Цели:
- сформировать представления о формах рельефа дна океана, таких как котловина, шельф, склон, СОХ, глубоководные желоба, островные дуги;
- учить определять по каре глубину океана по цвету. Учить чертить профиль дна океана;
- способствовать проявлению знаний, умений и навыков всеми категориями учащихся;
- развивать умение работать с картой;
- воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование: карточки с терминами, карта полушарий, атласы, раздаточный материал, ребусы, компьютер – тест по теме «Земная кора».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей
– Наш урок сегодня я начну словами великого
Гете «Природа – единственная книга, каждая
страница которой полна глубокого содержания».
– Как вы думаете, почему именно такими словами я
начала наш урок?
– Вам предстоит сегодня сделать несколько
открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и
объясняют настоящее, связывают настоящее с
прошлым, делают открытия и познают новое.
– Приготовили свои цветодневники и отметили в
них свое настроение на начало урока.
II. Опрос по изученному материалу
– Сейчас мы повторим изученный материал по
разделу «Земная кора»:
– 4 ученика будут работать с к/картами. Им надо
подписать названия изученных объектов; 4 ученика
будут работать по карточкам «Установи
соответствие»; 2 ученика будут работать с
чайнвордом.
– Пока они выполняют работу, мы тоже с вами
поработаем.
Конкурс «Лишнее слово»
– Я слова читаю вам,
Вы прислушайтесь к словам.
Может лишние попали,
Объясните, как узнали?
- Ядро, впадина, земная кора, мантия
- Вершина, склон, магма, подошва
- Кратер, жерло, эпицентр, конус
- Известняк, гранит, песок, уголь
- Низменность, хребет, возвышенность, плоскогорье
- Кордильеры, Орисаба, Анды, Гималаи
– Теперь мы с вами немножко покрутимся и отыщем то, что мы должны с вами расшифровать.
Ребусы: Даны (Анды), Вазкак (Кавказ),
Рестэве (Эверест), Ламиган (Гималаи), Тайла (Алтай),
Ипарм (Памир)
12818848589533233776: Найдите на карте название вершин.
(Везувий, Эверест, Килиманджаро, Этна, Фудзияма).
– И еще одно задание-испытание – это тест,
который мы будем выполнять все вместе с
использованием компьютера. (Образовательная
коллекция 1 С «Начальный курс географии», 6 класс)
III. Изучение нового материала
– Как мы уже знаем, земная кора подвижна. И
движение это определяется движением вещества
мантии. В результате такого движения в наиболее
подвижных участках земной коры возникают …
(Горы). Для устойчивых участков ЗК характерны …
(Равнины). И все это мы называем рельефом Земли.
– А кто даст определение рельефа?
– Назовите самые крупные, основные формы
рельефа. (Материки и океаны).
– Формы рельефа материков мы уже выучили,
назовите их. (Горы и равнины).
– Мы выучили только рельеф суши.
– А кто сможет назвать формы рельефа океана?
– Так что же мы должны узнать сегодня на уроке?
– Сегодня мы познакомимся с рельефом дна
Мирового океана, еще одной страницей природы. А
для этого мы совершим необыкновенное
путешествие по дну Мирового океана на
фантастическом подводном вездеходе –
океаноходе.
– Но сначала мы в своих тетрадях запишем тем
урока. И по ходу нашего путешествия будем
зарисовывать, и подписывать формы рельефа,
которые нам встретятся на дне океана.
– Все готовы к путешествию? Что надо взять с
собой в дорогу? Ну, конечно же, это знания,
внимание и взаимопомощь.
– Итак, в путь! Наше путешествие начинается от
Тихоокеанского побережья России на юго-восток по
Тихому океану. Сначала океаноход погружается на
подводное продолжение низменной прибрежной
равнины. Посмотрите в атлас и определите по шкале
глубину, на которую мы опустились.
– Глубина медленно возрастает до 200 м.
– Эта мелководная зона, тянущаяся вдоль
материка, называется материковой отмелью или
шлейфом, что в переводе с английского обозначает
«полка».
Шлейф имеет разную ширину и покрыт обломочными
породами, принесенными реками с суши или
образовавшимися при разрушении берегов. Здесь
обнаружены и добываются полезные ископаемые –
нефть, природный газ; россыпные месторождения
золота, платины, олова, драгоценных камней обычно
находятся поблизости от устьев, впадающих в моря
рек. Благодаря хорошей освещенности и
прогреваемости воды на шельфе характерно обилие
морских организмов.
На подводной окраине расположены острова, их
называют материковыми. К ним относится о.Сахалин.
– Отметьте в тетрадях эту форму рельефа.
– Путешествие продолжается, но происходит оно
быстрее, потому что уклон дна увеличился. Мы
попали на материковый склон. Он изрезан
глубокими долинами – каньонами, они могут
служить продолжением речных долин.
– Как вы думаете, откуда здесь русла рек? Это
опустившаяся часть суши.
– На материковом склоне ЗК тоньше – 10-15 км. Здесь
гранитный слой, покрывающий материки и подводные
продолжения, оканчивается.
Материковый склон – это переходная часть от
шельфа к ложу океана.
Спустившись со склона, погружаемся в
глубоководную котловину окраинного моря.
Обозначьте и подпишите ее на профиле дна.
Пересечем котловину и начнем подниматься по
склону гигантского хребта, отдельные вершины
которого выступают над водой и образуют
архипелаги островов – островные дуги. Здесь
встречаются действующие вулканы.
