Цель урока: Закрепить функцию буквы я в качестве показателя мягкости согласных звуков; способствовать развитию навыков правильного, сознательного, выразительного чтения, развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, прививать любовь к чтению.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы урока (слайд 1, приложение)
Есть земля Австралия, есть страна Италия.
А еще на свете есть вот какое чудо:
Вовсе не Австралия, вовсе не Италия-
Есть страна Читалия!
- И мы отправимся туда. А как вы думаете, ребята, чем мы будем заниматься на уроке?
- Мы отправимся в сказочное путешествие по воображаемому морю на корабле в страну Читалию, будем учиться читать тексты с изученными буквами, узнавать новое, а еще играть, отгадывать, рассказывать.
2. Упражнения для развития речевого аппарата (слайд 2, приложение)
Чистоговорки:
- Ра-ра-ра начинается игра.
- За-зо-зу мы поймали стрекозу.
- Зи- зе-за приближается гроза.
- Зо- за-зы убегаем от грозы.
- Си-са- со покатилось колесо.
- Чу-чу-чу молоточком я стучу.
Скороговорка: (слайд 3, приложение)
До города дорога в гору, от города с горы.
- Молодцы! Вот мы добрались до кораблика. Поплыли! В добрый путь! (слайд 4, приложение)
3. Повторение изученного
- С какой буквой познакомились на прошлом уроке?
- Что вы о ней узнали?
- А вот и препятствие - на пути подводные скалы!
Поиграем в игру «Зоркий глаз»
- Найти все буквы я, подчеркнуть их (тексты у каждого ученика).
Язык острее меча. Язык болтает - рукам мешает. Собирай по ягодке – наберешь кузовок. Своя земля и в горсти мила. Моя любимая Россия.
- Сколько раз вам встретилась буква я? Что значит: Язык болтает – рукам мешает? Своя земля и в горсти мила?
4. Работа над текстом на стр. 115.
- Посмотрите, ребята, куда мы приплыли?
- Как называется наша страна? Столица? А наша область?
Чтение текста на стр. 115
- Чем славны русские люди?
- Чему будут рады мама, папа, сестра?
5. Физминутка (слайд 5, приложение)
- Что-то море разволновалось, вышли все на палубу!
Море волнуется раз, море волнуется два,
Море волнуется три – на месте морская фигура замри!
Море волнуется раз, море волнуется два,
Море волнуется три, вдаль плывут корабли.
Чайки над морем летают,
Дельфины в волны ныряют,
Все дальше вперед и вперед
Наш кораблик плывет.
6. Работа над текстом на стр.116
Словарная работа.
- Подготовимся к чтению, прочитаем сложные слова: (слайд 6, приложение)
ма - я/к |
|
|
я/р - ко |
- Какие слова вам не знакомы?
- Что такое маяк?
- Вот что говорит нам толковый словарь:
Маяк – высокое сооружение в гавани или на опасных местах прибрежья, на котором помещают сильный источник света для указания дороги судам.
Чтение текста учащимися цепочкой.
- Что случилось на море?
- Какая опасность грозит кораблям?
- Что помогает кораблям доплыть до берега?
- Прочтите слова с буквой я.
7. Игровые упражнения.
- Мы молодцы, добрались до берега. И вот перед нами сказочная страна (слайд 7, приложение)
(На доске сказочные герои.)
- Нас встречает… угадайте, кто?
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадет он вместо школы в полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка?
(А.Толстой: «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (слайд 8, приложение)
- Буратино хочет с вами поиграть в прятки, он спрятал свой ключик, а вы должны его найти.
Лучше умственной зарядки
Нет для взрослых и детей.
Кто играет с нами в прятки,
Тот становится умней.
8. Физминутка для глаз, поищем ключик глазами.
Звуко-буквенный анализ слова КЛЮЧИК.
- Найти схему к слову ключик (схемы на доске).
- Молодцы! Ключик найден (ключик спрятан под данной схемой).
- А вот и следующий герой:
Всех на свете он добрей
Лечит он больных зверей,
Он известен, знаменит
Добрый доктор (Айболит) (слайд 9, приложение)
- Сегодня к Айболиту пришли лечиться животные, найдите их, они спрятались в этих словах (слайд 10, приложение)
Нам легко, закат пылает. Клевер на лугу. У Коли сани.
- Маленькая девочка весело бежит,
По тропинке к домику, что в лесу стоит.
Нужно этой девочке, к бабушке скорей
Отнести корзиночку, посланную с ней. (Красная Шапочка)
- А что она несет в корзинке? (слайд 11, приложение)
ЛОМАС (МАСЛО) РОЖПИКИ (ПИРОЖКИ)
- Он живет всех выше
Дом его на крыше.
Если ляжешь быстро спать-
Ты с ним можешь поболтать.
Прилетит к тебе в твой сон
Веселый озорник… (Карлсон) (слайд 12, приложение) - Фруктово-огородная страна
В одной из книжек есть она,
А в ней мальчонка овощной,
Он храбрый, справедливый, озорной. (Чиполлино) (слайд13, приложение) - Бабусю знает целый свет
Ей от роду 300 лет
Там на невиданных дорожках
Изба её на курьих ножках. (Баба Яга) (слайд 14, приложение)
9. Подведение итогов.
- С этими и другими сказочными героями вы сможете подружиться и узнать о них много интересного, только для этого, что вам нужно сделать?
- Как вы думаете, а еще для чего нужно уметь читать?
- Ребята об этом вам прочитают стихи.
- Живет в каждой книжке какой-то герой,
Мечтает герой подружиться со мной!
И ключик волшебный от двери в стене
Несет Буратино ко мне. - Все больше прочитанных книжек – семья.
Все больше хороших друзей у меня,
В каникулы летом и в школьные дни
Со мною повсюду они. - Мы дружны с печатным словом
Если б не было его -
Ни о старом, ни о новом,
Мы не знали б ничего! - В день рождения подарок
Хочешь другу подарить?
Принеси ты ему книгу
Будет век благодарить! - Книг заветные страницы
Помогают людям жить.
И работать, и учиться,
И Отчизной дорожить!
- Расскажите, что вам понравилось на уроке?
- Нам пора возвращаться, а Сказочные герои прощаются с вами и говорят вам: «До свидания! До новых встреч!» (слайд 15, приложение)