"Какова пряха, такова на ней рубаха"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с северным русским национальным костюмом.
  • Создать условия для развития творческих способностей: актёрского мастерства, музыкальности на основе северного фольклора.
  • Воспитывать гордость за свой край.
  • Прививать желание знать и использовать русский фольклор.
  • Учить передавать свои эмоции в рисунке.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: народные костюмы, картинки севрного народного костюма, шаблоны сарафанов и рубашек, образцы росписи орнамента, компьютерная презентация.

Ход урока

I. Оганизационный момент. (проверка готовности к уроку)

Учитель.

- Здравствуйте гости дорогие! Давно вас поджидаем, урок не начинаем.

II. Беседа по теме урока.

Девочка.

К путешествию в старину приглашаем
О русских обычаях и традициях много узнаем.
Слушайте и запоминайте
Как жили на Руси наши предки и нам завещали -
Очень хотели, чтоб мы традиции их продолжали

Мальчик.

Очень часто за событиями
И за сомотохой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
И хоть более пивычны
Нам полёты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.

Учитель.

- Сегодня мы с вами поговорим о северном народном костюме. Узнаем, что носили наши предки в Архангельской области.

Поглядите, что за диво?
Всё так мило и красиво!
Кто пошил одежду вам?

Мальчик.

Рукодельничал я сам!

Девочка.

Да и я, вышивала всё сама
Вот пришита и тесьма.

Мальчик.

Оторочен ворот у косоворотки.

Девочка.

Вышит низом сарафан.

Мальчик.

А рубашка ладная, и нарядная

Девочка.

Какова пряха, такова и рубаха.

Учитель.

А как же одевались люди в давние времена?

Девочка.

- Мужчины надевали длинную рубаху. Её шили до колен. Носили рубаху навыпуск. Поэтому украшали вышивкой не только ворот, концы рукавов, но и подол. Застёжку на планке делали с левой стороны. Такую рубаху называли косовороткой. Рубаху подвязывали поясом. Без пояса могли выйти только дети. Вторым компонентом одежды были порты или штаны.

Мальчик.

- Основой женской народной одежды также была рубаха. Рубаху украшали вышивкой, аппликацией. На рубаху надевала красивый сарафан. Сарафан был длинной, спускающейся до пола одеждой без рукавов на лямках. Сарафан подпоясывали. Пояс, как и вышивка, был оберегом от злых духов.

Учитель:

Конечно, мы не сможем рассказать обо всех северных традициях. А вот о северном русском национальном костюме узнаем. Одежда украшалась вышивкой. Особенно украшались ворот, края рукавов, подол.

- Какие цвета чаще встречаются в вышивке?

- Конечно, чаще всего вышивали красными нитками. Красный - это цвет красоты, солнца, радости, жизни.

- Какие орнаменты вы видите?

- Как вы думаете, что они символизируют?

С древних времён считалось, что вышивка на рубахе с изображением солнца, зверей и птих служила оберегом, защитой от колдовства. Ромб - это символ плодородия, круг или крест - символ солнца, клеточка и квадраты - поле, волнообразные линии - вода

- Основным магическим символом был круг - символ солнца. Вот почему ворот у рубах круглый.

Показ презентации. Приложение 1

- Посмотрите фильм, какую одежду носили наши предки в Архангельской области.

Учитель.

- Сегодня мы с вами изготовим своими руками женский или мужской народный костюм. Я вам выдам шаблоны. Вы должны выбрать, какой костюм у вас будет праздничный или повседневный.

Анализ образцов

Ученикам представлены образцы мужской и женской одежды. Они выбирают праздничную или повседневную одежду.

Как мы должны работать, чтобы у вас получилась чудесная и прекрасная одежда?

III. Физминутка.

Ученики встают в круг, поют песню с движениями "Блины".

Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели!
Ой, блины мои, блины,
Ой, блиночки мои!

Кадки новы растворили,
Два часа блины ходили.
Ой, блины мои, блины,
Ой, блиночки мои!

Растворили на дрожжах,
Не удержишь на вожжах.
Ой, блины мои, блины,
Ой, блиночки мои!

Моя родная сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины мои, блины,
Ой, блиночки мои!

На поднос блины кладет
И сама к столу несет.
Ой, блины мои, блины,
Ой, блиночки мои!

Гости, будьте же здоровы!
Вот блины мои готовы.
Ой, блины мои, блины,
Ой, блиночки мои!

IV. Творческая практическая деятельность.

Учитель:

- Сегодня вы попытаетесь выполнить эскиз северного народного костюма. Перед вами шаблоны. По желанию вы можете выбрать мужской или женский костюм. Подумайте, какой будет костюм: праздничный или будничный.

- Давайте вспомним, из чего состоит женский и мужской северный русский народный костюм?

Ученики работают самостоятельно под сопровождение русской народной музыки. Учитель оказывает помощь.

V. Итог урока.

Выставка и анализ работ.

- Какии чудесные костюмы у нас получились! Трудно было? Недаром говорят: "Какова пряха, такова на ней и рубаха".

Обобщение темы

- Чему научились на уроке?

- Чтобы получилась хорошая работа, как вы работали?

- Какие орнаменты использовали в росписи?

Уборка рабочего места.