Взберемся ненадолго на вершину: с нее хорошо
видно, что цепочки островов образуют дуги,
выгнутые в сторону открытого океана.
– Что это за острова?
– Это Курильские острова, на них находится 39
вулканов, многие из них действующие. Наш
океаноход часто потряхивает – сказываются
землетрясения, которые сотрясают вулканический
хребет. Перевалив через хребет, вновь начинаем
спускаться по склону, но уже более крутому.
Океаноход погружается теперь гораздо глубже. Мы
спускаемся в глубоководный желоб. Наш аппарат
испытывает сильное давление – ведь на него давит
10 км – толща воды. В самом глубоком месте нам
предстоит пересечь границу сближающихся
литосферных плит (материковой и океанической).
След погружения океанической плиты отмечен
сильной сейсмичностью. Глубокие разломы,
доходящие до мантии, приводят к падению давления
в ней, вызывая ее плавление.
Здесь магма поднимается по трещинам и
извергается. Вот почему на островных дугах и
рядом с ними много вулканов.
– Как называется глубоководный желоб, в который
мы спустились?
– Это Курило-Камчатский желоб. Какова его
глубина?
– Назовите самый глубокий желоб Тихого океана.
(Марианский желоб – 11022м).
– Поднимемся со дна глубоководного желоба, т.к.
здесь оставаться опасно. И продолжим свое
путешествие по Северо-Западной котловине.
Котловины – это большие равнины, глубина которых
от 4 до 7 тыс. метров. Определите глубину
Северо-Западной котловины.
На дно котловин не проникает солнечный свет.
Только фары океанохода освещают наш путь. В свете
фар можно увидеть множество мелких частиц,
медленно опускающихся на дно. Это нерастворимые
остатки мелких морских организмов. Опускаясь на
дно, они наращивают верхний слой океанической
земной коры. Зарисуйте и подпишите эти формы
рельефа.
– Продолжим путешествие. Довольно часто на нашем
пути встречаются отдельные подводные горы –
потухшие или действующие вулканы. Потухшие
вулканы имеют плоские вершины, т.к. они выровнены
течениями.
Иногда такие подводные горы объединяются,
образуя целые хребты. Например, Императорский и
Гавайский хребты, которые тянутся на тысячи
километров. Вершины хребтов могут
подниматься над уровнем океана в виде цепочки
островов – Гавайские острова.
Под водой на вершинах потухших вулканов иногда
вырастают колонии кораллов, образуя атоллы –
острова в форме сплошного или разорванного
кольца с внутренним водоемом – лагуной. (Показ
атолла в атласе.) Атоллы нередко становились
приютом людей, потерпевших кораблекрушение. Но
не все вулканы «уснули», многие продолжают
извергаться, например, вулканы Гавайских
островов.
– Дальше продолжаем свое путешествие по
Северо-Восточной котловине. Цвет окраски опять
изменился. Почему? Правильно, изменилась
глубина.
– Наконец-то мы пересекли огромную котловину и
начинаем подниматься на огромную подводную
горную цепь, состоящую из параллельных гор и
разделяющих их долин. Такие подводные горы
располагаются обычно посреди океанов и поэтому
называются срединно-океаническими хребтами
(СОХ).
Но в Тихом океане он расположен в восточной части
океана и называется Восточно-Тихоокеанским
поднятием.
СОХ образует единую горную систему общей
протяженностью более 60 тыс. км, имеют ширину до 2
тыс. км и возвышаются над котловинами на 3-4 км.
Вдоль оси поднятия обычно проходит разлом в виде
ущелья, глубиной до 3 км и шириной до 50 км. На
склонах хребтов – вулканы. Там, где вершины
СОХ выходят на поверхность, образуются острова.
Например, о. Пасхи или о. Исландия в Атлантическом
океане.
Наш океаноход сильно потряхивает – это связано с
землетрясениями и излияниями лавы. Здесь
оставаться опасно. Вы уже знаете, как опасны
землетрясения на дне океана.
– Быстро по склону спускаемся в океаническую
котловину, затем в глубоководный желоб, т.к. здесь
континент подминает под себя край океанского
дна. Здесь идет настоящая борьба, которая
сопровождается извержениями вулканов и
землетрясениями. Дальше следует материковый
склон и очень узкий шельф. А вот и берега Южной
Америки
– Итак, мы совершили путешествие по дну Тихого
океана и начертили его профиль.
– Посмотрите на карту, будут ли профили других
океанов похожи на профиль дна Тихого океана?
IV. Закрепление изученного
– С какими элементами рельефа дна Мирового
океана мы познакомились?
– Как называется самая глубокая часть океана?
– В каких океанах желоб отсутствует? (В
Атлантическом и СЛ океане)
– Назовите сейсмически активные зоны дна
Мирового океана. (Желоба и СОХ.) А почему?
– А можно ли самую высокую гору мира потопить в
океане?
– Да, Эверест в Марианской впадине.
– А сейчас я проверю, как вы усвоили тему нашего
урока. И если вы ответите верно, то картинка
оживет. (Практикум на диске 1С).
V. Итоги урока
– Приготовили свой цветодневник. Заполните его
в соответствии с вашим настроением.
– А теперь ответьте, что вы усвоили легко из
данного материала?
– А что осталось не полностью усвоенным?
– Что позволило вам лучше усвоить материал?
– Что бы вы хотели еще узнать по данной теме?
VI. Домашнее задание
§22, в к/к нанести СОХ и желоба, начертить в тетради профиль Атлантического океана.