Урок чтения во 2-м классе по теме "Обобщающий урок по сказке А.Н. Толстого "Приключения Буратино"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить знания учащихся по произведению А.Н. Толстого «Приключения Буратино»;
  • развивать речь, творческие способности,  память, внимание, интерес к предмету;
  • воспитывать добрые отношения к людям, дружбу, интерес к учёбе.

ХОД УРОКА

1.   Организационный момент

2.  Сообщение темы и целей урока

Учитель: Составьте из букв и слогов 2 слова.  (Урок-панорама)
Можете ли вы определить тему сегодняшнего урока, если посмотрите на оформление доски и получившиеся слова? (Ответы детей)
Итак, тема сегодняшнего урока: обобщить наши знания по произведению А.Н. Толстого «Приключения Буратино».
К сегодняшнему уроку почти каждый из вас получил своё индивидуальное задание. Кто-то это задание начал готовить раньше, т.к. получил его ещё на первом уроке по этому произведению, кто-то позже. Итак, начинаем.

3.   Работа по заданиям.

– На каждом первом уроке по любому произведению я всех прошу сходить в библиотеку или посмотреть в домашней библиотеке и принести на выставку книги автора, которого мы изучаем. На этот раз у нас получилось так, что многие принесли именно ту книгу, которую мы изучаем (других не нашли), а некоторые принесли книги Толстого, но только не Алексея Николаевича, а Льва Николаевича. Дело в том, ребята, что в русской литературе три писателя с фамилией Толстой: Алексей Николаевич Толстой, с которым мы с вами познакомились; есть ещё Алексей Константинович Толстой, но только поэт;
и Лев Николаевич, чьи произведения мы с вами обязательно будем изучать, т.к. он известен во всём мире.
Итак, Алексей Николаевич Толстой. Собрать материал и подготовить рассказ – такое задание у нас получил … (заслушивание рассказа)

Дополнительный вопрос: какими книгами пользовался при подготовке?

– Вы внимательно слушали рассказ. Что же подтолкнуло А.Н. Толстого к написанию сказки «Приключения Буратино»?

– Действительно, когда А.Н. Толстой был маленьким, у него была книга «Приключения Пиннокио». Очень она ему нравилась, но потом была потеряна. Когда он стал писателем, то пересказал эту книгу для всех детей по-своему. Так и родилась книга «Приключения Буратино».

– Мы с вами познакомились с главами, которые помещены в нашем учебнике, некоторые главы зачитывали из художественной книги, многие из вас прочитали всю книгу, смотрели мультфильм – сказку и экранизацию этой сказки. Давайте заглянем в сказку.

(Звучит запись песни «Буратино» из худ. фильма. Дети танцуют. )

– Только прозвучала песня про Буратино, а он уже у нас в классе.

(Инсценировка учащимися отрывка «Буратино на уроке у Мальвины»).

– Вот они – главные герои нашего урока. Такими ли вы представляете себе Буратино и Мальвину? (Задание на доске и в рабочей тетради на с. 18 № 2)

Буратино                                   Мальвина

весёлый                                      аккуратная
жизнерадостный                       серьёзная
добрый                                       плакса
невоспитанный                         воспитанная
настоящий друг                         прилежная
не хочет учиться                        добрая
грубый                                        не умеет воспитывать
смелый                                       хороший друг
решительный                             строгая
оптимист                                    _____________
неряшливый                               _____________
непослушный                             _____________
____________                             _____________

– Подчеркните в тетради и отметьте цветными магнитами те качества характеров, которые вы считаете положительными. Какие черты характеров героев вы можете добавить?   

– Все положительные черты характера Буратино вы выделили. Остались те, над которыми ему нужно работать: он неряшлив, невоспитан, не хочет учиться, непослушный, грубый. В каких сценах мы с вами это видим? …

– В рабочей тетради на с.18  №1 выписаны некоторые предложения из текста. В каждом предложении пропущено слово, но даны 4 варианта для вставки. Вам нужно подчеркнуть то слово, которое является авторским. (работают самостоятельно 2-3 мин., проверка)

– Чтобы иметь полное представление о главной героине сказки – Мальвине, нам сегодня расскажет … Этому ученику на прошлом уроке был дан план, по которому и был составлен рассказ. (заслушиваем)

Физкультминутка

Буратино потянулся, руки в стороны развёл,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать, на носочки надо встать.

Учащиеся выполняют соответствующие движения.

– Как вы считаете, какими героями являются Буратино и Мальвина – положительными, отрицательными, нейтральными или героями-помощниками? Почему?

(В результате беседы учащиеся должны прийти к выводу, что они являются положительными героями, хотя у них есть и отрицательные черты характера. Но герои могут поработать над собой и избавиться от отрицательных черт.)

– Назовите отрицательных героев книги. (Карабас-Барабас, Дуремар и др.) Рассказ об отрицательном герое – Карабасе-Барабасе по плану нам подготовил …  (заслушиваем)

– На протяжении всех уроков, посвящённых книге А.Н. Толстого, мы в процессе чтения встречали слова, значение которых нам было непонятно, или не совсем понятно. Мы старались с вами вместе объяснить их. А вот одного ученика я попросила быть в таких моментах особо внимательным, потому что ему на сегодняшнем уроке нужно будет обобщить данную работу. Это … (ученик представляет словарик непонятных слов, в котором он собрал непонятные слова в алфавитном порядке и записал их значения, которые нашёл в словаре, помощниками были родители )

Игра

Учитель зачитывает любое слово из словарика, учащиеся должны вспомнить объяснение этому слову. Потом сверяется это значение со словарём.

– Давайте ещё раз «оживим» героев сказки. Посмотрите, сколько иллюстраций я вам сегодня приготовила.
– Какие сцены вы узнали?
– А вот эти иллюстрации нарисовали художники, которые учатся в нашем классе. Найти отрывки к этим иллюстрациям и выразительно прочитать.

– Потихоньку мы с вами подходим к завершению. Вы сегодня слышали, что по сказке А.Н. Толстого сняты фильм-сказка и мультфильм. И когда они идут по телевидению, у экранов с удовольствием сидят не только дети, но и взрослые.
– Как вы думаете, почему?
– Чему учит сказка взрослых и детей?

Вывод: добро и справедливость обязательно победят; важно за незначительным уметь видеть главное; взрослые любят эту сказку за то, что она им напоминает их детство, т.к. они смотрели и читали её в своём детстве.

4. Итог работы

– Почему с Буратино случилась беда? (Потому что он не пошёл учиться.)
– Как вы думаете, можно ли не учиться? (Нет, в сказке всегда побеждает добро, а в жизни не всегда так бывает. Поэтому учиться нужно, чтобы не случилась беда.)

5.   Оценивание работы

– Встаньте, те ребята, которые сегодня выступали. Остальные, пожалуйста, оцените их работу и прокомментируйте.
– На какую оценку оценивают себя те ребята, которые не получали индивидуального задания к сегодняшнему уроку?    
– Почему?

6. Домашнее задание

– На дом каждый из вас получает кроссворд, разгадав который, вы узнаете о каком произведении и главном герое пойдёт речь на следующем уроке.