Цель:
- Продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством В.М. Шукшина.
- Способствовать развитию интереса к личности и творчеству В. Шукшина.
- Воспитывать любовь и уважение к малой родине, родному языку, родной литературе, уважение к родной земле, родным и близким людям.
- Продолжать формирование духовно-нравственной культуры учащихся.
Оформление и оборудование: портрет В.М.Шукшина, книжная выставка, медиапрезентация о жизни и творчестве В.М.Шукшина (приложение).
Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни,
самое родное – вся состоит из жалости. Она любит своё
дитя, уважает, ревнует, хочет ему добра – много всякого,
но неизменно, всю жизнь жалеет.
В.М.Шукшин
Ход урока
(Слайд, звучит музыка Шаинского В. на слова Шевелёвой Е. «Уголок России».)
Ведущий:
Здесь край равнины с небом синим
Грядою горною срослись,
Цепь островов, река, долина,
Лаская взор, переплелись.
Катунью быстрой, Чуйским трактом
Известны здешние места.
Горой Пикетом, сельским тактом,
Людской души в нём нагота.
Здесь, на природном перекрёстке,
На стыке судеб и дорог,
Стоит село с названьем Сростки,
Алтая горного порог.
Сростки – родина В.М.Шукшина. Село привольно раскинулось в предгорьях Алтая, в сорока километрах от города Бийска, по Чуйскому тракту. Это ещё не степной, но уже и не горный край. Красивы эти места. Чуйский тракт шумит день и ночь. А рядом стремительная буйная Катунь с её островами и берегами, заросшими ивняком, вербой. Черёмухой. Облепихой и гора Пикет, с которой так хорошо любоваться привольем родных полей и лугов. Здесь, в этих удивительных по красоте местах, прошло детство В.М.Шукшина. Здесь он бегал, плавал, ловил рыбу и трудился в суровые военные годы. Именно здесь Шукшин увлёкся чтением книг. (Слайд, карта Алтайского края, село Сростки)
Из воспоминаний Марии Сергеевны Куксиной
Ученица: «Вася не только успевал «хозяйнячить» по дому и в колхозе, но и читать, читать, так как в нём появилась эта необыкновенная страсть. …Помню, как появилась у Васи «болезнь» - увлёкся книгами. Всегда у него под ремень в брюках была книга подоткнута. Читал запоем, без разбора, подряд. Читал и по ночам: керосину нальёт или в картошку фитилёчек вставит. Под одеялом закроется и почитывает. Ведь что думаете, однажды одеяло прожёг. Стал неважно учиться, я тогда и вовсе запретила строго настрого читать. Так нет, стал из школьного шкапа брать. Тайно от меня, конечно. Не знала уж, что и делать с ним, как оторвать от этого чтения – то…» Когда же Шукшин решил отправиться в Москву, поступать во ВГИК, то Мария Сергеевна поддержала это решение сына, даже продала корову, чтобы помочь ему материально и морально: «Езжай учиться, я ведь вижу – тебе хочется учиться».
Ведущий: Навсегда вобрал Шукшин в своё сердце родные места – и село, и эту реку, и острова, и земляков. Всю жизнь помнил и любил. И эта любовь придавала ему силы, когда было трудно и горько. (Слайд, фотография села Сростки, сделанная с горы Пикет)
В 2009 году наш земляк отметил бы 80 – летие, поэтому этот год объявлен на Алтае годом Шукшина. Матери Василия Макаровича, Марии Сергеевне Куксиной, исполнилось бы 100 лет. Именно этой дате и посвящён наш первый в этом году урок. «Трудно понять, но как где скажут «Алтай», так вздрогнешь, сердце лизнёт до боли мгновенное горячее чувство. Когда буду помирать, если буду в сознании, то в последний момент успею подумать о матери, о детях и о родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет», - писал Шукшин. (Слайд)
В.М.Шукшин всегда думал и помнил о родине и о матери – самом близком и родном человеке. Тяга к матери, желание поделиться с ней сокровенным остались у Шукшина на всю жизнь. Каким тёплым сыновним чувством благодарности пронизаны его письма: «…Сплю и вижу, мама, как мы с тобой вместе живём. Мамочка, как твоё здоровье, родная? Милая, душа томит об вас!..» - писал в письмах Шукшин. Свою мать Василий Макарович любил безмерно. Мария Сергеевна была женщина необыкновенная – умная, весёлая, рассудительная. В 22 года она осталась одна с двумя маленькими детьми на руках. Отчаяние наводило женщину на мысль: отравить себя и детей, но неведомая сила отвела её от этого греха. Мария Сергеевна поняла, что надо жить ради детей. И вскоре она встретила свою судьбу, Павла Куксина, вышла за него замуж. По словам С. Залыгина мать В.М.Шукшина была чуткой к слову, к песне, к картине, к любому искусству. Душа её была развита высоко и сильно сама по себе, от природы и от своего народа. Эти необыкновенные, неповторимые задатки, которые она передала своему сыну.
