1. Постановка проблемы
Здоровье детей в настоящее называется в качестве одной из основополагающих ценностей современного образования. Проблема обеспечения психологического здоровья личности, создания системы безопасности развития ребенка в образовательной среде выделяется как одна из важнейших задач современной науки и практики.
Тем не менее, в настоящее время отмечено снижение психологического здоровья населения, сопровождающегося ростом количества личностных и аффективных расстройств, социальной дезадаптации, неадекватности поведения.
Ускорение темпов развития общества и его переход к постиндустриальному, информационному пространству обуславливает факторы нестабильности, экономические, политические, социальные:
- возрастающий информационный поток, влияние которого на детей проявляется во внедрении раннего обучения; влияние на взрослых проявляется в значительном увеличении темпа жизни, расширении возможностей политического и социального выбора, многократном повышении уровня требований к сотрудникам;
- кризис современной семьи;
- широкомасштабная социальная депривация и другие.
Анализ программно-методических документов, регламентирующих процесс воспитания в ДОУ, структура, содержание и методика проведения занятий, традиционно сложившаяся в системе дошкольного воспитания позволяет заключить, что они ориентированы, главным образом, на формирование у детей основных навыков и в целом не ориентированы на сохранение и укрепление психологического здоровья детей.
Результаты исследований показали следующие проблемы в психологическом здоровье детей:
- в целом 25% детей имеют дезадаптивный уровень психологического здоровья;
- неблагоприятная структура межличностных отношений в ряде групп, низкий социометрический статус у 17% воспитанников,
- неблагоприятная семейная ситуация у 31 % детей;
В результате, сегодня не вызывает сомнений тот факт, что практически все российские дети и взрослые требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов.
Все вышесказанное определило актуальность проблемы сохранения и укрепления психологического здоровья детей на любом занятии, в том числе и на музыкальном.
Таким образом, наш проект направлен на сохранение и укрепление здоровья воспитанников детского учреждения.
2. Цель:
- обеспечение психолого-педагогических условий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья детей дошкольного возраста;
- привлечение детей к музыкальной художественно-творческой деятельности для самопознания, самооценки, саморегуляции.
3. Задачи:
- Развивать эмоционально-чувственную сферу, художественно-эстетическую индивидуальность каждого ребенка;
- Пробудить творческий потенциал детей в процессе воспитательно-образовательного процесса;
- Учить детей петь легко, без напряжения, сохраняя и укрепляя здоровье голосового аппарата;
- Разнообразить чувственный опыт детей, побуждать их к созданию собственных выразительных образов;
- Обеспечить эффективную работу системы профилактических мер, направленных на создание психологически благоприятных условий развития личности ребенка.
Участники проекта
Дети; воспитатели; музыкальный руководитель; родители.
Планирование работы
№ п/п |
I этап. Организационный |
|||
1. |
Организация работы по обеспечению специалистов объективной и актуальной информацией: постоянно действующий мониторинг образовательной среды. Проведение психопрофилактических процедур, массовой просветительской работы, участие в проектировании образовательной среды. |
|||
Предшествующая работа с детьми |
||||
1. |
чтение с детьми книг о Байкале, разучивание стихов |
|||
2. |
обыгрывание танцевальных этюдов |
|||
Работа с педагогами |
||||
1. |
Профилактическая и просветительская работа с педагогическим персоналом: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по вопросам сохранения и укрепления психологического здоровья детей, обучение их методам и приемам работы с детьми на занятиях и в повседневной жизни |
|||
2. |
Развитие умения самоорганизации и саморегуляции своей профессиональной деятельности |
|||
3. |
Создание благоприятной психологической атмосферы в группе № 7 и в ДОУ в целом, ситуации успешной профессиональной деятельности |
|||
4. |
Создание творческой лаборатории – музыка – как средство сохранения здоровья ребенка |
|||
Профилактическая и просветительская работа с родителями |
||||
1. |
Повышение уровня психолого-педагогической компетентности по вопросам сохранения и укрепления психологического здоровья детей (музыкотерапия, дыхательные игры и упражнения и др.) |
|||
2. |
Оформление папки – передвижки «Песни для души или исцеляющие звуки» |
|||
I I этап. Реализация проекта |
||||
План интегрированного музыкального занятия «Байкальские волны» подготовительная группа |
||||
Часть занятия |
Цель |
Время |
Методы и приемы |
|
I часть. Вводная. |
Заинтересовать детей темой занятия, создать непринужденную обстановку, эмоциональный настрой. |
5-7 мин. |
1. «Погружение» детей в игровую ситуацию через слушание классических произведений В.А. Моцарта, П.И. Чайковского, А. Вивальди. 2. Подключение чувственного, слухового, тактильного, зрительного и других анализаторов каждого ребенка. |
|
II часть. Основная |
Разнообразить чувственный опыт детей:
|
16-18 мин. |
1. Игровые действия с атрибутами со всеми детьми; 2. Рассматривание картин (обратить внимание на детей: …). 3. Создание игровой ситуации (привлечь …). 4. Похвала детей, подбадривание, создание ситуации успеха (особенно необходимо для …). 5. Создание комфортной обстановки для всех детей. 6. Рассказы о Байкале (обязательно дать возможность высказаться …). |
|
III часть. Заключительная |
Подвести краткий итог занятия, отметить успехи и достижения каждого ребенка, уточнить и закрепить полученные знания и опыт |
5-7 мин. |
1. Беседа с детьми впечатлениях о проведенном занятии. 2. Подведение общего итога занятия с привлечением детей. 3. Предоставить возможность желающим детям самим себя оценить, проанализировать свои успехи и, возможно, неудачи. 4. Отметить успехи и достижения отдельных детей. 5. В конце занятия использовать приемы для достижения эмоционального комфорта и радости от прошедшего занятия. |
Предполагаемый результат реализуемого проекта
- умение петь с чистой интонацией;
- умение самостоятельно находить собственные выразительные жесты, элементы движения всего тела в творческой импровизации;
- умение оказать помощь друг другу, чувство сопереживания товарищу;
- умение адекватно оценить себя и свои действия;
- умение каждого ребенка регулировать свое дыхание;
- умение воспринимать музыку как средство эстетического и культурного воспитания личности.