Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид: деловая игра.
Цель: сформировать представления учащихся о луге, как о природном сообществе.
Задачи:
- ознакомить с разнообразием живых организмов луга, с ролью человека;
- развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство товарищества, умение работать в коллективе.
Оборудование: гербарий, атлас-определитель, энциклопедии, раздаточный материал.
Формирование ключевых компетенций на уроке:
- Коммуникативная: распределение обязанностей в группах, оценивание работы товарищей и самооценка.
- Учебно-познавательная: умение пользоваться инструкционной картой.
- Информационная: умение использовать информацию из разных источников.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
На доске и в тетрадях тема: Жизнь луга. Луг – природное сообщество.
II. Проверка домашнего задания:
1. Распредели перечисленные растения по группам (поставь соответствующие цифры в таблицу)
Хвойные деревья |
Лиственные деревья |
Кустарники |
Травы |
|
|
|
|
Слова:
- подорожник
- малина
- шиповник
- сосна
- лиственница
- ландыш
- осина
- костяника
- смородина
- кислица
- ель
- калина
- дуб
2. И в лесу, и в саду растут деревья. Чем отличается лес от сада?
3. Леса играют важную роль в природе и в хозяйственной деятельности человека. Запишите, какую роль играют леса.
1 вариант – в природе
2 вариант – в хозяйственной деятельности людей.
Взаимопроверка карточек. Работа в парах.
III. Работа над новой темой
Сегодня у нас состоится не совсем обычный урок. Это будет урок – игра. Игра не простая, будем учиться играя. В нашем классе сегодня будут работать три отдела редакции устного журнала «Жизнь луга».
Условия игры:
- Каждый ученик получает карточку с названиями растений, животных и знаков охраны природы. С помощью этих карточек дети распределяются по отделам, в которых будут работать.
- Каждый отдел получает карточку – задание.
- Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов и подготовить отчет о работе отдела.
Раздаются карточки, дети делятся на 3 отдела:
- 1 отдел работает по теме «Растения луга»
- 2 отдел работает по теме «Животные луга»
- 3 отдел работает по теме «Человек и луг»
Для начала работы мы должны уточнить, что же такое луг?
Луг - участок земли, покрытый травянистой растительностью. (Толковый словарь. С.И.Ожегов)
А нас с вами интересует жизнь луга. Сейчас мы работаем по своим направлениям, а затем предоставляем отчет о проделанной работе. (Ребята работают с учебником, гербарием, атласом – определителем и энциклопедиями. В группах назначаются ответственные за работу всего отдела. Они распределяют задания, назначают докладчиков, строят план защиты.)
Карта №1 План работы 1 отдела «Растения луга» Выяснить:
|
Карта №2 План работы 2 отдела «Животные луга» Выяснить:
|
Карта №3 План работы 3 отдела «Человек и луг» Выяснить:
|
Ребята работают в своих отделах. Составляется отчет по предложенным карточкам.
Идет обсуждение в группах (отделах).
IV. Физкультминутка
«Бабочка»
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два - изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела.
На четыре – полетела.
Ты летай, как бабочка,
Крылышками помаши,
Бабочка – порхалочка,
Ты ко мне спеши!
V. Продолжение изучения новой темы.
Отчет отделов о работе.
Заслушиваются представители каждого отдела. Остальные участники записывают основные сведения из отчета о луге в тетради. После выступления представителя каждого отдела задаются вопросы, идет обсуждение, подводится итог работы каждого отдела.
VI. Закрепление изученного
1) Отгадайте загадки.
От ветра голову склоню,
Но почему-то не звоню.
(Колокольчик)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка.
(Одуванчик)
Стоит кудряшка,
Белая рубашка.
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка)
Осенью в щель заберется,
А весной проснется.
(Муха)
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка)
Сок из цветков она берет
И в сотах копит сладкий мед.
(Пчела)
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик)
Какая птица свое присутствие выдает песенкой «пить-полоть»?
Как называется птица, которая издает скрипучий крик «дерг-дерг»?
Что за птица постоянно потряхивает хвостиком?
2) Заполните тест. (Тесты по природоведению 4 класс. Ракитина М.Г.)
- Какое утверждение верно?
А) На лугу растут только травянистые растения.
Б) На лугу живет множество крупных животных.
В) Мелкие животные на лугу не живут. - Какие растения растут на лугу?
А) тимофеевка, клевер, колокольчик, тысячелистник
Б) брусника, черника, ежевика, жимолость
В) полынь, ковыль, пион тонколистый, типчак - Укажите строчку, в которой указаны только животные луга?
А) рябчик, глухарь, соболь, белка
Б) кузнечик, трясогузка, шмель, полёвка
В) кобылка, перепел, сова, лебедь - Какие грибы растут на лугу?
А) белый гриб, подосиновик, подберезовик
Б) шампиньон, дождевик, опенок луговой
В) лисичка, сыроежка, масленок - Укажите строчку, в которой указаны только насекомые луга?
А) пчелы, шмели, бабочки, цветочные мухи
Б) комары, стрекозы, жуки-плавунцы, пауки
В) майские жуки, короеды, гусеницы шелкопряды - Укажите насекомых луга, которые являются насекомыми-санитарами?
А) шмели, бабочки, кузнечики
Б) кобылки, пчелы, жужелицы
В) жуки-навозники, жуки-могильщики - Почему луг называют природным сообществом?
А) Потому что на лугу друг с другом растут разнообразные растения
Б) Потому что на лугу совместно обитают разнообразные живые существа
В) Потому что на лугу совместно обитают разнообразные живые существа, которые тесно связаны между собой - Какие растения луга заготавливают для корма животных?
А) мятлик, тимофеевку, клевер
Б) валерьяну, подорожник, осоку
В) камыш, кувшинку белую, ягель - Можно весной поджигать на лугах сухую прошлогоднюю траву?
А) Нет, нельзя. Вместе со старой травой сгорают молодые ростки, погибают подземные части многих растений. Погибают в огне божьи коровки, гнезда шмелей, птиц. Кроме того, нарушается круговорот веществ на лугу
Б) Можно. Освобождая луга от сухой прошлогодней травы, мы даем возможность лучше расти молодым росткам. Им теперь хватает солнца и тепла.
В) Можно. Сгорая, сухая трава превращается в золу, которая является питанием для молодых растений. Насекомые от огня не страдают, так как они ещё прячутся в норках. - Что произойдет с лугом, если не станет птиц, ящериц, жаб?
А) С лугом ничего не произойдет, так как на росте растений присутствие птиц, ящериц и жаб не отражается
Б) Растения на лугу только лучше будут расти, так как птицы, ящерицы и жабы выделяют много помета, который пагубно сказывается на росте растений. Если бы не жуки-навозники, луга перестали существовать.
В) Если не станет птиц. Ящериц и жаб, растительноядные насекомые начнут беспрепятственно размножаться и погубят множество растений.
VII. Подведение итогов
- Почему луг называется природным сообществом? Приведите примеры.
Выставление оценок.
Чтение стихотворения учителем:
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли.
Беззаботно топтали мы их
И бездумно, безжалостно рвали.
В нас молчало разумное «стой!»,
Нам казалось все мало, все мало.
А потом в толчее городской
Мы охапки тащили устало.
И не видели, как из-под ног
Молчаливо, дыша еле-еле,
Обреченно глядел василек,
Безнадежно ромашки глядели…
Домашнее задание:
- Прочитать в Красной книге края о растениях и животных луга.
- Составить цепи питания, сложившиеся на лугу.
- *Составить кроссворд «Жизнь луга»