Рецензия на программу предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов «Физика вокруг нас» разработанную учителем физики МОУ СОШ № 2 Малой Натальей Фёдоровной.
В связи с проблемами современности, с которыми
приходится сталкиваться обществу, в первую
очередь нашей молодежи при формировании
здорового образа жизни необходимость уже в 9-х
классах и даже ранее предлагать учащимся курсы
по выбору именно такого плана.
Данная программа имеет интегрированный
характер. Её можно рассматривать как курс,
«поддерживающий» изучение основного курса
физики в рамках естественнонаучного профиля, и
как курс, помогающий в выборе профиля
дальнейшего изучения.
Хочется отметить, что содержание программы
выстроено по принципу от простого к сложному, от
приобретения новых умений и навыков к их
творческому применению. Программой
предусмотрено выполнение практических работ,
предполагающих поисковый или творческий уровень
деятельности школьников, что готовит их к
самостоятельному решению учебных и жизненных
задач.
Программа рассчитана на 8 учебных часов (по 1 часу
в неделю) и ориентировано на школьников,
интересующихся физическими законами,
описывающие природные явления.
Хочется отметить, что данная программа несет
исследовательский характер. В ней сведена к
минимуму лекционная часть, а больше времени
уделяется исследованиям и опытам.
Вывод:
Рекомендую одобрить и использовать программу
«Физика вокруг нас» для предпрофильного
обучения в 9-х классах.
Учитель физики МОУ СОШ №13 (Метелёва О.Г.)
Пояснительная записка
Предлагаемая программа курса «Физика вокруг нас» рассчитана на 8 часов и является продолжением и расширением программного базового материала, но с точки зрения биофизики.
Цели программы:
- создать ориентационную и мотивационную основу у девятиклассников для осознанного выбора физико-математического профиля обучения в старшей школе;
- показать необходимость физических знаний для повседневной жизни и познания самого себя;
- сформировать у учащихся умение и навыки в проведение физического эксперимента;
- дать учащимся возможность проявить себя.
Данная программа знакомит учащихся с
приложением физики в биологии и химии,
рассматриваются физические возможности
человека.
Для повышения уровня знаний, а также для
приобретения практических навыков программой
предусматривается:
- Решение качественных и количественных задач.
- Лабораторные работы, позволяющие оценить физические характеристики человека.
Программа включает следующие разделы:
- Введение.
- Физика, атмосфера, человек.
- Ловкость рук. Чудо опыты.
- Физика и здоровье.
Форма итоговой работы: составление учащимися творческих отчетов о проделанной работе.
Содержание программы:
- Введение: «Физика вокруг нас». Простейшие физические приборы. Техника безопасности на уроках физики. 1 ч.
- Физика, атмосфера, человек. Средства и методы исследования атмосферы. Практическая работа «Изобретение флюгера как одного из средств исследования атмосферы». 2 ч.
- Физические опыты. Ловкость рук. Чудо опыты. Практические работы «Выращивание кристаллов соли и медного купороса», «Физические эксперименты», «Волшебство в науке». 2 ч.
- Физика и здоровье. Физика в питании человека. Практические работы «Определение гармоничности телосложения и физических характеристик человека», «Расчет энергетического баланса питания человека». 3 ч.
Итого: 8 ч.
Календарно-тематическое планирование
№ |
Содержание программы |
Всего часов |
Лекции |
Практ. |
Оборудование |
Дата |
1 |
Введение: "Физика вокруг нас". Простейшие физические приборы. Техника безопасности на уроках физики. | 1ч. | набор физических тел | |||
1\1 | Введение: "Физика вокруг нас". Простейшие физические приборы. Техника безопасности на уроках физики. Практическая работа №1. | 1ч. | 0,5ч | 0,5ч. | физические приборы | |
2 |
Физика, атмосфера, человек. Средства и методы исследования атмосферы. | 2ч. | ||||
2\1 | Физика, атмосфера, человек. Средства и методы исследования атмосферы. | 1ч. | 1ч. | слайды | ||
2\2 | Изобретение различных флюгеров. Практическая работа №2. | 1ч. | 1ч | защита модели | ||
3 |
Физические опыты. Ловкость рук. Чудо опыты. | 2ч. | ||||
3\1 | Кристаллы в нашем доме. Практическая работа №3. Выращивание красталлов соли и медного купороса. | 1ч. | 0,5ч | 0,5ч. | соль, вода | |
3\2 | Волшебство или наука. Практическая работа №4 "Физические эксперименты", практическая работа №5 "Волшебство в науке". | 1ч. | 1ч | демонстрация опыта, фокуса | ||
4 |
Физика и здоровье. Физика в питании человека. | 3ч | ||||
4\1 | Физика и здоровье. Практическая работа №6 "Определение гармоничности телосложения и физических характеристик человека". | 1ч. | 0,5ч | 0,5ч. | таблицы | |
4\2 | Физика в питании человека. Практическая работа №7 " Расчет энергетического баланса питания человека". Решение качественных и количественных задач на расчет баланса питания | 1ч. | 0,5ч | 0,5ч. | таблица питания | |
4\3 | Обобщение и систематизация знаний и умений. | 1ч. | 1ч | защита творческих отчетов | ||
Итого | 8ч. |
Литература:
- Блудов М.И. «Беседы по физике», Москва, Просвещение, 1983 г.
- Богданов К.Ю. Физика в гостях у биолога», Москва, Просвещение, 1998 г.
- Глущенко Г.Р. «Интеллектуальные соревнования», Краснодар, «Советская кубань», 1999 г.
- Горев Л.А. «Занимательные опыты по физике», Москва, Наука,1982 г.
- Игнатьев Е.И. «В царстве смекалки», Москва, Просвещение, 1990 г.
- Перельман Я.И. «Занимательная арифметика», Москва, Наука 1983 г.
- Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты», Москва, Наука, 1986 г.
- Соурц К.Э. «Необыкновенная физика обыкновенных явлений», Москва, Наука, 1994 г.
- Чалдаева С.А. «Физика и человек», Москва, Просвещение, 1990 г.
- Черемошнина Л.В. «Развитие внимания детей», Ростов на Дону, Феникс, 2003 г.