Цели:
- Познакомить детей с новой басней И.А.Крылова « Слон и Моська», обобщить знания по творчеству баснописца.
- Развивать творческие, исследовательские способности детей через серию заданий на уроке.
- Воспитывать негативное отношение у учащихся к порокам людей.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Народная пословица гласит: «Чтение – лучшее учение». Согласны ли вы с этой народной пословицей? Что для вас значит урок чтения? Что нового и интересного вы ждёте от нашего урока чтения?
2. Речевая разминка
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
– Прочитайте эти слова в медленном темпе,
быстром темпе, «птичьим базаром», с интонацией
восклицания.
– Какие слова в этом четверостишии нам
говорят о том, как нужно работать на уроке
литературного чтения?
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
3. Вступительное слово учителя
– С творчеством какого автора мы на уроке будем работать?
- Годы жизни: 1769-1844 гг.
- Родился в семье бедного дворянина в Москве.
- В 11 лет работает в суде канцеляристом.
- Автор более трёхсот басен.
– Какие автобиографические данные вы
дополните к этому списку?
– Сегодня мы продолжаем знакомиться с
творчеством великого, русского баснописца
И.А.Крылова
– Как вы понимаете значение слова великого?
Проблемный вопрос: Современны ли басни И.А.Крылова в наши дни?
4. Изучение новой басни «Слон и Моська»
– Чем характеризуются произведения басенного жанра?
- небольшой объём произведения
- герои – животные и растения
- часто стихотворная форма
- поучительность « мораль»
а) Анализ иллюстрации к басне в учебнике.
– Кого вы видите на этой иллюстрации?
– Как выглядят герои басни?
– Предположите, какой разговор могут вести герои
басни?
б) Словарная работа.
– Объясните значение данных слов. Ключ к разгадке данных слов найдёте в фамилии автора:
навИ волырК
икавез – тот, кто слоняется по улицам без дела
закопан – обратить внимание для вида
икяибаз – человек, который любит затевать ссоры
елокто – откуда
акваш – непородистая собака, уличная или
дворовая
акнивокид – странная, удивительная вещь или
явление
в) Чтение басни хорошо подготовленным учеником.
– Оправдались ли ваши предположения?
– Где происходят действия?
г) Выразительное и выборочное чтение басни учащимися.
– Опишите, как выглядят, что делают, как
говорят герои басни?
– Над кем смеётся автор?
– Что противопоставляется в басне?
– Если в этой басне прямо сформулированная
мораль?
5. Физкультминутка
А теперь, ребята, встали,
Быстро руки вверх подняли
В стороны, вперёд, назад
Повернулись вправо, влево
Тихо сели – вновь за дело.
6. Обобщение знаний по творчеству И.А.Крылова
– Какие пороки людей высмеивает в своём
творчестве И.А.Крылов? (Лесть, жадность, лень,
зависть, угодничество…)
– Подумайте, как относится автор к героям своих
басен? Докажите.
- с презрением
- с любовью
- с юмором
- с добротой
- с восхищением
- с теплотой
– И.А.Крылов через героев своих басен учит людей лучше узнавать самих себя, помогает устранять недостатки, учит мудрости жизни, любви к народу.
7. Групповая работа
– Мы изучили много басен И.А.Крылова. Какую интересную внеклассную работу вы предложили бы для ребят по творчеству баснописца? ( игры, викторины, конкурсы рисунков) Попытаемся придумать литературную викторину по басням И.А.Крылова.
Коллективное обсуждение заданий для каждой группы.
Задание для 1 группы.
Детям предложен сборник загадок, среди которых необходимо найти загадки, отгадками которых являются героев басен Крылова И.А.
Задание для 2 группы.
– Вам даны герои басен: петух, ворона, лисица, белка, мартышка, комар, слон, рак, лев. Придумайте лабиринт из героев этих басен.
Задание для 3 группы.
Детям предложены тексты басен Крылова.
3 группа – выписывают из текста героев и предлагают задание: соедини героев басен.
Задание для 4 группы.
4 группа – предлагает задание продолжить строчки и назвать басню.
8. Итог урока
– Басенных сюжетов существует не так много:
они переходят от одного автора к другому.
– Современны ли басни И.А.Крылова в наши дни?
– Почему сюжеты не устаревают? (Человеческие
пороки неискоренимы, неизменны, басни сохраняют
свою актуальность)
9. Рефлексия
– У каждого ребёнка на парте маленькое «сердечко» из цветной бумаги. Напишите на «сердечке» одно слово, чему научили вас басни И.А.Крылова.
(Дети прикрепляют «сердечки» к портрету баснописца на доске)
10. Домашнее задание по выбору учащихся
а) Выучить басню «Слон и Моська» наизусть.
б) Подготовить 2-3 задания для литературной игры.
в) Прочитать басню выразительно, нарисовать свою
иллюстрацию к басне «Слон и Моська» И.А.Крылова.