Повышение качества профильного образования на основе ресурсного подхода. Из опыта работы ГОУ СОШ №263 Москвы

Разделы: Администрирование школы


Направление работы (содержание)

Ресурсы

Результаты

Примечание (трансляция опыта работы)

1. Предпрофильное образование.

а) Формирование системы предпрофильного профессионального и социального самоопределения с целью приобретения практических навыков для успешного продвижения на рынке труда и адаптации в современном обществе, помочь уч-ся соотнести свои запросы с реальными требованиями рынка труда.

б) разработка и внедрение в практику образовательного процесса элективных курсов по профильным предметам (математика, физика,ИВТ) с целью развития мыслительной деятельности и творческой активности уч-ся.

2. Профильное образование.

а) обновление программ изучения профильных предметов (математика, физика) совместно с преподавателями вузов (МГСУ, МГТУ «Станкин») с целью расширения содержания образования для более качественного усвоения учебных программ.

б) создание новых элективных программ курсов по черчения совместно с МГТУ «Станкин» с целью развития мыслительной деятельности и творческой активности уч-ся, с целью повышенного уровня самостоятельной учебной деятельности уч-ся за счёт организации учебной практики, выполнения проектов и исследовательской работы.

  • Хорошее МТ обеспечение содержания обучения.
  • Использования информационных технологий в практике ОП.
  • Взаимосвязь с вузами, использование МТБ и методической базы вуза.
  • Высококвалификационные кадры школы и вуза.
  • Система психолого-педагогического сопровождения содержания обучения.
  • Созданы условия индивидуальной и совместной деятельности для развития профессиональной компетенции учителя.
  • Библиотечный фонд, обеспечивающий новое содержание и технологии образования, организацию образовательного процесса.

1.

а) Разработана специальная программа курса «Мой социальный и профессиональный старт» совместно с творческой группой В.П. Бондарева, к.п.н., учителя, профконсультанта.

б) Разработаны и внедрены в практику развития школы программы элективных курсов по физике, математике, информатике и ИКТ.

2.

а) обновлен и вышел сборник по физике.

б) разработаны и внедрены в практику развития школы совместно с вузом разработанные программы элективных курсов по черчению.

1. УМК «Мой социальный и профессиональный старт».

Автор: В.П. Бондарев.

Издательство: Москва, МИОО, ОАО «Московские учебники», 2009г.

2. Научно-практический семинар «Управление процессом ВШК и мониторинга качества образования” 08.10.2008г. окружной уровень (директора, ЗУВР, ЗЭР).

Докладчик: Сошникова М.Л.

3. Организация учебного процесса

А) разработан ИУП с целью обеспечения уч-ся индивидуальной траектории развития; отработано расписание учебных занятий по ИУП.

Данный элемент учебного процесса разрабатывался в рамках ГЭП «Совершенствование форм организации учебного процесса в обучении по ИУП», в которую входила школа с 2007-2008 учебного года.

  • Знание учителями и использование на уроках эффективных МО, СО, ФОПД, активизирующих мыслительную деятельность уч-ся.
  • Владение и внедрение учителями в практику преподавания современных педагогических технологий.
  • Система мониторинга качества знаний уч-ся со всеми её составляющими.
  • Сформированность ОУУН и специальных УН у уч-ся.
  • Взаимосвязь всех объектов и субъектов ОП.
  • Профессиональное мастерство, творческий поиск, активная жизненная позиция учителей и преподавателей вуза.
  • Четко разработанное программно-методическое обеспечение образовательного процесса.
  • Дифференцированный уровень содержания учебного материала.
  • Четко разработанное нормативно-правовое сопровождение ОП.
  • Психолого-педагогическое сопровождение ОП.
  • Система поощрения и награждения
  • Созданы условия индивидуальной и совместной деятельности для развития профессиональной компетенции учителей
  • Библиотечный фонд, обеспечивающий новое содержание и технологии образования, организацию образовательного процесса и реорганизацию системы управления
  • База диагностических данных на каждого ученика, позволяющая оценить его потенциальные возможности, определить индивидуальную траекторию его развития.

А)

  • рост успеваемости уч-ся, повышение качества ЗУН уч-ся, активное их участие в олимпиадах, творческих конкурсах, проектной деятельности. (см. приложение 1)
  • повышение творческой активности и профессионального мастерства учителей с включением их в инновационную деятельность. (см. приложение 2)
  • создание портфолио личных достижений уч-ся.

Трансляция данного опыта работы.

