Разработка урока физики в 7-м классе по теме "Механическая работа"

Разделы: Физика


Тип урока: урок сообщений новых знаний.

Цель урока: обеспечить в ходе урока повторение, усвоение и закрепление нового материала.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • сформировать  у учащихся  научное понятие механической работы,
    • вывести  формулу  работы (при условии, что сила и перемещение направлены вдоль одной прямой),
    • исследовать  условия,  при которых работа положительна, отрицательна, равна нулю,
  • Развивающие:
    • способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в ходе урока и при выполнении домашнего задания с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
  • Воспитательные:
    • способствовать формированию научного мировоззрения,
    • учить находить прекрасное в искусстве и результатах трудовой деятельности,
    • показать необходимость сотрудничества в процессе совместного выполнения заданий, уважения к мнению оппонента,
    • учить объективно оценивать свои возможности и результаты своей работы.

Оборудование: компьютер или ноутбук для учителя, мультимедийный проектор, экран, компьютеры или ноутбуки для учеников с набранными заданиями, если нет такой возможности, то распечатанные карточки с заданиями; для эксперимента: деревянный брусок, кнопка, два тела различной массы на каждую парту.

План урока:

Основные этапы урока Время Методы и приемы Виды самостоятельной работы
Вступительное слово 1 мин.   Физкультминутка
Постановка целей 2 мин. Проблемная ситуация Диалог
Повторение 5 мин. Работа в группах Заполнение таблицы,
Изучение нового материала 20 мин. Деловая игра, создание ситуации выбора, ситуации успеха, побуждающий диалог, «яркое пятно», эксперимент, наглядность Диалог, выполнение заданий по карточкам
Закрепление нового материала 7 мин. Работа в парах Самостоятельное выполнение заданий, взаимопроверка
Домашнее задание 1 мин. Создание ситуации выбора, творческое задание Прочитать, ответить на вопросы обязательно; презентация – по желанию
Итог урока 4 мин. Создание ситуации успеха, наглядность, результативность Рефлексия, самооценка

Конспект урока:

Деятельность учителя

Деятельность учеников

 
– Здравствуйте.

«Рано утром я встаю,
Сам постель свою стелю,
Одеваюсь, умываюсь,
В школу я скорей иду.
В школе нужно не лениться
И иметь терпение,
И ученье не считать
За свое мучение!»

– Вот теперь садитесь, начнем работать.
– А что означает для вас слово «работа»?

– Хорошо! (Приложение 2. Слайд 1)

  • играть в мяч
  • лазить по деревьям
  • читать книгу
  • писать упражнение

– Какое из этих действий вы можете назвать работой?
– Вопрос был один.  А сколько мнений?
– Почему так получилось? Чего мы не знаем?
– Значит нам это надо узнать! И причем сегодня же. Следовательно тема урока …
– Да, но не в широком её понятии, а с точки зрения науки физики. Запишите тему «Механическая работа»
– А какие же мы поставим цели на этот урок?

1) …
2)…
3)…
4)…
(Приложение 2. Слайд 2)

– Замечательно! А чтобы работать, что для этого нужно иметь?
Повторим, что мы знаем о силах. Работать будем в группах по 4 человека (две соседние парты). «Один в поле не воин», современный стиль работы – это работа команды!
– Проверяем (Приложение 2. Слайд 3)
– Проверили, оценили.  Достаточно ли хорошо вы знаете предыдущий материал? А теперь немного послушайте.
Исторически термин «работа» ввел французский ученый Ж.Понселе . Если раньше работой называли лишь труд человека, то теперь под этим стали понимать еще и определенную физическую величину, обозначаемую буквой А. Для расчета механической работы Понселе предложил специальные правила. Мы с вами тоже «не лыком шиты» и попытаемся вывести эти правила сами. Помните стихотворение В.В.Маяковского «Кем быть?»

«У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?
Нужные работники –
Столяры и плотники!
………………………
Столяру хорошо,
А инженеру – лучше,
Я бы строить дом пошел,
Пусть меня научат» и т.д.

Команды-бригады у нас уже готовы, архитекторы, прорабы, рабочие, будем строить здание под названием ЗНАНИЕ, которые надеюсь, вам пригодятся в вашей будущей работе, по выбранной профессии.

(Прилжение 1)

Задание-кирпичик 1. За каждое правильно выполненное задание начисляются баллы, в конце урока подводится итог. Перед вами два рисунка. (Приложение 2. Слайд 4) Кто на них изображен? Обсудите, что общего в том, что делают ребята? Чем отличаются их действия? Выводы записываются на «кирпичики».
– Именно девочка совершает механическую работу. Каков же признак совершения работы?
– Запомните это! (Приложение 2. Слайд 5)

Задание-кирпичик 2. У вас на столе лежат два тела разной массы, кнопка и дощечка. Выполните предложенные вам задания и ответьте на вопрос: «Как зависит величина механической работы от приложенной силы и перемещения?» (Приложение 2. Слайд 6)

Задание-кирпичик 3. Следовательно, как рассчитать работу?

