Цели:
- обобщить знания учащихся по произведению А.Н. Толстого «Приключения Буратино»;
- развивать речь, творческие способности, память, внимание, интерес к предмету;
- воспитывать добрые отношения к людям, дружбу, интерес к учёбе.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и целей урока
Учитель: Составьте из букв и слогов 2
слова. (Урок-панорама)
Можете ли вы определить тему сегодняшнего урока,
если посмотрите на оформление доски и
получившиеся слова? (Ответы детей)
Итак, тема сегодняшнего урока: обобщить наши
знания по произведению А.Н. Толстого
«Приключения Буратино».
К сегодняшнему уроку почти каждый из вас получил
своё индивидуальное задание. Кто-то это задание
начал готовить раньше, т.к. получил его ещё на
первом уроке по этому произведению, кто-то позже.
Итак, начинаем.
3. Работа по заданиям.
– На каждом первом уроке по любому
произведению я всех прошу сходить в библиотеку
или посмотреть в домашней библиотеке и принести
на выставку книги автора, которого мы изучаем. На
этот раз у нас получилось так, что многие
принесли именно ту книгу, которую мы изучаем
(других не нашли), а некоторые принесли книги
Толстого, но только не Алексея Николаевича, а
Льва Николаевича. Дело в том, ребята, что в
русской литературе три писателя с фамилией
Толстой: Алексей Николаевич Толстой, с которым мы
с вами познакомились; есть ещё Алексей
Константинович Толстой, но только поэт;
и Лев Николаевич, чьи произведения мы с вами
обязательно будем изучать, т.к. он известен во
всём мире.
Итак, Алексей Николаевич Толстой. Собрать
материал и подготовить рассказ – такое задание у
нас получил … (заслушивание рассказа)
Дополнительный вопрос: какими книгами пользовался при подготовке?
– Вы внимательно слушали рассказ. Что же подтолкнуло А.Н. Толстого к написанию сказки «Приключения Буратино»?
– Действительно, когда А.Н. Толстой был маленьким, у него была книга «Приключения Пиннокио». Очень она ему нравилась, но потом была потеряна. Когда он стал писателем, то пересказал эту книгу для всех детей по-своему. Так и родилась книга «Приключения Буратино».
– Мы с вами познакомились с главами, которые помещены в нашем учебнике, некоторые главы зачитывали из художественной книги, многие из вас прочитали всю книгу, смотрели мультфильм – сказку и экранизацию этой сказки. Давайте заглянем в сказку.
(Звучит запись песни «Буратино» из худ. фильма. Дети танцуют. )
– Только прозвучала песня про Буратино, а он уже у нас в классе.
(Инсценировка учащимися отрывка «Буратино на уроке у Мальвины»).
– Вот они – главные герои нашего урока. Такими ли вы представляете себе Буратино и Мальвину? (Задание на доске и в рабочей тетради на с. 18 № 2)
Буратино Мальвина
весёлый аккуратная
жизнерадостный серьёзная
добрый плакса
невоспитанный воспитанная
настоящий друг прилежная
не хочет учиться добрая
грубый не умеет воспитывать
смелый хороший друг
решительный строгая
оптимист _____________
неряшливый _____________
непослушный _____________
____________ _____________
– Подчеркните в тетради и отметьте цветными магнитами те качества характеров, которые вы считаете положительными. Какие черты характеров героев вы можете добавить?
– Все положительные черты характера Буратино вы выделили. Остались те, над которыми ему нужно работать: он неряшлив, невоспитан, не хочет учиться, непослушный, грубый. В каких сценах мы с вами это видим? …
– В рабочей тетради на с.18 №1 выписаны некоторые предложения из текста. В каждом предложении пропущено слово, но даны 4 варианта для вставки. Вам нужно подчеркнуть то слово, которое является авторским. (работают самостоятельно 2-3 мин., проверка)
– Чтобы иметь полное представление о главной героине сказки – Мальвине, нам сегодня расскажет … Этому ученику на прошлом уроке был дан план, по которому и был составлен рассказ. (заслушиваем)
Физкультминутка
Буратино потянулся, руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать, на носочки надо встать.
Учащиеся выполняют соответствующие движения.
– Как вы считаете, какими героями являются Буратино и Мальвина – положительными, отрицательными, нейтральными или героями-помощниками? Почему?
(В результате беседы учащиеся должны прийти к выводу, что они являются положительными героями, хотя у них есть и отрицательные черты характера. Но герои могут поработать над собой и избавиться от отрицательных черт.)
– Назовите отрицательных героев книги. (Карабас-Барабас, Дуремар и др.) Рассказ об отрицательном герое – Карабасе-Барабасе по плану нам подготовил … (заслушиваем)
– На протяжении всех уроков, посвящённых книге А.Н. Толстого, мы в процессе чтения встречали слова, значение которых нам было непонятно, или не совсем понятно. Мы старались с вами вместе объяснить их. А вот одного ученика я попросила быть в таких моментах особо внимательным, потому что ему на сегодняшнем уроке нужно будет обобщить данную работу. Это … (ученик представляет словарик непонятных слов, в котором он собрал непонятные слова в алфавитном порядке и записал их значения, которые нашёл в словаре, помощниками были родители )
Игра
Учитель зачитывает любое слово из словарика, учащиеся должны вспомнить объяснение этому слову. Потом сверяется это значение со словарём.
– Давайте ещё раз «оживим» героев сказки.
Посмотрите, сколько иллюстраций я вам сегодня
приготовила.
– Какие сцены вы узнали?
– А вот эти иллюстрации нарисовали художники,
которые учатся в нашем классе. Найти отрывки к
этим иллюстрациям и выразительно прочитать.
– Потихоньку мы с вами подходим к завершению.
Вы сегодня слышали, что по сказке А.Н. Толстого
сняты фильм-сказка и мультфильм. И когда они идут
по телевидению, у экранов с удовольствием сидят
не только дети, но и взрослые.
– Как вы думаете, почему?
– Чему учит сказка взрослых и детей?
Вывод: добро и справедливость обязательно победят; важно за незначительным уметь видеть главное; взрослые любят эту сказку за то, что она им напоминает их детство, т.к. они смотрели и читали её в своём детстве.
4. Итог работы
– Почему с Буратино случилась беда? (Потому
что он не пошёл учиться.)
– Как вы думаете, можно ли не учиться? (Нет, в
сказке всегда побеждает добро, а в жизни не
всегда так бывает. Поэтому учиться нужно, чтобы
не случилась беда.)
5. Оценивание работы
– Встаньте, те ребята, которые сегодня
выступали. Остальные, пожалуйста, оцените их
работу и прокомментируйте.
– На какую оценку оценивают себя те ребята,
которые не получали индивидуального задания к
сегодняшнему уроку?
– Почему?
6. Домашнее задание
– На дом каждый из вас получает кроссворд, разгадав который, вы узнаете о каком произведении и главном герое пойдёт речь на следующем уроке.