  • Коллегия СВОУО «Подготовка ОУ к итоговой аттестации» ( 27.11.2008г. – окружной уровень, члены коллегии СВОУО, аппарат СВОУО, аппарат ОУМЦ СВОУО, директора школ)
    Докладчик: Сошникова М.Л.
  • Научно-практический семинар «Подготовка уч-ся 9-х классов к итоговой аттестации» (18.11.2009г., 17.02.2009г., 26.03.2009г., 21.04.2009г.,12.05.2009г. – окружной уровень ЗУВР, методисты ОУМЦ СВОУО, учителя математики)
    Докладчик: Киселева Н,И., Сошникова М.Л., Денисюк А.В.(учитель математики)

 

4. Формирование системы обучения

Цель: обеспечение эффективности образовательного процесса.

Результат: повышение качества образования, выстраивание индивидуальной траектории развития уч-ся (рост успеваемости, активная жизненная позиция, расширение и углубление знаний), учителей (рост педагогического мастерства, профессиональной активности, становление личности).

  • Знание учителями и использование на уроках эффективных МО, СО, ФОПД, активизирующих мыслительную деятельность уч-ся.
  • Владение и внедрение учителями в практику преподавания современных педагогических технологий.
  • Система мониторинга качества знаний уч-ся со всеми её составляющими.
  • Сформированность ОУУН и специальных УН у уч-ся.
  • Взаимосвязь всех объектов и субъектов ОП.
  • Профессиональное мастерство, творческий поиск, активная жизненная позиция учителей и преподавателей вуза.
  • Четко разработанное программно-методическое обеспечение образовательного процесса.
  • Дифференцированный уровень содержания учебного материала.
  • Четко разработанное нормативно-правовое сопровождение ОП.
  • Психолого-педагогическое сопровождение ОП.
  • Система поощрения и награждения
  • Созданы условия индивидуальной и совместной деятельности для развития профессиональной компетенции учителей
  • Библиотечный фонд, обеспечивающий новое содержание и технологии образования, организацию образовательного процесса и реорганизацию системы управления
  • База диагностических данных на каждого ученика, позволяющая оценить его потенциальные возможности, определить индивидуальную траекторию его развития.

Сформирована и внедрена в практику развития школ СВАО г. Москвы и более 19 регионов РФ система мониторинга знаний комплекса, разработанного ОУМЦ СВОУО. (авторы: Чекмарева Т.К., Аврутина Е.Ф., Заслуженный учитель РФ, директор ОУМЦ СВАО).

Система включает в себя 8 составляющих:

  1. Отслеживание итоговых результатов успеваемости.
  2. Поурочное планирование с обязательной программой регулирования.
  3. Текст контроля (из УМК ОУМЦ СВОУО) с указанием типичных ошибок уч-ся и путей их исправления.
  4. Карта учета пробелов в знаниях уч-ся.
  5. Ранжирование по уровням (три уровня) ошибок уч-ся, допущенных ими в контрольной работе, назначение каждому индивидуальной программы регулирования и коррекции знаний (три уровня).
  6. Индивидуальный план работы учителя по ликвидации пробелов в знаниях уч-ся, имеющий цель: оказание своевременной и адресной помощи уч-ся по ликвидации пробелов в знаниях.
  7. Индивидуальная программа работы с уч-ся группы: одна «4» на фоне всех «5», одна «3» на фоне всех «5-4», «2».
  8. Приложение 4

Трансляция данного опыта работы.

  • Научно-практический семинар «Реализация программы «Столичное образование -5» через систему профильного обучения в общеобразовательной школе» - 31.10.2008г. всероссийский уровень (директора ОУ, ЗУВР, методисты, учителя математики, физики) Докладчик: Киселева Н.И., Сошникова М.Л.
  • Научно-практическая конференция «Качество профильного обучения: факторы, условия, результаты» - 23.04.2009г. – городской уровень (ЗУВР, ЗЭР, директора школ, психологи, методисты) Докладчик: Киселева Н.И., Сошникова М.Л.
  • Статья «Система мониторинга качества профильного образования» в сборнике ДО г.Москвы. Авторы: Киселева Н,И., Сошникова М.Л. Издательство: Центр «Школьная книга», Москва готовится к печати.

5. Создание системы начальной профессиональной подготовки.

Ранее блок не разрабатывался. В этом учебном году началось формирование системы НПП в формате предпрофильного и профильного профессионального и социального самоопределения с целью приобретения практических навыков успешного продвижения на рынке труда и адаптации в современном обществе, с целью помощи уч-ся в соотнесении своих запросов и возможностей с реальными требованиями рынка труда.

  • Тесное сотрудничество с вузами по этому вопросу; использование базы вуза для проведения совместных встреч (ТСО, специально подготовленные помещения)
  • Специально подготовленные для проведения встреч с уч-ся школы специалисты вуза.
  • Научно-методическое обеспечение НПП, разработанное учителями школы, преподавателями вуза.
  • Библиотечный фонд, обеспечивающий новое содержание и технологии образования, организацию образовательного процесса.
  • База диагностических данных на каждого ученика, позволяющая оценить его потенциальные возможности, определить индивидуальную траекторию его развития.
  • Психолого-педагогическое сопровождение функционирования системы НПП.

