прогрессией.
IV. Изучение нового материала путем
просмотра презентации (Приложение
2) с занимательным сюжетом, созданной с
помощью программы Power Point.
(В случае опережающего изучения темы некоторыми
учащимися перейти к закреплению самостоятельно.)
V. Первичное закрепление новых знаний
Что необходимо знать, чтобы воспользоваться формулой суммы n первых членов арифметической прогрессии ?
Учебник «Алгебра 9» Ю. Н. Макарычев и др.: № 369, 370, 372. Распределить между учащимися задания под буквами а) и б) (а – слабым, б – посильнее).
№ 369
(an): a1 = …, a60 = …; S60 = ? Записываем формулу, подставляем числа, считаем самостоятельно.
Ответы: а) 1800; б) 1230.
№ 370
(an):
…; …; …; S8 = ?
Разберем план решения: 1) d = ? 2) а8 = ? 3) S8
= ?
Ответы: а) –100; б) –15,2.
№ 372
(хn):
хn = …; S50 = ? S100 = ?
Разберем план решения:
1) х1 = ? по формуле вместо n
подставляем 1;
2) х50 = ? по формуле вместо n подставляем 50;
3) S100 = ?
4) х100 = ? по формуле вместо n подставляем 100;
5) S100 = ?
Ответы:
а) х1 =
6
б) х1 = 5
х50 =
202
х50 = 103
S50 =
5200
S50 = 2700
х100 =
402
х100 = 203
S100 =
20400
S100
= 10400
VI. Итог урока
Выставление оценок, повторение формул.
Домашнее задание:пункт 17, письменно разобрать пример 4. № 371, 373