Цель:
- Совершенствовать умение разграничивать имена существительные собственные и нарицательные.
- Развивать навык грамотного письма, логического мышления.
- Повышать мотивацию к учению каждого ученика.
- Воспитывать бережное отношение к родному слову, любовь к Родине.
Оборудование: бланки тестов, интерактивная доска, учебники, тетради, сигнальные карточки.
План урока:
- Организационная работа.
- Орфографическая разминка (проверка изученного ранее).
- Объяснение нового материала.
- Закрепление изученного на уроке.
- Словарная работа
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Организационная работа
– Здравствуйте, ребята. Меня зовут Светлана
Николаевна. Я учитель русского языка и
литературы гимназии № 4 поселка Псебай. Сегодня я
проведу у вас урок русского языка.
Каждое утро, проснувшись, многие из вас
обязательно делают зарядку. Известно, что она
помогает человеку зарядиться энергией и силой на
целый день. Предлагаю начать урок с зарядки,
только не физической, а орфографической.
II. Орфографическая разминка
(Повторение изученного ранее)
– У вас на столах лежат конверты с тестами. Откроем их. Ваша задача: из предложенных 3-х вариантов ответов выбрать правильный, который необходимо обозначить аккуратным крестиком. Обратите внимание: чтобы получить «5», верно выполняем задания А, Б, В, С; «4» – А, Б , В; «3» – А, Б.
(Слайд – тест)
(Учитель корректирует работу учащихся,
обращает внимание, чтобы крестики
не выходили за рамки, т.к. при сдаче ЕГЭ
компьютер ответ не засчитает)
А. В каком ряду слов нужно писать суффикс -чик-
1. помидор…ик, извоз…ик, развед…ик
2. камен…ик, рассказ…ик, танцов…ик
3. лет…ик, взлом…ик, бан…ик
Б. Укажите верное написание слов и их объяснение
1. комочек – всегда пишется суффикс
-ек-, потому что суффикса -ик-
у имени существитель ного не бывает;
2. ножик – при употреблении слова в
родительном падеже гласный не выпадает ,
поэтому пишу суффикс -ик-;
3. карманчек – написание безударной
гласной в корне слова, проверяемое ударением.
В. В каком ряду слов употреблены имена существительные, называющие только чувства, состояние людей
1. белизна, высказывание, радость
2. удивление, сонливость, беспокойство
3. нефть, краснота, волшебство.
С. Объясните лексическое значение слова милосердие путем подбора синонимов. Составьте и запишите с этим словом предложение.
– Сдаём. Есть ли ко мне вопросы по решению тестов? Определите возможную оценку за выполненную работу.
(Приложение. Слайд – оценка за работу)
– А теперь – блиц-турнир. Весна – это солнце, цветы, вдохновение. У каждого на столах лежат сигнальные карточки-цветочки двух цветов: красного – «да», зелёного – «нет». Я задаю вопросы, вы должны быстро ответить, подняв нужную карточку. Потренируемся. Если вы считаете, что нужно ответить «да», то поднимаете карточку красного цвета, если нет – карточку зеленого цвета. Итак, начали.
(Приложение. Слайд – блиц-турнир)
– Имя существительное относится к служебным
частям речи?
– Имя существительное самостоятельная часть
речи?
– Имя существительное обозначает действие?
– Имя существительное обозначает предмет?
– Имя сущ. отвечает на вопросы где, куда, откуда,
как?
– Имя сущ. отвечает на вопросы кто, что?
– Имя существительное имеет постоянные
признаки?
– Всё ли вы знаете об имени существительном?
– Вот это мы сейчас и выясним.
– Убираем карточки в конверты, открываем тетради, записываем число, тему урока «Имена существительные собственные и нарицательные».
III. Объяснение нового материала
– Итак, сегодня мы закрепим знания,
полученные по данной теме в начальной школе и
откроем ещё один из секретов написания имён
существительных, отработаем навыки
написания имен существительных собственных и
нарицательных.
Но сначала всё внимание на текст.
(Приложение. Слайд с текстом)
Ни вблизи, ни вдали
Я не знаю земли
Лучше той, что меня растила
Синих рек рукава,
В небе синь-синева,
И светла от берез Россия.И.Шаферан
– Мысленно ознакомьтесь с ним. (Учащиеся
читают текст самостоятельно).
– А теперь прочитаем выразительно. (Один
ученик читает выразительно вслух)
– О чем этот текст? (Этот текст о
России…). Какова его тема?
