Цель: выявить причины, приводящие к сердечно-сосудистым заболеваниям.
Задачи:
- образовательная: расширять знания о вредном влияние никотина и алкоголя на ССЗ, о роли тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики ССЗ;
- развивающие: научить логически мыслить, анализировать, обобщать, делать выводы;
- воспитательная: воспитывать позитивное отношение и стремление к здоровому образу жизни.
Оборудование: презентация урока по теме «Гигиена ССС» (Приложение 1), ПК, проектор, часы.
Тип урока: формирование и совершенствование знаний.
Межпредметные связи: экология, история, литература.
Приложение 1. Слайд 1
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
– Мы продолжаем с вами говорить об органах кровообращения человека.
Приложение 1. Слайд 2.
– Тема сегодняшнего урока гигиена сердечно-сосудистой системы.
Приложение 1. Слайд 3.
– В ходе урока мы должны будем найти ответы, на следующие вопросы:
- В чем причины сердечно-сосудистых заболеваний?
- Как можно укрепить сердечно-сосудистую систему?
- Необходимо ли человеку знать о факторах, негативно влияющих на сердечно-сосудистую систему?
– У медиков есть такое определение сердечно-сосудистые катастрофы. Оказывается в нашей жизни, случаются катастрофы не только в виде природных аномалий (землетрясений, цунами, бури) они бывают и при сбоях в нашем здоровье. Это сердечно-сосудистые заболевания.
Учитель: Какие сердечно-сосудистые
заболевания вы знаете? (Гипертония, инсульт,
инфаркт миокарда, атеросклероз)
И это далеко неполный список. Болезни сердца и
сосудов в нашей стране, да и во всем мире, давно
вышли на первое место (Приложение
1. Слайд 4)
По статистическим данным Ставропольского края в
2007 г. смертность от рака составила 13,5 %, от общего
количества смертей, а от болезней сердца и
сосудов 61,5% – 24000 человек. Когда рождаемость в
крае 22000 человек в год. (Приложение
1. Слайд 5)
Учитель: Каковы, на ваш взгляд, причины, приводящие к заболеванию органов кровообращения.
Учащиеся: Курение, употребление алкоголя, нервные перегрузки, недостаточная физическая нагрузка, стрессы, экологические факторы. Приложение 1. Слайд 6)
Учитель: Итак, рассмотрим эти факторы подробнее. Да, действительно одной из причин ССЗ является недостаток двигательной активности – гиподинамия. (Запись определения в тетрадь).
Учитель: вследствие гиподинамии слабеют не только мышцы тела, но и сердца, происходят и другие нарушения.
Учитель: чтобы узнать, какие это нарушения, мы воспользуемся помощью учебника, откройте учебник на странице 122, раздел последствия гиподинамии.
Учитель: И так к каким последствиям приводит еще гиподинамия?
Учащиеся: При недостаточной двигательной нагрузке истончаются кости, а содержащийся в них кальций поступает в кровь. Здесь он оседает на стенках сосудов, из-за чего сосуды становятся ломкими, теряют эластичность и легко повреждаются.
Учитель: Потерявшая эластичность стенка не может при необходимости расширяться, и поддержание нормального артериального давления крови в сосудах затрудняется.
Учитель: Как нам избежать таких последствий малоподвижного образа жизни?
Учащиеся: Чтобы избежать последствий малоподвижного образа необходима физическая нагрузка?
Учитель: При физической нагрузке
обмен веществ в организме возрастает,
усиливается потребление кислорода и питательных
веществ в клетках и тканях организма. А значит и
усиливается работа сердца.
Усиление сердечной деятельности может произойти
за счет увеличения частоты сердечных сокращений,
так и за счет выброса большего количества крови
при каждом сокращении.
Сейчас мы просмотрим небольшой видеофрагмент (Приложение 2, Приложение
1, слайд 7), показывающий работу при
повышенной нагрузке тренированного и
нетренированного сердца, и изменение при этом
сердечного выброса .
Учитель: Как мы видим, сердечная мышца человека, занимающегося спортом, более натренированна по сравнению с сердечной мышцей человека, ведущего неактивный образ жизни.
