В класс под музыку входят дети с колосками в руках. Поют песню «Расти колосок» Девочка с хлебом-солью.
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил
Не жалел трудов и сил.
Здравствуйте гости желанные. Мы рады видеть вас на празднике.
Учитель: А я начну с легенды. Это было очень давно, из жизни первобытных людей. Однажды мужчины вернулись с охоты ни с чем.
А запасы продуктов закончились. Что будет с племенем?
На рассвете женщина отправилась на поиски пищи. Поблизости всё было собрано, и она спустилась в лощину. И вдруг около ручья она увидела незнакомое растение. Что это? Женщина нагнулась, и из колоска на ладонь упали золотистые зёрна. Они были сладкие на вкус. Вот она пища! Спасение племени.
Так, много лет назад человек открыл хлебные растения. Мучнистые зёрна приносили приятное ощущение сытости.
Сегодня, растения, зёрна которых годятся в пищу, называют одним словом – ХЛЕБ.
И речь сегодня пойдёт о хлебе, без которого невозможна жизнь человека.
Мы долго собирали материал по теме «Хлеб», работали над проектом.
Сегодня у нас защита проекта. Пройдет она в форме праздника. Цель наша сообщить собранную информацию гостям, а главное показать свою любовь и уважение к главному достоянию человечества – хлебу. В течение работы над проектом мы встречались с интересными людьми. И сегодня у нас в гостях: Ветеран Великой Отечественной войны, человек, переживший ленинградскую блокаду Холоненков Вячеслав Иванович, старейший учитель нашей школы Маточенкова Раиса Ивановна. На её долю выпало тяжёлое военное детство. Заслуженный механизатор сельского хозяйства РФ Быков Николай Николаевич. Поприветствуем гостей.
Чтецы:
У народа есть слова:
Хлеб всей жизни голова.
Хлеб не падает нам с неба,
Появляется не вдруг…
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятка рук.Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелёк.
Сколько в это зёрнышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода…Ветерок спросил, пролетая:
Отчего, ты рожь золотая
А в ответ колоски шелестят
Золотые руки растят.
Учитель: Ребята, а что же интересного вы узнали, работая над проектом.
(Работа в группах. Сообщают интересные факты.)
1 группа:
- Мы знаем, что слово «хлеб» произошло от греческого слова «хлебанос», которое означает название глиняного горшка, в котором пекли хлеб.
- В странах Востока путника перед дальней дорогой осыпали мукой, чтобы дорога была счастливой.
- Существует один выведенный сорт пшеницы, который может давать урожай несколько лет подряд.
2 группа:
- В музее г. Мосальск мы видели севалку – это корзина, из которой вручную разбрасывали в старину зерно во время посева.
- Первыми хлебными растениями были не рожь и пшеница, а рис и дуб.
- Во все времена хлеб очень высоко ценился и стоял в одном с золотом и солнцем.
3 группа:
- В Древнем Риме пекари занимали высокие посты.
- Чтобы сохранить надолго хлеб свежим, его сразу после выпечки надо заморозить.
- У разных сортов пшеницы «усы» могут быть разного цвета (белые, жёлтые, красные, фиолетовые)
4 группа:
- В России желанных гостей встречают «хлебом – солью». Гости должны поцеловать хлеб.
- Издавна на Руси существует обычай: на свадьбу мать жениха встречает молодых караваем – символом богатства и благополучия.
- Впервые хлеб появился на Руси свыше 15000 лет назад в виде жидкой каши.
- В давние времена люди лечились хлебом. Если подышать над горячим свежим хлебом, можно вылечить насморк, а чёрствый хлеб помогает при болях в желудке.
Учитель: А что народная мудрость гласит о хлебе?
(Продолжается работа в группах, собирают пословицы, а из них колоски).
Пословицы:
- Хлеб – это жизнь.
- Хлеб – дар божий.
- Хлеб в закромах – счастье в домах.
- Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
- Если хлеба не куска, так и в тереме тоска.
- Без золота проживёшь, а без хлеба нет
- Хлеб – кормилец.
- Хлеб всему голова.
- Вода вымоет, а хлеб выкормит.
- Где хозяин ходит, там и хлеб родится.
(Далее ученики зачитывают отрывки из своих сочинений и получается одно общее красивое сочинение.)
Сочинение
«Хлеб – всему голова»
«… Садясь за стол, мы берём кусочек хлеба и не задумываемся: как он попал к нам на стол. Очень много людей потрудилось, чтобы из маленького зёрнышка получился вкусный хлеб.»
(Елова Юля)
«… Осенью пашут землю, сеют семена. Зимой и весной ухаживают за посевами: разрушают ледяную корку, которая мешает дышать озимым. Весной вносят удобрения, средства защиты от вредителей.
Собрав урожай, зерно везут с поля на элеватор, где очищают от примесей и сушат. Потом зерно попадает на мукомольные станции. Здесь делают муку. А из муки на хлебозаводах пекут хлеб и разные булочки и кондитерские изделия»
(Фучеджи Настя)
«…В настоящее время люди едят хлеба в достатке. А в военное время не хватало хлеба. Жилось очень тяжело, голодно. Хлеб выдавали по карточкам. Взрослые отдавали свой хлеб детям, чтобы спасти их от голода.
Очень тяжёлое было время.»
(Бобков Артём)
«… Чтобы вырастить хлеб, надо много вложить труда. Поэтому к хлебу надо относиться с уважением. Хлеб – это святое.»
(Рыбалкова София)
«… Хлеб не просто еда. Хлеб – это жизнь.»