– И получиться формула …
– Каково же определение работы?

(Приложение 2. Слайд 7)

Задание кирпичик 4.

– Вспомним еще одного любимца детворы Григория Остера, задача №183 из его задачника по физике. В ней идет речь об английском ученом Джоуле (1818-1889). Однажды физики хотели поручить одному Джоулю  кое-какую общественную работу. «Да за кого вы меня принимаете?» – закричал возмущенный Джоуль. Что ответили физики? (Приложение 2. Слайд 8)
ОТВЕТ: «В данном случае, – сказали физики хором, – мы принимаем тебя за единицу работы».
Уловили к чему этот шуточный пример. В каких единицах измеряется работа? (Приложение 2. Слайд 9)
– Механическая работа совершается, если тело перемещается  и если на него действует сила. А сила трения, сопротивления может совершить работу? Как вы думаете?
– Да может. Но не мешает ли она нам, например, передвигать шкаф?
– В этом случае говорят, сила трения совершает отрицательную работу.
– А сила тяжести при поднятии груза помогает? А при опускании?
– При поднятии сила тяжести совершает отрицательную работу, а при опускании – положительную.

Задание-кирпичик 5. Проанализируйте и ответьте, при каких условиях совершается положительная работа, а в каких – отрицательная. В данном случае уместна подсказка учителя, обратить внимание на направления действия силы и скорости движения тела.
И при каких условиях работа равна нулю, то есть совсем не совершается. Можно обратить внимание на формулу, законы умножения и сказать о  равенстве нулю работы, при перпендикулярности направления силы и перемещения.
(Слайд 10)
– Вот мы и выяснили правила расчета механической работы, предложенные Ж.Понселе. А теперь запомним эти правила, выполняя конкретные задания.
После проверки правильности заданий предлагается домашнее задание: прочитать соответствующий параграф учебника, ответить на 5 вопросов тренировочного теста и (по желанию) приготовить презентацию на тему «Механическая работа».
– Подведем итоги сегодняшнего урока. Что нового мы сегодня узнали? Понравилась ли вам ваша работа на уроке? Крепкое ли вы построили здание? Давайте посмотрим, что мы построили. Как говорил Чебурашка: «Мы строили, строили и наконец построили!»  (Слайд) Сколько баллов вы сегодня заработали?
– Спасибо всем за работу. Работать – это хорошо, а работать быстро, еще лучше! Но об этом мы поговорим с вами на следующем уроке.

Физкультминутка

 

 

 

 

 

– учеба
– труд
– родители работают
– деньги зарабатывать

– лазить по деревьям и играть в мяч, здесь есть движение
– все действия, кроме читать книгу
– читать и писать, а остальное развлечение

– много и все разные

– определения, что такое работа

– работа?!

– дать определение механической работы
– исследовать, выяснить от чего зависит
– вывести закон или формулу
– научиться применять полученные знания при решении поставленных задач
– силу (здоровье и т.п.)

 

Выполняют задание, заполняют таблицу «Виды сил»

Проверяют, сами оценивают(ставят баллы)

 

 

 

 

 

 

 

 

– На первом мальчик держит штангу над головой, на втором девочка катит коляску. Общее: каждый прилагает силу. Отличие: девочка проходит некоторый путь, а мальчик не движется.
– Работа совершается, если тело перемещается под действием силы.

 

– Чем больше приложенная сила, тем больше и совершенная работа.
– Работа зависит и от расстояния, чем оно больше, тем больше и работа.
– Таким образом, механическая работа зависит прямо пропорционально от приложенной силы и от перемещения тела под действием этой силы.
– Умножить силу на перемещение.

А = FS

 

– Механической работой называется физическая величина, равная произведению силы и перемещения тела по направлению действия этой силы.

– Работа измеряется в Джоулях.

1 Н * 1 м = 1Дж

– наверное может, а почему бы нет?

– мешает, еще как

– при поднятии мешает, а при опускании помогает

  • А > 0, если направление движения тела совпадает с направлением действия силы на него.
  • А < 0, если направление движения тела противоположно направлению действия силы.
  • А = 0, если на тело не действуют силы или перемещение тела равно нулю, а также если направление движения перпендикулярно направлению действия силы.

 

Выполняют задания на карточках.

Использованная литература:

  1. Перышкин А.В. Физика. 7 класс.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2002.
  2. Пинский А.А. Физика и астрономия. 7 класс.: учебник…. – М.: Просвещение, 2006.
  3. Громов С.В. Физика. 7 класс.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1999.
  4. Пеннер Д.И. Программированные задания по физике для 7-8 классов средней школы.  – М.: Просвещение, 1995.
  5. Ханнанова Т.А.Физика. 7 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2007.
  6. Марон А.Е. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.