Урок "Математическое путешествие" в 6-м классе по теме "Делимость натуральных чисел"

Разделы: Математика


УМК: Г. В. Дорофеев

Цель урока:

  1. Отработать знания формулировок признаков делимости на 2;3;5;9;10; определений составных и простых чисел;
  2. Оценить вычислительные навыки при нахождении НОД, НОК; разложение на простые множители;
  3. Развивать математическую зоркость; математическую речь; математическое мышление;
  4. Воспитывать патриотизм и бережное отношение к окружающей среде;
  5. Повторить правила дорожного движения для учащихся.

Тип урока: урок – зачет.

Ход урока

I. Вводная часть.

Этот урок мы проведем в виде необычного путешествия. Во время этой экскурсии по достопримечательным местам нашей столицы Бурятии нам нужно будет вспомнить определения НОД, НОК, простых и составных чисел. Во время путешествия мы станем с вами участниками уличного движения, а поэтому нам необходимо очень хорошо знать правила дорожного движения. Ведь скоро летние каникулы, и каждому из вас придется принимать правильные решения на дорогах и улицах. Чтобы путешествовать по городу на автобусе вам надо получить права на категорию А,В,С.

  • Категория А – пассажир едет в другом транспорте;
  • Категория В – нельзя сажать пассажиров;
  • Категория С – едет сам и может вести пассажиров.

Работа предстоит напряженная, давайте настроимся на неё.

Тренинг. «У меня все получится. Я – блестящий ученик» (Учащиеся закрывают глаза и повторяют хором несколько раз эти слова.)

Итак, садимся в красный, зеленый, желтый автобус (рисунок 1) (учащиеся делятся на 3 команды или по рядам).

Рисунок 1

II. Работа с учащимися

- Поехали! (Звучит музыка движения автомобиля или учащиеся сами инсценируют этот звук и движение, как – будто они держатся за руль). Учитель показывает начало маршрута по схеме движения (рисунок 2).

Рисунок 2

- Стоп! Пост ГИБДД. Нужно сдать теоретический экзамен, который примут представители ГИБДД. (В качестве представителей выступают учащиеся старших классов. На них надеты форменные фуражки, в руках – жезл).

1 этап. Фронтальный опрос.

1 команда

  • Какие числа называются делителями данного числа?
  • Сформулируйте признак делимости чисел на 3.
  • Что такое НОД числа?
  • Как найти НОК числа?
  • Какое число называется совершенным?

2 команда

  • Какое число называется кратным данного числа?
  • Сформулируйте признак делимости числа на 5.
  • Какие числа называются простыми?
  • Что такое НОК числа?
  • «Скачет сито по полям, а …» О каком математическом способе определения простых и составных чисел говорится в этом детском стихотворении?

3 команда

  • Сформулируйте признак делимости чисел на 2.
  • Какие числа называются составными?
  • Сформулируйте признак делимости на 10.
  • Как найти НОД числа?
  • Какие числа называются взаимно простыми?

Итог: Представители ГИБДД дают учащимся жетоны разного цвета (зеленый – оценка «3», желтый – оценка «4», красный – оценка «5»)

- Поднимите свои жетоны – результат вашей работы.

- Поехали дальше. (Тихо звучит музыка. Учитель показывает дальше схему маршрута.)

Мы еще не въехали в город, но его уже видно издалека. Там вдали есть натуральные дома, но какой вид они имеют, мы не знаем. Посмотрите на рисунок (рисунок 3) и решим задачи.

Рисунок 3

- Будут ли эти числа натуральными? Почему?

- Стоп! (Горит красный свет светофора). Мы приехали на площадь Советов г. Улан-Удэ и видим, что горит красный свет светофора. Что делать? Давайте выйдем на площадь. Посмотрите, какая она красивая! (Учитель показывает открытки с видами площади Советов.)

2этап. – А пока стоим, решим карточки красного цвета – самостоятельная дифференцированная работа (приложение 1) на 7-10 минут.

Затем представители ГИБДД проверяют, а учитель проводит устную игру. Один учащийся отвечает, а остальные сигнализируют учителю индивидуальными светофорами («правильно» - поднимают зеленым цветом вверх, «неправильно» - красным цветом вверх).

