Лес, точно терем расписной (1 слайд)
Тема: И.А.Бунин «Листопад».
Задача: формирование творческого восприятия учащимися художественных образов от реалистических до художественно-эстетических;
Цели:
- эстетически развивать детей, обогащать их эмоциональный мир;
- вовлечь учащихся в состояние переживания и осмысления природы;
- воспитывать чувство красоты слова, интерес к личности поэта;
Оборудование:
- учебник «Родная речь» 3 класс;
- презентация к уроку «Лес, точно терем расписной»;
- запись части «Осень» из концерта «Времена года» А. Вивальди.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Дети читают наизусть стихотворения об осени («Осень» А.С. Пушкина; «Есть в осени первоначальной…» Ф.И. Тютчев; «Осень» А.Н. Майков.)
3. Беседа по картинам об осени
Осенью восхищались и посвящали ей свои произведения не только поэты и писатели. Привлекала она и крупных мастеров пейзажной живописи. Перед вами три картины разных художников:
- Ильи Семёновича Остроухова (2 слайд);
- Василия Дмитриевича Поленова (3 слайд);
- Исаака Ильича Левитана (4 слайд);
Название каждой картины «Золотая осень» (5 слайд);
Учитель: Какие краски используют художники, изображая золотую осень?
Дети: Жёлто-золотистый цвет, красный.
Учитель: Что изобразили художники на первом плане. (6 слайд)
Дети: Илья Семёнович Остроухов изобразил два старых клёна с поникшими ветвями. (7 слайд)
Дети: Василий Дмитриевич Поленов изобразил поляну с протоптанной через неё тропинкой, молодой березняк. (8 слайд)
Дети: Исаак Ильич Левитан, реку, берег, жёлтые берёзки.
Учитель: Как видим, каждый художник подходит к решению образа осени по- своему. И все же название «Золотая осень» ассоциируется в нашем сознании с работой Исаака Левитана. Это произведение на редкость гармонично и по колориту и по композиции.
4. Новая тема
– Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним стихотворением, посвящённым осени. Из данной записи выберите буквы русского алфавита и прочитайте фамилию автора. (9 слайд)
Дети: Бунин.
Учитель: Прочитайте имя и отчество поэта.
Дети: Иван Алексеевич.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с произведением этого поэта, посвящённым осени.
– Каким вы представляете себе Бунина, глядя на его портрет? (Высказывание ребят)
Действительно, это замечательный человек, поэт, писатель. Бунин говорил: «– Я не знаю, что называется хорошим человеком. Верно, хорош тот, у которого есть душа…». Таким человеком был и сам Иван Алексеевич. Вот почему он близок и дорог нам, читателям. Поэзия рано пробудилась в душе Бунина. Первое стихотворение он написал в восемь лет. За свою долгую жизнь (83 года) Иван Алексеевич написал много стихотворений, а так же прозаических произведений.
«Первый снег», «Собака», «Вечер», «Небо», «Речка», «Мороз» и много других. (Выставка книг)
5. Работа с текстом
– Прочитайте название стихотворения, с которым мы познакомимся. (10 слайд)
Дети: «Листопад»
Учитель: Что означает слово листопад? (11 слайд)
Листопад – явление природы, когда осенью листья опадают с деревьев.
Учитель: На сегодняшнем уроке мы познакомимся только с отрывком из стихотворения. Но прежде выясним лексическое значение некоторых слов, которые встретятся нам при чтении. (12 слайд).
«Терем» – высокий дом с расписными ставнями,
украшенной крышей.
«Вдова» – женщина, оставшаяся без мужа.
Учитель: Ваша одноклассница прочтёт стихотворение. Вы внимательно слушайте и попытайтесь ответить на вопрос: – Какую осень вы увидели?
(После чтения стихотворения ребята дают ответ на вопрос)
Учитель: А теперь закройте глаза. Представьте себе расписной терем, сверкающий красками, на лесной поляне, яркое солнышко. Мёртвое молчание. Спокойствие…Красота необыкновенная!
Звучит музыка «Осень» из симфонического концерта А. Вивальди «Времена года».
– Ребята, вы слушали музыкальное произведение, которое называется «Осень». Его автор Антонио Вивальди. Удалось ли композитору с помощью музыки рассказать об осени?
(Выслушиваются ответы ребят)
Учитель: Неторопливо прочитайте стихотворение «Листопад». Какие приметы осени открылись вам в этих строках?
Дети: Великолепие красок, праздник цвета, торжество природы.
Учитель: Каким настроением проникнуто стихотворение?
Дети: Автор радуется золотой осени, восхищается красотами осеннего леса, сравнивая его с теремом.
Учитель: Какая интонация должна возникнуть при чтении?
Дети: Мы будем читать медленно, спокойно, ведь осенью все явления происходят в медленном темпе, но ведь и восхищение картиной надо выразить!
Учитель: Какие слова вам подсказывают интонацию? (13 слайд)
«На паутине замирает»
«Такое мёртвое молчанье»
«Заворожённой тишиной»
Учитель: Сейчас, прочтите, доказывая своей интонацией.
(Читают несколько учащихся)
Учитель: Ребята, представьте, осень – красивую, спокойную. Кого она вам напоминает?
Дети: Женщину.
Учитель: Какое слово в тексте, употреблённое автором, подсказало вам это? (13 слайд)
Дети: «И осень тихою вдовой»
Учитель: Чем привлекательна пора осени? Как поэт выразил эту привлекательность? (13 слайд)
Дети:
«Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье»
Учитель: Почему автор повторил эти слова?
Дети: Он хотел подчеркнуть, что было очень светло и очень тихо.
Учитель: Как вы думаете, зачем автор повторил начало стихотворения в его завершении? Всё ли он повторил?
Дети: Автор не перестаёт восторгаться прелестью золотой осени, ему хочется, чтобы читатели прониклись этим чувством.
Учитель: Поэт усиливает этим повтором своё впечатление от всей картины, подчёркивает её исключительность и восхищается ею. Почему Иван Бунин в конце стихотворения поставил многоточие? Как, на ваш взгляд, следует прочитать заключительные строки? (14 слайд)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной
Заворожённой тишиной…
Учитель: Почему автор назвал стихотворение «Листопад»? Как ещё можно озаглавить произведение Бунина?
Дети: «Золотая осень», «Осенний лес».
6. Итог урока. (15 слайд)
Любите природу!
Восхищайтесь природой!
Берегите её красоту!
– Ребята, что нового вы открыли для себя на
сегодняшнем уроке?
– Что показалось наиболее интересным?
7. Домашнее задание
– Выучить стихотворение наизусть.