Из переписки матери с сыном.
Ученица: «Добрый день, сынок милый! Долго я задержалась с письмом. Дитёнок мой, вот вчера сделала перевод, правда, мало. Ну, в конце месяца пошлю ещё сотню. (…) Милый мой, у меня дома всё хорошо. Как у тебя, милёнок мой? Лишь бы у тебя всё хорошо. Как успехи в сдаче экзаменов? Как здоровье? Как с деньгами? Ой, скоро буду ждать домой. Денег ещё вышлю. Не тужи, мой дитёнок. До свидания. Будь здоров. Мама». 2 марта 1956 год.
«Добрый день, сынок милый! Дитёнок мой, да ты совсем свалился болеючи. Я же знаю. Вот сегодня дала телеграмму. Ответа жду с нетерпением. (…) Милый мой, а я тебе валенки скатала, думала ты приедешь. Ну как, родной, насчёт курорта? Поедешь или нет? Если не поедешь, то, когда если чувствуешь плохо, так и езжай домой. Да, сынок, я задумала завести хоть один улей. Поставить к Шумским в сад, у них тоже два будут, да у меня один. Чего – то охота, душа горит. Ну, дитёнок, пиши почаще, ради Бога, хоть понемногу. Да ты смотри, если не поедешь на курорт и слабо себя чувствуешь, то не запускай, езжай, милый мой дитёнок, сокол мой ясный! Пока до свидания. Целую. Мама». 24 февраля 1957г.
Ведущий: В творчестве В.М.Шукшина мы не найдём образа более человечного и доброго, чем образ матери. Он знал великое чувство благодарности матери. И, быть может, материнское сердце и чувство родины – те два животворящие источника, которые питали и поддерживали Шукшина всю жизнь. Это подтверждается строками из его писем к матери.
Ученик: «Живу очень интересно, мама. Очень доволен своим положением. Спасибо тебе за всё, родная моя. Успехи в учёбе отличные. У нас не как в других институтах, т. Е. о результатах обучения известно сразу. Ну вот пока и всё. Итак, мама, повторяю, что я всем решительно обеспечен. Недавно у нас на курсе был опрос, кто у кого родители… У всех почти писатели, артисты, ответственные работники и т.д. Доходит очередь до меня. Спрашивают: кто из родителей есть? Отвечаю: мать. Образование у неё какое? Два класса, отвечаю. Но понимаете, она у меня не менее министра…»
«Я жив – здоров, все в порядке. Здоровье у меня – нормально. Вот увидите в картине: я даже поправился. Всё хорошо, родная. Мама, если тебя с бальзама слегка сшибает, то попей его на ночь, тем более что он способствует ко сну. Попить его надо подольше, люди годами пьют: привыкают и пьют, даже очень пожилые люди. Во всяком случае, вреда от него никакого. Ребятишки здоровеньки, слава Богу. Ездил я тут в Москву на три дня, сходил с Машей в школу. И радостно и грустно. Какая она ещё школьница! Целыми днями играет с Ольгой и зайцем (заяц в к квартире живёт), а про домашние задания забывает. А так всё нормально. Извещение о посылочке успел получить, но было воскресенье…Спасибо, хорошая моя. Дай Бог тебе здоровья! За меня не беспокойся, я серьёзно говорю, что хорошо себя чувствую. Обнимаю тебя. Василий. Сюда больше уже не пиши». 28 сентября 1974 года.
Ведущий: Это письмо от сына Мария Сергеевна получила 2 октября, в день его смерти.