Разработана ( в следующем учебном году будет внедрена в практику развития школы) специальная программа курса «Мой социальный и профессиональный старт» совместно с творческой группой В.П. Бондарева, к.п.н., учителя, профконсультанта.

Трансляция данного опыта работы.

  • Статья » в сборнике ДО г.Москвы «Школа самопознания – школа будущего»
    Автор: Бабынина Е.В. (педагог – психолог)
  • Статья «Проблемы развития старшеклассников» в сборнике фестиваля педагогических идей «Открытый урок» издательство «Первое сентября».
  • УМК «Мой социальный и профессиональный старт»
    Автор: В.П. Бондарев
    Издательство: Москва, МИОО, ОАО «Московские учебники», 2009г.

6. Психолого-педагогическое сопровождение развития профильных классов.

Выявление динамики развития уч-ся и эффективности образовательного процесса.

Задачи:

  • Облегчение процесса школьной адаптации.
  • Нормализация учебной деятельности и поведения.
  • Коррекция имеющихся недостатков в психическом и социальном развитии.
  • Стимулирование развития познания и самопознания.
  • Коррекция и профилактика стрессовых состояний у детей, членов семей, педагогов.
  • Профессиональное консультирование учащихся старших классов.
  • Повышение общей психологической культуры учащихся и всех участников учебно-воспитательного процесса.
  • Тренинг "Позитив", направленный на развитие психологической устойчивости к трудным ситуациям старшеклассников.
  • Высокий профессионализм педагогов- психологов.
  • Наличие хорошей МТБ (ТСО, отдельные помещения, специальное оформление помещения)
  1. Рост уровня комфортности «пребывания» уч-ся и учителей в структуре образовательного процесса со всеми составляющими.
  2. Рост жизненной активности уч-ся и учителей, рост социализации уч-ся, положительная динамика личностного развития.
  3. Снижение уровня тревожности у всех участников образовательного процесса.
  4. Стабилизация физического и духовного здоровья уч-ся.

Трансляция данного опыта работы.

  • Статья «Карта самопознания как способ социально-профессионального самоопределения уч-ся» в сборнике фестиваля педагогических идей «Открытый урок» издательство «Первое сентября»,2009г.
    Автор: Бабынина Е.В. (педагог – психолог)
  • Статья « Реализация здоровьесберегающего подхода в процессе обучения профильного класса» в сборнике фестиваля педагогических идей «Открытый урок» издательство «Первое сентября»,2008г.
    Авторы: Киселева Н.И., Сошникова М.Л.

7. Управленческая структура.

Обеспечение эффективности работы педагогического коллектива через введение изменений в управленческую структуру новых подразделений, служб.

  • Высокий уровень профессионализма управленческих кадров школы.
  • Активная жизненная позиция, огромный творческий потенциал и профессиональное мастерство учителей школы.
  • Наличие хорошей ТБ.
  • Библиотечный фонд, обеспечивающий реогранизацию системы управления.
  • Стройная и четко разработанная система делопроизводства.
  • Предметные кафедры (были только методические объединения)

Информация об изменении в процессе управления

(см. приложение 3)

 

8. Система сотрудничества с различными видами образовательных и просветительских учреждений.

Для повышения эффективности развития образовательного процесса, для обеспечения динамичности работы средней и высшей школы по всем направлениям обновлены и установлены связи с новыми просветительскими заведениями.

  • Кадровый состав с высоким уровнем профессионального мастерства.
  • Хорошая ТБ
  • Владение учителями школы и преподавателями вуза новыми технологиями, эффективными МО, СО, ФОПД уч-ся
  • Созданы условия индивидуальной и совместной деятельности для развития профессиональной компетенции учителя школы и преподавателя вуза.

А) после отмены олимпиад разработаны новые формы сотрудничества с МГТУ «Станкин», с МГСУ:

  • Совместные научные общества

  • Создание творческих групп для совместной проектной деятельности
  • Создание творческих «пар» (студент-ученик), где студент является научным руководителем научной работы ученика школы.

Б) установленные новые связи с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (совместные научно-практические семинары, круглые столы).

Трансляция данного опыта работы.

  • Статья «Разнообразие форм сотрудничество средней и высшей школы как важная составляющая процесса реализации профильного обучения» в сборнике ДО г.Москвы.
    Авторы: Киселева Н.И., Сошникова М.Л.
    Издательство: Центр «Школьная книга», Москва, 2008г.