Тип урока: урок сообщений новых знаний.
Цель урока: обеспечить в ходе урока повторение, усвоение и закрепление нового материала.
Задачи урока:
- Образовательные:
- сформировать у учащихся научное понятие механической работы,
- вывести формулу работы (при условии, что сила и перемещение направлены вдоль одной прямой),
- исследовать условия, при которых работа положительна, отрицательна, равна нулю,
- Развивающие:
- способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в ходе урока и при выполнении домашнего задания с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- Воспитательные:
- способствовать формированию научного мировоззрения,
- учить находить прекрасное в искусстве и результатах трудовой деятельности,
- показать необходимость сотрудничества в процессе совместного выполнения заданий, уважения к мнению оппонента,
- учить объективно оценивать свои возможности и результаты своей работы.
Оборудование: компьютер или ноутбук для учителя, мультимедийный проектор, экран, компьютеры или ноутбуки для учеников с набранными заданиями, если нет такой возможности, то распечатанные карточки с заданиями; для эксперимента: деревянный брусок, кнопка, два тела различной массы на каждую парту.
План урока:
Основные этапы урока | Время | Методы и приемы | Виды самостоятельной работы |
Вступительное слово | 1 мин. | Физкультминутка | |
Постановка целей | 2 мин. | Проблемная ситуация | Диалог |
Повторение | 5 мин. | Работа в группах | Заполнение таблицы, |
Изучение нового материала | 20 мин. | Деловая игра, создание ситуации выбора, ситуации успеха, побуждающий диалог, «яркое пятно», эксперимент, наглядность | Диалог, выполнение заданий по карточкам |
Закрепление нового материала | 7 мин. | Работа в парах | Самостоятельное выполнение заданий, взаимопроверка |
Домашнее задание | 1 мин. | Создание ситуации выбора, творческое задание | Прочитать, ответить на вопросы обязательно; презентация – по желанию |
Итог урока | 4 мин. | Создание ситуации успеха, наглядность, результативность | Рефлексия, самооценка |
Конспект урока:
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
|
– Здравствуйте.
– Вот теперь садитесь, начнем работать. – Хорошо! (Приложение 2. Слайд 1)
– Какое из этих действий вы можете назвать
работой? 1) … – Замечательно! А чтобы работать, что для этого
нужно иметь?
Команды-бригады у нас уже готовы, архитекторы, прорабы, рабочие, будем строить здание под названием ЗНАНИЕ, которые надеюсь, вам пригодятся в вашей будущей работе, по выбранной профессии. Задание-кирпичик 1. За каждое
правильно выполненное задание начисляются
баллы, в конце урока подводится итог. Перед вами
два рисунка. (Приложение 2.
Слайд 4) Кто на них изображен? Обсудите, что общего
в том, что делают ребята? Чем отличаются их
действия? Выводы записываются на «кирпичики». Задание-кирпичик 2. У вас на столе лежат два тела разной массы, кнопка и дощечка. Выполните предложенные вам задания и ответьте на вопрос: «Как зависит величина механической работы от приложенной силы и перемещения?» (Приложение 2. Слайд 6) Задание-кирпичик 3. Следовательно, как рассчитать работу? – И получиться формула … (Приложение 2. Слайд 7) Задание кирпичик 4. – Вспомним еще одного любимца детворы Григория
Остера, задача №183 из его задачника по физике. В
ней идет речь об английском ученом Джоуле (1818-1889).
Однажды физики хотели поручить одному Джоулю
кое-какую общественную работу. «Да за кого вы
меня принимаете?» – закричал возмущенный Джоуль.
Что ответили физики? (Приложение
2. Слайд 8) Задание-кирпичик 5. Проанализируйте и
ответьте, при каких условиях совершается
положительная работа, а в каких – отрицательная.
В данном случае уместна подсказка учителя,
обратить внимание на направления действия силы и
скорости движения тела. |
Физкультминутка
– учеба – лазить по деревьям и играть в мяч, здесь есть
движение – много и все разные – определения, что такое работа – работа?! – дать определение механической работы
Выполняют задание, заполняют таблицу «Виды сил» Проверяют, сами оценивают(ставят баллы)
– На первом мальчик держит штангу над головой,
на втором девочка катит коляску. Общее: каждый
прилагает силу. Отличие: девочка проходит
некоторый путь, а мальчик не движется.
– Чем больше приложенная сила, тем больше и
совершенная работа. А = FS
– Механической работой называется физическая величина, равная произведению силы и перемещения тела по направлению действия этой силы. – Работа измеряется в Джоулях. 1 Н * 1 м = 1Дж – наверное может, а почему бы нет? – мешает, еще как – при поднятии мешает, а при опускании помогает
Выполняют задания на карточках. |
Использованная литература:
- Перышкин А.В. Физика. 7 класс.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2002.
- Пинский А.А. Физика и астрономия. 7 класс.: учебник…. – М.: Просвещение, 2006.
- Громов С.В. Физика. 7 класс.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1999.
- Пеннер Д.И. Программированные задания по физике для 7-8 классов средней школы. – М.: Просвещение, 1995.
- Ханнанова Т.А.Физика. 7 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2007.
- Марон А.Е. Физика. 7 класс: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2007.