Урок литературного чтения в 4-м классе. И.А. Крылов. "Слон и Моська"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить детей с новой басней И.А.Крылова « Слон и Моська», обобщить знания по творчеству баснописца.
  • Развивать творческие, исследовательские способности детей через  серию заданий на уроке.
  • Воспитывать негативное  отношение у учащихся  к порокам людей.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Народная  пословица  гласит: «Чтение – лучшее учение».  Согласны ли вы с этой народной пословицей? Что для вас значит урок чтения? Что нового и интересного вы ждёте от  нашего  урока чтения?

2. Речевая разминка

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

– Прочитайте эти слова в медленном темпе, быстром темпе, «птичьим базаром», с интонацией восклицания.
– Какие слова в этом четверостишии  нам говорят о том, как нужно работать на уроке литературного чтения?

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

3. Вступительное слово учителя

– С творчеством  какого автора мы на уроке  будем работать? 

  • Годы жизни: 1769-1844 гг.
  • Родился в семье бедного дворянина в Москве.
  • В 11 лет работает в суде канцеляристом.
  • Автор более трёхсот басен.

– Какие автобиографические  данные вы дополните к этому списку?
– Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством  великого, русского баснописца  И.А.Крылова
– Как вы понимаете значение слова великого

Проблемный вопрос: Современны ли басни И.А.Крылова в наши дни?

4. Изучение новой басни «Слон и Моська»

– Чем характеризуются произведения басенного жанра?

  • небольшой объём произведения
  • герои – животные  и растения
  • часто стихотворная форма
  • поучительность « мораль»

а)  Анализ иллюстрации к басне в учебнике.

– Кого вы видите на этой иллюстрации?
– Как выглядят герои басни?
– Предположите, какой разговор могут вести герои басни?

б)  Словарная работа.

– Объясните значение данных слов. Ключ  к разгадке данных слов найдёте в фамилии автора:

навИ  волырК

икавез – тот, кто слоняется по улицам без дела
закопан – обратить внимание для вида
икяибаз – человек, который любит затевать ссоры
елокто – откуда
акваш – непородистая собака, уличная или дворовая
акнивокид – странная, удивительная вещь или явление

в)  Чтение басни хорошо подготовленным учеником.

– Оправдались ли ваши предположения?
– Где происходят действия?

г)  Выразительное  и выборочное чтение басни учащимися.

– Опишите, как  выглядят, что делают, как говорят герои басни?
– Над кем смеётся автор?
– Что противопоставляется  в басне?
– Если в этой басне прямо сформулированная мораль?

5. Физкультминутка

А теперь, ребята,  встали,
Быстро руки вверх подняли
В стороны, вперёд, назад
Повернулись вправо, влево
Тихо сели – вновь за дело.

6. Обобщение знаний по творчеству И.А.Крылова

– Какие пороки людей высмеивает в своём творчестве И.А.Крылов? (Лесть, жадность, лень, зависть, угодничество…)
– Подумайте, как относится автор к героям своих басен? Докажите.

  • с презрением
  • с любовью
  • с юмором
  • с добротой
  • с восхищением
  • с теплотой

– И.А.Крылов через героев своих басен учит людей лучше узнавать самих себя, помогает устранять недостатки, учит мудрости жизни, любви к народу.

7. Групповая  работа

– Мы изучили много басен И.А.Крылова. Какую интересную внеклассную работу вы предложили бы  для ребят по творчеству баснописца? ( игры, викторины, конкурсы  рисунков) Попытаемся придумать литературную викторину по басням И.А.Крылова.

Коллективное обсуждение заданий для каждой группы.

Задание для 1 группы.

Детям предложен сборник загадок, среди которых необходимо найти загадки, отгадками которых являются героев  басен Крылова И.А.

Задание для 2 группы.

– Вам даны герои басен: петух, ворона, лисица, белка, мартышка, комар, слон, рак, лев. Придумайте лабиринт из героев этих басен.

Задание для 3 группы.

Детям предложены тексты басен Крылова.

3 группа – выписывают из текста героев и предлагают задание: соедини героев басен.

Задание для 4 группы.

4 группа – предлагает  задание продолжить строчки и назвать басню.

8. Итог урока

– Басенных  сюжетов существует не так много: они переходят от одного автора к  другому.
– Современны ли басни И.А.Крылова в наши дни?
– Почему сюжеты не устаревают? (Человеческие пороки неискоренимы, неизменны, басни сохраняют свою актуальность)

9. Рефлексия

– У каждого ребёнка на парте маленькое «сердечко» из цветной бумаги. Напишите на «сердечке» одно слово, чему научили вас басни И.А.Крылова.

(Дети прикрепляют «сердечки» к портрету баснописца на доске)

10. Домашнее задание по выбору учащихся

а) Выучить басню «Слон и Моська» наизусть.
б) Подготовить 2-3 задания для литературной игры.
в) Прочитать басню выразительно, нарисовать свою иллюстрацию к басне «Слон и Моська» И.А.Крылова.