Конспект урока по географии "Рельеф дна Мирового океана"

Разделы: География


Цели:

  • сформировать представления о формах рельефа дна океана, таких как котловина, шельф, склон, СОХ, глубоководные желоба, островные дуги;
  • учить определять по каре глубину океана по цвету. Учить чертить профиль дна океана;
  • способствовать проявлению знаний, умений и навыков всеми категориями учащихся;
  • развивать умение работать с картой;
  • воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: карточки с терминами, карта полушарий, атласы, раздаточный материал, ребусы, компьютер – тест по теме «Земная кора».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей

– Наш урок сегодня я начну словами великого Гете «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания».
– Как вы думаете, почему именно такими словами я начала наш урок?
– Вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.
– Приготовили свои цветодневники и отметили в них свое настроение на начало урока.

II. Опрос по изученному материалу

– Сейчас мы повторим изученный материал по разделу «Земная кора»:
– 4 ученика будут работать с к/картами. Им надо подписать названия изученных объектов; 4 ученика будут работать по карточкам «Установи соответствие»; 2 ученика будут работать с чайнвордом.
– Пока они выполняют работу, мы тоже с вами поработаем.

Конкурс «Лишнее слово»

– Я слова читаю вам,
Вы прислушайтесь к словам.
Может лишние попали,
Объясните, как узнали?

  • Ядро, впадина, земная кора, мантия
  • Вершина, склон, магма, подошва
  • Кратер, жерло, эпицентр, конус
  • Известняк, гранит, песок, уголь
  • Низменность, хребет, возвышенность, плоскогорье
  • Кордильеры, Орисаба, Анды, Гималаи

– Теперь мы с вами немножко покрутимся и отыщем то, что мы должны с вами расшифровать.

Ребусы: Даны (Анды), Вазкак (Кавказ), Рестэве (Эверест), Ламиган (Гималаи), Тайла (Алтай), Ипарм (Памир)
12818848589533233776: Найдите на карте название вершин. (Везувий, Эверест, Килиманджаро, Этна, Фудзияма).
– И еще  одно задание-испытание – это тест, который мы будем выполнять все вместе с использованием компьютера. (Образовательная коллекция 1 С «Начальный курс географии», 6 класс)

