Урок в 6-м классе по географии "Волны в океане"

Разделы: География


Цели:

  • познакомить учащихся с новыми понятиями и определениями;
  • продолжить формирование у учащихся представления о свойствах воды — познакомить их с видами движения воды в океане;
  • рассмотреть с учащимися особенности и причины образования некоторых видов движений воды в океане.

Оборудование: физическая карта полушарий, картины, фотографии, аудиокассеты с произведениями известных композиторов о море.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Изучение нового материала

Учитель: Поднимите руки, кто из вас отдыхал когда-либо на море? Использовали ли вы при купании надувной круг или матрац? Как они ведут себя, если их опустить на воду? Они колышатся. Причина таких движений — волны.

Волна — это колебательное движение воды.

Историческая справка:  Миф о Посейдоне.

Давным-давно, когда у людей не было научных знаний, они считали, что в море живёт царь Посейдон. В припадке ярости он приводил в волнение море, создавая волны. Чтобы предотвратить шторм, люди приносили ему в жертву осуждённого за преступления. Сейчас мы выясним, что же науке известно о волнах? Для этого на уроке мы проведём опыт:
В тарелке находится вода. Что нужно сделать, чтобы появились волны? (Подуть). Что можно сделать ещё? (Стукнуть). А ещё? (Покачать).
Какое природное явление может вызвать такие волны? (Землетрясения.)
Как называются такие волны? (Цунами.)
Волны ещё может вызвать движение морских судов. Это корабельные волны. И существует так называемая приливная волна, вызванная притяжением Луны и Солнца.

Ветровые волны

Ветер — одна из причин, вызывающих ветровые волны. Рассмотрим схему волны, которая находится у каждого учащегося на столе.
По рисунку объясните, что называется гребнем, подошвой, высотой и длиной волны.
Ветровые волны могут быть разной высоты. Обычно не превышают 3,5 метра. В очень сильный шторм — немногим более 15 м. Самые высокие волны — в южном полушарии. Длина волны – 250-400 м. У берега движение замедляется и возникает прибой. Гребень при этом как бы опрокидывается.
Послушайте, как изобразил волны в своём произведении композитор Н. Римский-Корсаков. Звучат отрывки из оперы «Садко». Ученикам предлагается представить и описать волны, показанные в данных отрывках.

Цунами

26 декабря 2004 года огромные волны обрушились на побережье Индийского океана. Что послужило причиной этой катастрофы? Где произошло землетрясение?
Плита опустилась на 37м. Как будут расходиться волны от очага землетрясения? (По кругу).
Такие волны называются цунами. Скорость распространения волн – 700-800км в час. Высота более 10м, длина такой волны – 100-200км. В океане такие волны мало заметны. За короткое время до прихода цунами жители наблюдают отступание воды от берега. Как можно объяснить такое явление?

Сообщение учащегося о цунами

Приливы и отливы

Физик Исаак Ньютон сформулировал закон, по которому все тела притягиваются друг к другу в зависимости от массы тела. Причиной приливно-отливных движений являются силы взаимного притяжения между Землёй, Луной и Солнцем. Приливы бывают во всех морях. Полный цикл происходит дважды в сутки. Ученик читает стихотворение И. Бунина «Отлив в Индийском океане»:

Отлив в Индийском океане.
В кипящей пене валуны;
Волна, блистая, заходила –
Её уж тянет, тянет сила
Всходящей за морем луны.

Во тьме кокосовых лесов
Горят стволы, дробятся тени –
Луна глядит — и в блеске, в пене
Спешит волна на тайный зов.

И будет час: луна в зенит
Войдёт и станет надо мною,
Леса затопит белизною
И мёртвый обнажит гранит,

И мир застынет — на весу,
И выйду я один — и буду
Глядеть на каменного Будду,
Сидящего в пустом лесу.

Самые высокие в мире приливы наблюдаются у берегов Северной Америки в заливе Фанди Атлантического океана, а в России — в Пенжинской губе Охотского моря. Прилив наступает постепенно. (Звучит отрывок из произведения К. Дебюсси «Игра волн»).

3. Закрепление

1. Что такое волна?
2. Какие вы знаете виды волн?
3. Что такое гребень?
4. Как образуются цунами?
5. Как образуются приливы и отливы?
6. Вставьте недостающие слова в тексте (у каждого учащегося на столе лежит карточка с заданиями).

– Воды Мирового Океана находятся в постоянном… (движении).
– Различают два вида движения: волнение и течение. Волнение – это волны. Главная причина волн – … (ветер).
– Колебательные движения водной поверхности – … (ветровые волны).
– Помимо ветровых волн, есть ещё цунами, причиной их образования являются – … (землетрясения и извержения вулканов).
– Третий вид волнения вод – … (приливно-отливные волны). Причины образования – притяжение … (Земли Луной и Солнцем).

4. Домашнее задание: §26, правила, географические объекты.

Урок заканчивается под музыку А. Рыбникова «Морская тема».