Устно

Делятся ли данные числа на 2, 5, 9, 10?

127;568;1932;4949;5300;1026;75443.

Итог 2 этапа. Поднимите свои жетоны за карточки красного цвета.

3 этап.

- Учитель: ребята, посмотрите, красный свет выключился. Можно ехать? Почему? Зажегся желтый свет, решаем по желтым карточкам (приложение 2) самостоятельную работу на 7 – 10 минут.

Затем представители ГИБДД проверяют, а учитель проводит устную игру «да – нетка».

- Является ли число простым:1, 9, 2,5, 36, 11,23, 56, 73. (Если число простое, то учащиеся по команде учителя хлопают в ладоши; если число составное, то учащиеся должны промолчать.)

- Делятся ли числа на 3: 6, 9, 12, 123, 151, 213, 372?

Итог 3 этапа. Поднимите свои жетоны за карточки желтого цвета.

- Учитель: желтый свет перестал гореть, но зеленый не зажигается. Светофор не работает, бежим на пятачок безопасности. (Решим устно примеры по аналогии.)

- Какие из чисел простые? Какие числа составные? (На доске написаны числа: 197, 207, 239, 617, 813, 929, 943.). Учитель бросает мяч ученику. Тот, поймав мяч, должен сказать, какое это число и бросить мяч учителю.

- Учитель: Какое правило движения мы нарушили? (Играли в мяч на дороге!)

- Посмотрите, вдоль дороги высажены цветы.

Догадайтесь, по какому правилу высаживали цветы? (рисунок 4)

Рисунок 4

4 этап.

- Учитель: Светофор исправили, зажегся зеленый свет. Что надо делать? (Посмотреть вначале налево, затем направо). Поехали к мемориалу Победы. (Учитель показывает открытку).

- Какое знаменательное событие будут отмечать в этом году? (65-летие Победы в Великой Отечественной войне.)

- Какие даты написаны на стеле мемориала?

- Какое из этих чисел кратно 3?

Решите задачи на карточках со звездочками. (Приложение 3). Самостоятельная работа на 7-10 минут.

Пока проверяются работы учащихся представителями ГИБДД, учитель проводит устную работу:

- Какие из чисел, написанных на доске, делятся на 2; 5;9?

122, 105, 113, 231, 549. (Учащиеся на пальцах показывают номер числа, которое делится на 2, затем на 5, затем на 9)

Итог 4 этапа.

5 этап

- Учитель: Едем дальше в этнографический музей. (Учитель показывает открытку). Учащиеся изображают шум мотора, «держатся» за руль. Вот и музей. Билет стоит130 рублей. Сколько денег может оказаться в кассе?

В музее несколько экспозиций. Пойдем по зеленой дорожке.

(Устная фронтальная работа.)

Вот иголки и булавки
выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
молока они хотят.

- Кто это нам встретился? (Сказочный ёж.)

- Ёж очень модно подстригся, оставив 16 колючек, колючки твердые, поэтому его стригли несколько дней по 12 колючек в день. Сколько дней стригся ёж, если у него было не более 100 колючек?

Самостоятельная работа на экологические темы на зеленых карточках на 5-7 минут. (Приложение 4)

Пока проверяются работы учащихся представителями ГИБДД, учитель проводит устную работу:

- Какие из чисел 4872, 2106, 6696, 55074 делятся на 3; на 9.

(Учащиеся пишут правильный ответ на индивидуальных досках и по команде учителя показывают ответ.)

Итог 5 этапа.

III. Итог зачета.

- Учитель: Мы решили с вами много задач, повторили определения простых и составных чисел, признаки делимости чисел на 2,на3, на5, на 9, на 10, погуляли по городу, повторили правила дорожного движения, давайте узнаем, на какую категорию вы сдали зачет. Слово представителям ГИБДД.(Представители ГИБДД выдают учащимся удостоверения с категориями) (рисунок 5).

Рисунок 5

IV. Задание на дом

Написать сказку о простых и составных числах, или выполнить презентацию на ПК, или написать сочинение о натуральных числах и их делителях, или создать мультфильм о сказочном математическом путешествии.