– Как можно озаглавить?
– Как вы считаете: удачно ли предложены названия?
– Итак, тема – Россия. Мысленно представьте себе
картины Родины.
(Приложение. Слайд – березы)
– Наверное, получилось что-то похожее на
любительское фото. Это чудо техники. Поэт
творит подобное словами. Внимательно вчитайтесь
в строчки. Какие художественные
средства помогли автору создать поэтический
образ Родины в этом стихотворении?
(В процессе анализа поэтических строк учащиеся
называют метафору – синих рек рукава –;
однокоренные слова – синь-синева –; эпитет – светла
Россия; объясняют значение терминов.)
– Запишите в тетрадь.
– Найдите в тексте однокоренные слова, запишите
их в тетрадь, обозначьте морфемы. Определите
способ образования слова СИНЕВА.
– Запишите в тетрадь и объясните правописание
выделенных орфограмм.
Какую орфограмму нужно знать, чтобы правильно
написать название нашего государства? (Орфограмму
прописную букву).
– Что нужно знать об имени существительном,
чтобы не ошибиться в написании начальной буквы?
– Запишите с красной строки через запятую синонимы
– имена существительные нарицательные и
собственные.
(Приложение. Слайд)
– Почему слова страна, государство,
держава мы пишем со строчной буквы?
– Убедимся в правильности наших суждений.
Открываем учебник на странице70. Находим
теоретический материал. Проверяем,
верно ли мы выполнили предыдущее задание.
Представьте себе, что вы – авторы
учебника, с какой целью вы выделили жирным
шрифтом часть материала? (Учащиеся поясняют:
обратить внимание на самое главное)
– А теперь закрепим наши знания,
выполняя упр.753.
(Упражнение выполняется в тетради).
–Устали, ребята? Поиграем.
IV. Закрепление изученного на уроке
(Приложение. Слайд)
– Перед вами слова в двух столбиках. Прочтем их и определим, какие называют однородные предметы, а какие единичные из числа однородных.
город | Анна |
озеро |
Антоновна |
пес | Асмолова |
фамилия | Полкан |
река | Кубань |
отчество | Рица |
имя | Краснодар |
ЗАДАНИЕ: соедините имена нарицательные и собственные, запишите их в тетрадь.
(Учащиеся самостоятельно выполняют работу, учитель корректирует их деятельность).
– Проверим, что у нас получилось. (Фронтальный
опрос)
– Составим и запишем предложения с любыми из
этих словосочетаний.
(Приложение. Слайд)
(Учитель акцентирует внимание на уровень сложности)
– Каждый из вас имеет право выбрать задание по силам: составить
а) простое предложение;
б) простое предложение с однородными членами;
в) сложное предложение.
(Учащиеся выполняют самостоятельно, выбрав задание по силам)
Проверяем.
– Ребята, на протяжении урока мы говорили о том,
как нужно различать имена существительные
собственные и нарицательные, как их правильно
писать. А как вы думаете, для чего это вам нужно? (Ответы
учащихся). Обратимся к учебнику.
Открываем учебники на с. 73, упр. №760. Выполняем 1-е
задание.
(Учащиеся коллективно выполняют
упражнение; результатом работы должен стать
вывод о необходимости различать имена
существительные собственные и нарицательные)
Итак, делаем вывод:
(Приложение. Слайд)
незнание правила ведёт к неправильному написанию, а неправильное написание к непониманию людей друг другом, т.е., как выражаются учёные, ведёт к нарушению коммуникативных отношений между людьми.
V. Словарная работа
– Запишите слово КОММУНИКАЦИЯ, определите его лексическое значение.
(Учащиеся находят толкование лексического значения слова в толковом словаре)
(Приложение. Слайд)
VI. Подведение итогов
– О какой части речи мы сегодня говорили?
(Приложение. Слайд – таблица)
– Что важно знать об именах существительных собственных и нарицательных?
(Учащиеся, опираясь на таблицу, самостоятельно делают выводы)
(Приложение. Слайд)
Объявляются оценки за урок:
- удовлетворительно работали ...;
- хорошо ...;
- отлично…..
(Оценки комментируются)
VII. Домашнее задание
(Приложение. Слайд)
1) с.70-73 (правило), упр. 760(2);
2) по желанию – упр. 762;
3) индивидуальное задание – упр. 764.
(Учитель комментирует уровень сложности домашнего задания)
– Урок закончен
(Приложение. Слайд)