Тема: Н.Н. Носов «Фантазеры». (1-й урок)
Цель: продолжить работу по разделу «Сказка – не сказка без чудес. Заходи в волшебный лес».
Задачи:
- Развивать навыки чтения.
- Развивать воображение, учить рассуждать, фантазировать, делать выводы.
- Воспитывать доброе отношение друг к другу.
Оборудование:
- Книги Н.Н. Носова.
- Толковый словарь С.Ожегова.
- Видеопроектор.
ХОД УРОКА
I. Расчитка
1) Скороговорка: У Сени и Сани в сетях сом с усами. (Приложение. Слайд 1).
2) Чтение-пятиминутка. (Дополнительная литература).
II. Проверка домашнего задания (Дети читают свои небылицы. 2-3 человека).
III. Изучение нового
1) Рассказ учителя о Н.Н. Носове. (Приложение. Слайд 2)
2) Выставка книг Н.Н. Носова.
3) Объявление темы: Н.Н. Носов «Фантазёры». (Приложение. Слайд 3)
4) Беседа с обучающимися:
– А что такое фантазия? (Высказывания
детей).
Толкование слова фантазия из словаря С.
Ожегова. (Приложение.
Слайд 4)
– Кто же такой фантазёр? (Высказывания
детей).
Толкование слова фантазёр из словаря С.
Ожегова.
5) Знакомство с текстом. (Текст читают по ролям подготовленные дети. Перед прослушиванием текста учитель ставит задачу).
Задача: Подумайте! Почему рассказ Н.Н. Носова называется «Фантазёры», а не «Вруны» или «Обманщики».
IV. Физкультминутка (На усмотрение учителя).
6) Беседа по содержанию текста. (Дети отвечают на главный вопрос. Приложение. Слайд 5).
– Кто же такой врун, обманщик? (Высказывание
детей).
Толкование из словаря С. Ожегова. (Врун – лжец,
человек, который лжёт, склонен ко лжи. Обманщик –
тот, кто обманывает).
– Можно ли сказать, что ложь бывает разная? (Высказывания
детей).
– Стасик с Мишуткой обманывают по-разному? (Высказывания
детей).
– Приходилось ли вам хоть раз обманывать, чтобы
не расстраивать родителей? (Высказывания детей).
– А чтобы выйти «сухим» из воды? (Высказывания
детей).
– А чтобы немножко украсить жизнь? (Высказывания
детей).
– Можно ли жить совсем не обманывая и ничего
никогда не сочиняя? (Высказывания детей).
7) Практическая работа:
– Поделите слова на две группы. (На доску вразброс вывешиваются слова: врать, обманывать, сочинять, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать).
Образец проверки:
врать обманывать лгать клеветать |
сочинять выдумывать изобретать фантазировать |
8) Учитель обобщает высказывания детей.
– Оказывается ложь (фантазия) может быть
доброй, как у Стасика и Мишутки, которая делает
жизнь интересной и веселой, а может приносить
боль (как Игорь).
– Н.Носов пофантазировал и написал
замечательный рассказ «Фантазёры».
– Художник И. Семёнов пофантазировал и нарисовал
замечательные рисунки к рассказу. (Приложение.
Слайды 8-21)
– Давайте посмотрим их и ещё раз встретимся с
героями рассказа.
V. Домашнее задание
– Пофантазировать и нарисовать свои рисунки к
рассказу.
– Читать рассказ по ролям.