(Елова Юля)
Учитель: Изобилие хлеба – заветная мечта всех людей. Мы часто забываем об истинной цене хлеба, когда покупаем в магазине хлеб, булочки, кондитерские изделия. Тысячи людей трудятся , чтобы вырастить зерно, собрать, обмолотить, смолоть муку и выпечь из неё хлеб.
Давайте назовём эти профессии.
Всю свою жизнь посвятил благороднейшему делу – выращиванию хлеба БЫКОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ.
(На экране идут слайды его биографии, а ученица (его внучка) рассказывает о нем.
Рассказ «Мой дедушка»
Мой дедушка – Быков Николай Николаевич всю жизнь проработал хлеборобом.
Родился он в деревне Черёмошня. После школы поступил в Мятлевское СПТУ. Учился там 2 года и получил специальность тракториста- машиниста широкого профиля ( с квалификацией слесаря). Это значит что дедушка не
только работал на тракторе, но и ремонтировал их. После армии он вернулся в родную деревню и работал в колхозе на тракторе до самой пенсии. Мой дедушка - великий труженик, он очень добросовестно относился к работе, поэтому его часто награждали грамотами и ценными подарками. За высокие показатели по выращиванию кукурузы был награждён мотоциклом. А самая большая награда была потом в 1999 году пришло приглашение в Москву на торжественное собрание, посвященное Дню работников сельского хозяйства. Там в торжественной обстановки моему дедушке было присвоено звание «Заслуженный механизатор сельского хозяйства Российской Федерации». Вручал награду В.В. Путин.
Я горжусь своим дедушкой и его заслугами.
Чтецы:
- Вот он - хлебушек душистый
С хрусткой корочкой витой
Вот он… тёплый, золотистый,
Словно солнцем залитой. - В нём здоровье, наша сила,
В нём – чудесное тепло.
В нём – земли родимой соки,
Солнца свет весенний в нём. - Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло. - Не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле. - Тем, кто хлеб печёт чуть свет,
Шлёт пшено на кашу.
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет. - Им спасибо говорим,
Их за хлеб благодарим. - Почёт и честь вам, хлеборобы!
За ваш прекрасный урожай,
За то, что Родине вы дали
Душистый хлеба каравай!
Звучит музыка военных лет. «Хлеб всему голова». Муз. Кудрина, сл.В. Балачанова
Учитель: Давно уже закончилась война. Выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные ночи, проведённые в очереди за хлебом, и вообще не видавшие голода. Нам не знаком вкус хлеба с примесью лебеды, мякины, желудей. Мы привыкли к мягким, пышным булочкам. Но в истории нашей страны была война….
Страшная война… И забывать о ней нельзя.
(Кадры фильма о войне.)
Чтец:
Был хлеб всегда в почёте на Руси –
Его просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать? –
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
Учитель: 900 дней жили в условиях блокады жители города Ленинграда. На день выдавали рабочим 250г., а жителям 125г. хлеба.
У нас в гостях Ветеран Великой Отечественной войны, человек, переживший Ленинградскую блокаду Холоненков Вячеслав Иванович. Он уже был у нас в гостях и своим рассказом тронул детские сердца.
(Кадры фильма о встрече с ним.)
Рассказ ученика. « Впечатления после встречи»
Учитель: Ребята давайте попросим Раису Ивановну прочитать стихотворение о хлебе. Слова написал.
(Кадры фильма о встрече с Р.И.Маточенковой.)
Ученик: Уважаемые ветераны, спасибо вам за победу, за мир, подаренный нам. Мы никогда не забудем ваши наказы молодому поколению.
Учитель: Поделка из солёного теста является символом богатства и благополучия в доме. Ребята сделали такие поделки своими руками и от души дарят вам поделку «хлебосол». Пусть в вашем доме всегда будет в достатке хлеб с солью.
(Дарят подарки гостям.)
Учитель: А теперь давайте заглянем в нашу школьную столовую.
Ежедневно на школьной кухне выпекается 1000 булочек и покупают 15 батонов белого и черного хлеба.
Посмотрите, из чего состоит черный хлеб, который мы кушаем в столовой и хлеб военный.
Вода -47,5 г |
|
|
Мука ржаная обойная-75% |
Учитель: Ребята, согласитесь, как бы мы не относились с хлебом бережно, всё - равно остаются кусочки. Как быть? Чёрствому хлебу можно дать новую жизнь, из него можно приготовить вкусные бутерброды и закуски.
(… Моя мама делает так…. Моя бабушка делает так….)
(Дети делятся рецептами а потом угощают всех бутербродами из чёрствого хлеба.)
Учитель: Вот подошел к концу наш праздник. Вы проделали большую работу, показали свои знания, своё творчество, услышали пожелания.
Ваше ответное слово.
1 ученик: Мы считаем, что слово хлеб должно стоять в одном ряду со словами Родина, мать, отец,
2 ученик: Мы поняли, что хлеб – это святое. Относиться к нему надо бережно, с любовью. Никогда не бросать кусочки хлеба.
Чтецы:
- Зёрна наших дней светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной. - Не мечтаем мы о чуде,
К нам полей живая речь:
Берегите хлеб, вы – люди,
Научитесь хлеб беречь!
О Б Е Щ А Е М !
- Обращаться с хлебом бережно.
- Никогда не выбрасывать его.
- Брать в столовой хлеба столько, сколько можно съесть.
- Хлеба к обеду в меру бери . Хлеб – драгоценность, им не сори.
ПЕСНЯ О РОДИНЕ
- Хлеб – это достаток
И здоровье
И хорошее настроение
И уверенность в завтрашнем дне
Хлеб – это мир. Это сама жизнь.