Практическая работа
– Сейчас, мы выполним небольшое задание, с
помощью которого определим тренированность
вашего сердца.
Дл этого нам потребуется определить пульс, в
положении сидя, прощупав артерию в области
запястья подсчитав удары.
Теперь выполним 10 приседаний, и вновь определите
ваш пульс.
С помощью формулы, определите тренированность
вашего сердца. (Приложение 1.
Слайд 8)
Если, Т < 30% – тренированность сердца хорошая,
сердце усиливает свою работу за счет увеличения
количества крови, выбрасываемой при каждом
сокращении. Вы молодцы!
Т = 38% – тренированность сердца недостаточная.
Нужно обратить внимание.
Т > 45% – тренированность низкая, сердце
усиливает свою работу за счет частоты сердечных
сокращений. (Приложение 1.
Слайд 9)
Учитель: Никакие лекарства и
процедуры не могут заменить благотворного
воздействия на организм физической нагрузки. И
это касается любого возраста. Если вас не
устраивает активный спорт, делайте хотя бы
зарядку по утрам. Хорошую разрядку дают работа на
садовом участке, туристические походы и поездки
за город. Но, а если вы всерьез решили занять
тренировкой своего сердца, то вам необходимо
соблюдать следующие правила.
Давайте выясним эти правила тренировки
сердечной мышцы с помощью учебника на стр. 122.
Учащиеся:
- Нетренированный человек не должен сразу приступать к большим нагрузкам. (Это приведет не только к утомлению мышц, но и к кислородному голоданию, а сердце очень чувствительно к недостатку кислорода).
- Слабые нагрузки тренировочного эффекта не дают. Поэтому нагрузка должна не только постепенно наращиваться, но и правильно дозироваться.
- Правильное соотношение работы и отдыха.
Учитель: Поразительна выносливость сердца. Тренированный человек может, например, за 2 часа подняться на несколько километров в гору или проплыть большое расстояние. Но возможности работы сердца не беспредельны, даже у тренированного человека. Вот исторический пример. Почти 2500 лет тому назад лучшему воину-скороходу было поручено сообщить жителям Афин о победе греков над персами в марафонской долине. Гонец пробежал около 40 километров за три часа. Появившись на площади, он крикнул: «Мы победили» – упал замертво. Произошла внезапная остановка сердца от чрезмерного напряжения. Это еще раз нам показывает, что необходимо правильное соотношение работы и отдыха.
Учитель: (Приложение 1. Слайд 10) можно предположить, что в результате тренировки сердце крепнет, становится больше и сильнее. Это действительно так, но далеко не всегда увеличение массы сердца говорит о его выносливости и высокой работоспособности. Большая масса сердца может развиваться у любителей алкогольных напитков. При недостатке активности и злоупотреблением спиртными напитками, волокна сердечной мышцы частично разрушаются и замешаются соединительной тканью, заполненной жиром. Увеличение массы сердца происходит за счет ткани, которая сокращаться не может. Такое сердце обладает малой мощностью и подвержено различным заболеваниям (Приложение 1. Слайд 11).
Учитель: Ребята, вы со мной, наверное, согласитесь XXI век – век огромных скоростей. Не каждому человеку удается успевать за жизнью, его часто подстерегают стрессы. Люди спасаются по разному: одни находят отдушину в табакокурение. Посмотрите, как изменяется кровоток под действием никотина. Видеофрагмент (Приложение 3, Приложение 1, слайд 13).
Учитель: Что происходит с кровеносными сосудами под воздействием никотина?
Учащиеся: Они сужаются.
Учитель: А как вы думаете, будет ли при этом изменяться артериальное давление?
Учащиеся: Это будет приводить к стойкому повышению артериального давления.
Учитель: у курильщиков после каждой
выкуренной сигареты наблюдается сужение
сосудов, длящееся 30 минут. Поэтому у
систематически курящего человека сосуды почти
непрерывно находятся в суженном состоянии, что
увеличивает работу сердца по проталкиванию
крови.