III. Изучение нового материала

– Как мы уже знаем, земная кора подвижна. И движение это определяется движением вещества мантии. В результате такого движения в наиболее подвижных участках земной коры возникают … (Горы). Для устойчивых участков ЗК характерны … (Равнины). И все это мы называем рельефом Земли.
– А кто даст определение рельефа?
– Назовите самые крупные, основные формы рельефа. (Материки и океаны).
– Формы рельефа материков мы уже выучили, назовите их. (Горы и равнины).
– Мы выучили только рельеф суши.
– А кто сможет назвать формы рельефа океана?
– Так что же мы должны узнать сегодня на уроке?
– Сегодня мы познакомимся с рельефом дна Мирового океана, еще одной страницей природы. А для этого мы совершим необыкновенное путешествие по дну Мирового океана на фантастическом подводном вездеходе – океаноходе.
– Но сначала мы в своих тетрадях запишем тем урока. И по ходу нашего путешествия будем зарисовывать, и подписывать формы рельефа, которые нам встретятся на дне океана.
– Все готовы к путешествию? Что надо взять с собой в дорогу? Ну, конечно же, это знания, внимание и взаимопомощь.     
–  Итак, в путь! Наше путешествие начинается от Тихоокеанского побережья России на юго-восток по Тихому океану. Сначала океаноход погружается на подводное продолжение низменной прибрежной равнины. Посмотрите в атлас и определите по шкале глубину, на которую мы опустились.
– Глубина медленно возрастает до 200 м.
– Эта мелководная зона, тянущаяся вдоль материка, называется материковой отмелью или шлейфом, что в переводе с английского обозначает «полка».
Шлейф имеет разную ширину и покрыт обломочными породами, принесенными реками с суши или образовавшимися при разрушении берегов. Здесь обнаружены и добываются полезные ископаемые – нефть, природный газ; россыпные месторождения золота, платины, олова, драгоценных камней обычно находятся поблизости от устьев, впадающих в моря рек. Благодаря хорошей освещенности и прогреваемости воды на шельфе характерно обилие морских организмов.
На подводной окраине расположены острова, их называют материковыми. К ним относится о.Сахалин.
– Отметьте в тетрадях эту форму рельефа.
– Путешествие продолжается, но происходит оно быстрее, потому что уклон дна увеличился. Мы попали на материковый склон. Он изрезан глубокими долинами – каньонами, они могут служить продолжением речных долин.
– Как вы думаете, откуда здесь русла рек? Это опустившаяся часть суши.
– На материковом склоне ЗК тоньше – 10-15 км. Здесь гранитный слой, покрывающий материки и подводные продолжения, оканчивается.
Материковый склон – это переходная часть от шельфа к ложу океана.
Спустившись со склона, погружаемся в глубоководную котловину окраинного моря.  Обозначьте и подпишите ее на профиле дна.
Пересечем котловину и начнем подниматься по склону гигантского хребта, отдельные вершины которого выступают над водой и образуют архипелаги островов – островные дуги. Здесь встречаются действующие вулканы.
Взберемся ненадолго на вершину: с нее хорошо видно, что цепочки островов образуют дуги, выгнутые в сторону открытого океана.
– Что это за острова?
– Это Курильские острова, на них находится 39 вулканов, многие из них действующие. Наш океаноход часто потряхивает – сказываются землетрясения, которые сотрясают вулканический хребет. Перевалив через хребет, вновь начинаем спускаться по склону, но уже более крутому. Океаноход погружается теперь гораздо глубже. Мы спускаемся в глубоководный желоб. Наш аппарат испытывает сильное давление – ведь на него давит 10 км – толща воды. В самом глубоком месте нам предстоит пересечь границу сближающихся литосферных плит (материковой и океанической).
След погружения океанической плиты отмечен сильной сейсмичностью. Глубокие разломы, доходящие до мантии, приводят к падению давления в ней, вызывая ее плавление.
Здесь магма поднимается по трещинам и извергается. Вот почему на островных дугах и рядом с ними много вулканов.
– Как называется глубоководный желоб, в который мы спустились?
– Это Курило-Камчатский желоб. Какова его глубина?
– Назовите самый глубокий желоб Тихого океана. (Марианский желоб – 11022м).
– Поднимемся со дна глубоководного желоба, т.к. здесь оставаться опасно.  И продолжим свое путешествие по Северо-Западной котловине. Котловины – это большие равнины, глубина которых от 4 до 7 тыс. метров.  Определите глубину Северо-Западной котловины.
На дно котловин не проникает солнечный свет. Только фары океанохода освещают наш путь. В свете фар можно увидеть множество мелких частиц, медленно опускающихся на дно. Это нерастворимые остатки мелких морских организмов. Опускаясь на дно, они наращивают верхний слой океанической земной коры. Зарисуйте и подпишите эти формы рельефа.
– Продолжим путешествие. Довольно часто на нашем пути встречаются отдельные подводные горы – потухшие или действующие вулканы. Потухшие вулканы имеют плоские вершины, т.к. они выровнены течениями.
Иногда такие подводные горы объединяются, образуя целые хребты. Например, Императорский и Гавайский хребты, которые тянутся на тысячи километров. Вершины хребтов могут  подниматься над уровнем океана в виде цепочки островов – Гавайские острова.
Под водой на вершинах потухших вулканов иногда вырастают колонии кораллов, образуя атоллы – острова в форме сплошного или разорванного кольца с внутренним водоемом – лагуной. (Показ атолла в атласе.) Атоллы нередко становились приютом людей, потерпевших кораблекрушение. Но не все вулканы «уснули», многие продолжают извергаться, например, вулканы Гавайских островов.
– Дальше продолжаем свое путешествие по Северо-Восточной котловине. Цвет окраски опять изменился. Почему?  Правильно, изменилась глубина.
– Наконец-то мы пересекли огромную котловину и начинаем подниматься на огромную подводную горную цепь, состоящую из параллельных гор и разделяющих их долин. Такие подводные горы располагаются обычно посреди океанов и поэтому называются срединно-океаническими хребтами (СОХ).
Но в Тихом океане он расположен в восточной части океана и называется Восточно-Тихоокеанским поднятием.
СОХ образует единую горную систему общей протяженностью более 60 тыс. км, имеют ширину до 2 тыс. км и возвышаются над котловинами на 3-4 км. Вдоль оси поднятия обычно проходит разлом в виде ущелья, глубиной до 3 км и шириной до 50 км. На склонах хребтов – вулканы.  Там, где вершины СОХ выходят на поверхность, образуются острова. Например, о. Пасхи или о. Исландия в Атлантическом океане.
Наш океаноход сильно потряхивает – это связано с землетрясениями и излияниями лавы. Здесь оставаться опасно. Вы уже знаете, как опасны землетрясения на дне океана.
– Быстро по склону спускаемся в океаническую котловину, затем в глубоководный желоб, т.к. здесь континент подминает под себя край океанского дна. Здесь идет настоящая борьба, которая сопровождается извержениями вулканов и землетрясениями. Дальше следует материковый склон и очень узкий шельф. А вот и берега Южной Америки
– Итак, мы совершили путешествие по дну Тихого океана и начертили его профиль.
– Посмотрите на карту, будут ли профили других океанов похожи на профиль дна Тихого океана?

IV. Закрепление изученного

– С какими элементами рельефа дна Мирового океана мы познакомились?
– Как называется самая глубокая часть океана?
– В каких океанах желоб отсутствует? (В Атлантическом и СЛ океане)
– Назовите сейсмически активные зоны  дна Мирового океана. (Желоба и  СОХ.) А почему?
– А можно ли самую высокую гору мира потопить в океане?
– Да, Эверест в Марианской впадине.
– А сейчас я проверю, как вы усвоили тему нашего урока. И если вы ответите верно, то картинка оживет. (Практикум на диске 1С).

V. Итоги урока

– Приготовили свой цветодневник. Заполните его в соответствии с вашим настроением.
– А теперь ответьте, что вы усвоили легко из данного материала?
– А что осталось не полностью усвоенным?
– Что позволило вам лучше усвоить материал?
– Что бы вы хотели еще узнать по данной теме?

VI. Домашнее задание

§22, в к/к нанести СОХ и желоба, начертить в тетради  профиль Атлантического океана.