Одной из тем по русскому языку в учебнике 4 класса под редакцией А.В.Поляковой по развивающей системе Л.В.Занкова является тема: «Простое и сложное предложения», которая охватывает 9 часов учебного времени.
Изучение данной темы позволяет развивать у учащихся общеучебные умения и навыки.
Практическая значимость проекта состоит в умении распознавать простое предложение с однородными членами и сложное предложение, находить главные члены предложения, однородные члены.
Данный проект позволяет развивать творческое мышление школьников, анализировать факты, рассуждать. Доказывать своё мнение.
В процессе работы формируются навыки и умения работы с компьютером, общения в команде, чувство партнёрства и взаимовыручки.
Цель: дать понятие сложного предложения, однородных членов предложения.
Задачи:
- научить отличать простое предложение с однородными членами от сложного предложения;
- научить находить основу предложения и однородные члены;
- развивать мышление, память; воспитывать любовь к природе.
Тип урока: сообщение новых знаний.
Вид урока: урок с использованием ИКТ.
Возраст: 4 класс. 9-10 лет.
Программное обеспечение:
- учебник «Русский язык» 4 класс Полякова В.А.;
- обучающая программа – тренажёр по русскому языку «Фраза»;
- сборник программ для начальной школы по развивающей программе Л. В. Занкова М. 2003г.
Дидактический материал: презентация, карточки, энциклопедия «Птицы России», БСЭ.
Наглядные пособия: картинка щегла.
Межпредметные связи: окружающий мир.
Технические средства: компьютер, проектор, доска, экран.
План урока
- Организационный момент. Психологический настрой на работу.
- Минутка чистописания.
- Словарно-орфографическая работа.
- Формирование темы и задач урока.
- Работа над новым материалом.
- Закрепление.
- Итог урока.
- Рефлексия.
Ход урока
II. Чистописание.
- Внимательно посмотрите на запись на доске.
Доктор - врач (м.р.)
Рёв -
Зов -
Ураган -
- Правильно сформулировав и выполнив задание, вы определите букву на чистописание.
(Подобрать синонимы, оканчивающиеся на ч м.р.).
- Какая орфограмма в словах? (сущ. м.р. 2 скл. без ь).
- Согласную ч мы напишем с буквами, которые являются непроверяемыми безударными гласными в словах.
- Какие это буквы? (о, а).
- Какие ещё орфограммы есть в словах?
- Соблюдая закономерность, запишите до конца строки чао оач…
III. Словарно-орфографическая работа.
Словарный диктант под диктовку.
Отечество, очевидец, печаль, сейчас, честно, электричество. (Работа в парах.)
Взаимопроверка по словарю и оценивание на шкале.
- Над словом печаль напишите количество букв и звуков.
- Найдите слово к схеме . Разберите его по составу.
Назовите новое слово из словаря, с которым мы познакомимся на уроке, последовательно соединив буквы, являющиеся орфограммами в словах. (На доске.)
ключ, берёза, солнце, добро, улов, север, срок.
Человек.
- Подберите родовое понятие к слову человек.
(Это живое существо.)
- Животное тоже живое существо. Чем человек от них отличается?
- Назовите орфограммы в слове.
- Запишите:
- поставив ударение и выделив орфограммы;
- по слогам;
- деля для переноса.
IV. Формулирование темы и задачи урока.
1 слайд. Приложение
- Объясните расстановку запятой.
- В предложениях какого вида ещё ставится запятая?
- Какая проблема может возникнуть при разборе предложения?
2 слайд. Приложение
- Сформулируйте тему урока.
3 слайд. Приложение
- Какую задачу поставим перед собой?
V. Работа над новым материалом.
4 слайд. Приложение
- Запишите предложение. Разберём его по членам предложения.
- Какое предложение называется сложным?
5 слайд. Приложение
6 слайд. Приложение
- Спишите предложение.
Найдите основу.
- Как называются эти птицы?
- К какому члену предложения относятся второстепенные члены?
- На какой вопрос они отвечают?
- Какие члены предложения называются однородными?
7 слайд. Приложение
- Как же отличить сложное предложение от простого предложения с однородными членами?
(Работа в группах на компьютере.)
- Каждая группа получила задание на карточках.
1 группа
Стайка птиц помчалась за леса.
Стайка птиц помчалась за горы.
Стайка птиц помчалась за край земли.
2 группа
В роще птицы свистят.
В роще птицы поют.
В роще птицы щебечут.
3 группа
В саду растут сливы.
В саду растут вишни.
В саду растут яблони.
4 группа
На ветках яблонь висят красные яблоки.
На ветках яблонь висят зелёные яблоки.
На ветках яблонь висят жёлтые яблоки.
5 группа
Щегол укрепляет свой дом мохом.
Щегол укрепляет свой дом пухом.
Щегол укрепляет свой дом хвоинками.
- Вы должны из трёх предложений составить предложение так, чтобы одинаковые слова повторились один раз.
- Какие предложения у вас получились?
- Найдите от какого слова к ним можно поставить вопрос и каким членом предложения они являются.
- У последней группы в предложении говорится о щегле.
(Показ картинки.)
Эта редкая перелётная птица.
Более подробно о ней можно узнать из энциклопедии « Птицы России», которая находится в нашей библиотеке или в БСЭ на диске.
Вывод: Какими же членами предложения могут быть однородные члены?
8 слайд. Приложение
ФИЗМИНУТКА для глаз.
VI. Закрепление.
1. Работа с учебником.
С.91 №374 (по вариантам).
2. – Составьте предложения к схемам.
- Каким предложениям соответствуют данные схемы?
VII. Итог.
9 слайд. Приложение
- Какая задача стояла перед нами?
- Смогли ли мы с ней справиться?
- Чем же отличается простое предложение с однородными членами от сложного предложения?
VIII. Рефлексия
10 слайд. Приложение