Обратите внимание (Приложение 1.
Слайд 14), перед вами теплофотография рук человека
до курения (слева) и после курения (справа). На
участках, окрашенных в синий и зеленый цвет,
кровеносные сосуды сужены и теплоотдача
нарушена.
Кроме этого никотин увеличивает содержание
адреналина в крови, усиливает свертывание крови.
Это приводит к закупорке сосудов тромбами. В
результате нарушения кровотока в коронарных
артериях возникает инфаркт миокарда.
Вы чуть ранее уже слышали, что сужение сосудов
одна из причин заболевания курильщиков
«перемежающейся хромотой».
Учитель: А каковы же последствия этого заболевания? Давайте воспользуемся помощью учебника, стр. 122, раздел влияние курения.
Учащиеся: Она проявляется в том, что во время ходьбы внезапно начинается резкая боль в мышцах ног, и человек вынужден останавливаться. После 1-2 мин отдыха он вновь способен идти, но вскоре боль возобновляется.
– А почему так происходит? Из-за недостатка кислорода постепенно может развиваться омертвление тканей (гангрена). Нередко дело кончается ампутацией стопы, а иногда даже всей ноги.
Учитель: Курение или здоровье –
выбирайте сами. Но знайте, табачный дым – это
тоже один из экологических факторов. В его состав
входит более 300 веществ, в том числе токсичный
металл кадмий (Приложение 1.
Слайд 15).
В ряде последних исследований показано, что
курильщики имеют значительное количество кадмия
в организме. «Пассивные курильщики», т.е. люди
окружающие курящих, также получают определенное
количество кадмия. Он вызывает гипертонию,
снижает иммунитет, приводит к заболеванию
легких, при отравлении кадмием описаны
дистрофические изменения со стороны сердца,
сосудов (Приложение 1.
Слайд 16).
Учитель: Еще одной из причин ССЗ – это низкая культура здоровья у населения. Очень важно, когда и в каком состоянии больные поступают к кардиохирургам. Чем раньше болезнь будет выявлена и пролечена, тем больше человек проживет и проживет качественно. Но даже после консультации кардиохирурга пациенты не всегда прислушиваются к его рекомендация и продолжают принимать валидол.
Учитель: Давайте подведем итог сегодняшнего урока.
– Назовите причины сердечно-сосудистых
заболеваний? (Приложение 1.
Слайды 17, 18)
– Что такое гиподинамия?
– Что нужно сделать, чтобы уменьшить риск
развития сердечно-сосудистых заболеваний? (Приложение 1. Слайд 19)
Учащиеся: Для предупреждения развития сердечно-сосудистых заболеваний необходимо… (Приложение 1. Слайды 20, 21) … Это будет способствовать укреплению сердечной мышцы. Обязательно необходим своевременный отдых. Экономя 10-15 минут предназначенных для отдыха, вы теряете часы в работе, т. к. развивается утомление.
Учитель: Сложно ли выполнить эти условия? … Действительно, не сложно.
Учитель: Необходимо ли человеку знать о факторах, негативно влияющих на сердечно-сосудистую систему? … (Приложение 1. Слайд 22)
Заключительный этап
Учитель: В нашем крае и на федеральном уровне уделяется много внимания проблеме сердечно-сосудистых заболеваний. И в рамках национального проекта «Здоровье» в нашем крае создаются современные сосудистые центры: региональный сосудистый центр на базе краевой больнице и три первичных сосудистых отделений – в Ставрополе, Пятигорске Невинномысске, также планируется сосудистые отделения в Буденновске, Ессентуках и Кисловодске. Это первый шаг, который надеемся, поможет изменить ситуацию по ССЗ в крае и стране.
Учитель: (Приложение 1. Слайд 23)
Тебя я помучил немало
Как вспомню, ни ночи, ни дня
Со мной ты покоя не знало,
Прости, моё сердце, меня
Как плетью, ах, будь я неладен,
Твоё подгонял колотьё.
За то, что я был беспощаден,
Прости меня, сердце моё.
– Давайте заботится о своем здоровье, чтобы не просить потом прощения у сердца.