К началу октября Шукшин практически полностью завершил роль Лопахина, ему оставался отснять последний эпизод, 4 октября он должен был вернуться в Москву. В ночь с 1 на 2 октября 1974 года Василию Макаровичу стало плохо. Он принял лекарство, но оно ему мало чем помогло… На утро его обнаружили мёртвым. (Слайд)
Ученик читает стихотворение Н. Вознесенского «Хоронила Москва Шукшина»
Хоронила Москва Шукшина,
Хоронила художника, то есть
Хоронила Москва мужика
И активную совесть.
Он лежал под цветами на треть,
Недоступный отныне.
Он свою удивлённую смерть
Предсказал всенародно в картине.
В каждом городе он лежал
На отвесных российских простынках.
Называлось – не кинозал –
Просто каждый пришёл и простился.
Он сегодняшним дням - как двойник.
Когда зябко курил он чинарик,
Также зябла, подняв воротник,
Вся страна в поездах и на нарах.
Он хозяйственно понимал
Край, как дом, где берёзы и хвойники.
Занавесить бы чёрным Байкал,
Словно зеркало в доме покойника.
(Слайд)
Широта души Марии Сергеевны, горячее отзывчивое на чужую боль сердце, доброжелательность – это те качества, которые она привила и передала своему сыну. И он бережно сохранил в себе и пронёс через всю жизнь этот бесценный материнский дар. Мария Сергеевна умерла 17 января 1979 года. Похоронили её в сростках.
Ученик читает стихотворение Г.Панова «У могилы М.С.Шукшиной»
В будних Сростках на горе Пикет
Праздного паломничества нет.
Припозднилась девушка одна
У могилы мамы Шукшина.
Вот он скромный уголок в тиши,
На гору подняться не спеши –
Встань у этой памятной оградки,
Воздухом бессмертья подыши.
Я бывал здесь и встречал не раз
Близость самых незнакомых глаз.
Вот и эта девушка взглянула – на печаль
Печаль отозвалась…
Ведущий: А в заключение хотелось бы напомнить слова самого Василия Макаровича: «Я живу с чувством, что когда – нибудь я вернусь на родину навсегда. И какая – то огромная мощь чудится мне там, на родине, какая – то животворная сила, которой надо коснуться, чтобы обрести утраченный напор в крови. Видно, та жизнеспособность, та стойкость духа, какую принесли туда наши предки, живёт там с людьми и поныне, и не зря верится, что родной воздух, родная речь, песня, знакомая с детства, ласковое слово матери врачуют душу». (Слайд)
И вернулся он на Родину, свою малую Родину, восьмиметровым бронзовым памятником, работы скульптора Вячеслава Клыкова.
Ученик:
Бьются волны Катуни о берег,
Бьются капли дождя о металл.
Только он на пригорке не верит,
Что уже металлический стал.
С малолетства привыкший трудиться,
А не бронзой блистать на ветру.
Он сидит, невеселая птица,
Руки – крылья, сложив на ветру.
Что хотел бы поведать истокам
И они его сердцу о чем?
Что рассветную правду Востока
От закатного Запада ждем…
Он ведь жил и работал в надежде
Как поднять из кровавой грязи.
И теперь напряженно, как прежде,
Озирает пространство Руси.
Кто его вспоминает как сказку.
Кто зевнет сквозь дремотный оскал:
-Как же, знал загулявшего Ваську.
Нет плетня, под которым не спал.
Да, болел, чем болела Россия,
Но пахал ее поле за всех.
И в зените своем – пересилил
Наш хмельной затянувшийся грех.
Ну, а мы еще маемся, вздорим,
Призываем торговый рассвет.
Он сидит на бессменном дозоре
Одинокий казачий Пикет.
Немало есть знаменитых сел на Руси – на Волге, на Оке, на Иртыше. Теперь на Катуни. Узкой тропкой уходят из них деревенские парни. И матери долгими бессонными ночами ждут от них весточки.
Литература:
- Аннинский Л.А. тридцатые – семидесятые. Литературно-критические статьи. – М., 1978.
- Апухтина в.А. проза Шукшина. – М., 1981.
- http://m-pecropol/parod/ru/
- http://festival/ru
- www.uchportal.ru