Н.Н. Носов "Фантазеры": урок литературного чтения во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: Н.Н. Носов «Фантазеры». (1-й урок)

Цель: продолжить работу по разделу «Сказка – не сказка без чудес. Заходи в волшебный лес».

Задачи:

  • Развивать навыки чтения.
  • Развивать воображение, учить рассуждать, фантазировать, делать выводы.
  • Воспитывать доброе отношение друг к другу.

Оборудование:

  • Книги Н.Н. Носова.
  • Толковый словарь С.Ожегова.
  • Видеопроектор.

ХОД УРОКА

I. Расчитка

1) Скороговорка: У Сени и Сани в сетях сом с усами. (Приложение. Слайд 1).

2) Чтение-пятиминутка. (Дополнительная литература).

II. Проверка домашнего задания (Дети читают свои небылицы. 2-3 человека).

III. Изучение нового

1) Рассказ учителя о Н.Н. Носове. (Приложение. Слайд 2)

2) Выставка книг Н.Н. Носова.

3) Объявление темы: Н.Н. Носов «Фантазёры». (Приложение. Слайд 3)

4) Беседа с обучающимися:

–  А что такое фантазия? (Высказывания детей).
Толкование слова фантазия из словаря С. Ожегова. (Приложение. Слайд 4)
–  Кто же такой фантазёр? (Высказывания детей).
Толкование слова фантазёр из словаря С. Ожегова.

5) Знакомство с текстом. (Текст читают по ролям подготовленные дети. Перед прослушиванием текста учитель ставит задачу).

Задача: Подумайте! Почему рассказ Н.Н. Носова называется «Фантазёры», а не «Вруны» или «Обманщики».

IV. Физкультминутка (На усмотрение учителя).

6) Беседа по содержанию текста. (Дети отвечают на главный вопрос. Приложение. Слайд 5).

– Кто же такой врун, обманщик? (Высказывание детей).
Толкование из словаря С. Ожегова. (Врун – лжец, человек, который лжёт, склонен ко лжи. Обманщик – тот, кто обманывает).
– Можно ли сказать, что ложь бывает разная? (Высказывания детей).
– Стасик с Мишуткой обманывают по-разному? (Высказывания детей).
– Приходилось ли вам хоть раз обманывать, чтобы не расстраивать родителей? (Высказывания детей).
– А чтобы выйти «сухим» из воды? (Высказывания детей).
– А чтобы немножко украсить жизнь? (Высказывания детей).
– Можно ли жить совсем не обманывая и ничего никогда не сочиняя? (Высказывания детей).

7) Практическая работа:

– Поделите слова на две группы. (На доску вразброс вывешиваются слова: врать, обманывать, сочинять, выдумывать, лгать, изобретать, клеветать, фантазировать).

Образец проверки:

врать
обманывать
лгать
клеветать
сочинять
выдумывать
изобретать
фантазировать

8) Учитель обобщает высказывания детей.

– Оказывается ложь (фантазия) может быть доброй, как у Стасика и Мишутки, которая делает жизнь интересной и веселой, а может приносить боль (как Игорь).
– Н.Носов пофантазировал и написал замечательный рассказ «Фантазёры».
– Художник И. Семёнов пофантазировал и нарисовал замечательные рисунки к рассказу. (Приложение. Слайды 8-21)
– Давайте посмотрим их и ещё раз встретимся с героями рассказа.

V. Домашнее задание

– Пофантазировать и нарисовать свои рисунки к рассказу.
– Читать рассказ по ролям.