Урок литературного чтения в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Лес, точно терем расписной (1 слайд)

Тема: И.А.Бунин «Листопад».

Задача: формирование творческого восприятия учащимися художественных образов от реалистических до художественно-эстетических;

Цели:

  • эстетически развивать детей, обогащать их эмоциональный мир;
  • вовлечь учащихся в состояние переживания и осмысления природы;
  • воспитывать чувство красоты слова, интерес к личности поэта;

Оборудование:

  • учебник «Родная речь» 3 класс;
  • презентация к уроку «Лес, точно терем расписной»;
  • запись части «Осень» из концерта «Времена года» А. Вивальди.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Дети читают наизусть стихотворения об осени («Осень» А.С. Пушкина; «Есть в осени первоначальной…» Ф.И. Тютчев; «Осень» А.Н. Майков.)

3. Беседа по картинам об осени

Осенью восхищались и посвящали ей свои произведения не только поэты и писатели. Привлекала она и крупных мастеров пейзажной живописи. Перед вами три картины разных художников:

  • Ильи Семёновича Остроухова (2 слайд);
  • Василия Дмитриевича Поленова (3 слайд);
  • Исаака Ильича Левитана (4 слайд);

Название каждой картины «Золотая осень» (5 слайд);

Учитель: Какие краски используют художники, изображая золотую осень?

Дети: Жёлто-золотистый цвет, красный.

Учитель: Что изобразили художники на первом плане. (6 слайд)

Дети: Илья Семёнович Остроухов изобразил два старых клёна с поникшими ветвями. (7 слайд)

Дети: Василий Дмитриевич Поленов изобразил поляну с протоптанной через неё тропинкой, молодой березняк. (8 слайд)

Дети: Исаак Ильич Левитан, реку, берег, жёлтые берёзки.

Учитель: Как видим, каждый художник подходит к решению образа осени по- своему. И все же название «Золотая осень» ассоциируется в нашем сознании с работой Исаака Левитана. Это произведение на редкость гармонично и по колориту и по композиции.

4. Новая тема

– Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним стихотворением, посвящённым осени. Из данной записи выберите буквы русского алфавита и прочитайте фамилию автора. (9 слайд)

Дети: Бунин.

Учитель: Прочитайте имя и отчество поэта.

Дети: Иван Алексеевич.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с произведением этого поэта, посвящённым осени.

– Каким вы представляете себе Бунина, глядя на его портрет? (Высказывание ребят)

Действительно, это замечательный человек, поэт, писатель. Бунин говорил: «– Я не знаю, что называется хорошим человеком. Верно, хорош тот, у которого есть душа…». Таким человеком был и сам Иван Алексеевич. Вот почему он близок и дорог нам, читателям. Поэзия рано пробудилась в душе Бунина. Первое стихотворение он написал в восемь лет. За свою долгую жизнь (83 года) Иван Алексеевич написал много стихотворений, а так же прозаических произведений.

«Первый снег», «Собака», «Вечер», «Небо», «Речка», «Мороз» и много других. (Выставка книг)

5. Работа с текстом

– Прочитайте название стихотворения, с которым мы познакомимся. (10 слайд)

Дети: «Листопад»

Учитель: Что означает слово листопад? (11 слайд)

Листопад – явление природы, когда осенью листья опадают с деревьев.

Учитель: На сегодняшнем уроке мы познакомимся только с отрывком из стихотворения. Но прежде выясним лексическое значение некоторых слов, которые встретятся нам при чтении. (12 слайд).

«Терем» – высокий дом с расписными ставнями, украшенной крышей.
«Вдова» – женщина, оставшаяся без мужа.

Учитель: Ваша одноклассница прочтёт стихотворение. Вы внимательно слушайте и попытайтесь ответить на вопрос: – Какую осень вы увидели?

(После чтения стихотворения ребята дают ответ на вопрос)

Учитель: А теперь закройте глаза. Представьте себе расписной терем, сверкающий красками, на лесной поляне, яркое солнышко. Мёртвое молчание. Спокойствие…Красота необыкновенная!

Звучит музыка «Осень» из симфонического концерта А. Вивальди «Времена года».

– Ребята, вы слушали музыкальное произведение, которое называется «Осень». Его автор Антонио Вивальди. Удалось ли композитору с помощью музыки рассказать об осени?

(Выслушиваются ответы ребят)

Учитель: Неторопливо прочитайте стихотворение «Листопад». Какие приметы осени открылись вам в этих строках?

Дети: Великолепие красок, праздник цвета, торжество природы.

Учитель: Каким настроением проникнуто стихотворение?

Дети: Автор радуется золотой осени, восхищается красотами осеннего леса, сравнивая его с теремом.

Учитель: Какая интонация должна возникнуть при чтении?

Дети: Мы будем читать медленно, спокойно, ведь осенью все явления происходят в медленном темпе, но ведь и восхищение картиной надо выразить!

Учитель: Какие слова вам подсказывают интонацию? (13 слайд)

«На паутине замирает»
«Такое мёртвое молчанье»
«Заворожённой тишиной»

Учитель: Сейчас, прочтите, доказывая своей интонацией.

(Читают несколько учащихся)

Учитель: Ребята, представьте, осень – красивую, спокойную. Кого она вам напоминает?

Дети: Женщину.

Учитель: Какое слово в тексте, употреблённое автором, подсказало вам это? (13 слайд)

Дети: «И осень тихою вдовой»

Учитель: Чем привлекательна пора осени? Как поэт выразил эту привлекательность? (13 слайд)

Дети:

«Сегодня так светло кругом,
Такое мёртвое молчанье»

Учитель: Почему автор повторил эти слова?

Дети: Он хотел подчеркнуть, что было очень светло и очень тихо.

Учитель: Как вы думаете, зачем автор повторил начало стихотворения в его завершении? Всё ли он повторил?

Дети: Автор не перестаёт восторгаться прелестью золотой осени, ему хочется, чтобы читатели прониклись этим чувством.

Учитель: Поэт усиливает этим повтором своё впечатление от всей картины, подчёркивает её исключительность и восхищается ею. Почему Иван Бунин в конце стихотворения поставил многоточие? Как, на ваш взгляд, следует прочитать заключительные строки? (14 слайд)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной
Заворожённой тишиной…

Учитель: Почему автор назвал стихотворение «Листопад»? Как ещё можно озаглавить произведение Бунина?

Дети: «Золотая осень», «Осенний лес».

6. Итог урока. (15 слайд)

Любите природу!
Восхищайтесь природой!
Берегите её красоту!

– Ребята, что нового вы открыли для себя на сегодняшнем уроке?
– Что показалось наиболее интересным?

7.  Домашнее задание

– Выучить стихотворение наизусть.