Интегрированный урок математики и окружающего мира по теме "Деление многозначных чисел. Природные зоны России"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закреплять навыки деления многозначных чисел; повторить различные способы прикидки результата деления; совершенствовать навыки решения задач;
  • развивать умение анализировать, выделять общие признаки, классифицировать;
  • обобщить и повторить знания учащихся о природных зонах России;
  • закрепить знание взаимосвязей в природе;
  • развивать мышление, внимание;
  • воспитывать бережное отношение к природе, познавательный интерес.

Оборудование:

  • карточки с заданиями;
  • карта «Природные зоны России»;
  • рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира разных природных зон

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и цели урока

– Работа на уроке пройдет под девизом: «Я умею думать, я умею рассуждать».

На доске числа.

6312004, 361750, 805678, 379146

– Что их объединяет?  (Многозначные. ) Соотнесите с последними темами уроков математики. Сформулируйте тему урока.
–  «Деление многозначных чисел»

 – Какие знания, умения вам понадобятся?  (Знание алгоритма письменного деления; умение
читать, записывать, сравнивать многозначные числа, использовать знание разрядного состава многозначных чисел для вычислений; для решения задач умение устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом)

 На доске карточки разного цвета (в соответствии с цветом природных зон на карте «Природные зоны России»)

– Обратите  внимание на цвета карточек. Соотнесите с последними темами уроков  окружающего мира.
– Сформулируйте тему урока окружающего мира.
«Природные зоны России» (Обобшение)
– Какие знания обобщим  по окр миру?

– Расположите природные зоны в порядке их расположения с севера на юг.

– Какие территории географы называют природными зонами?
– Это  (цветные карточки с названиями природных зон) – этапы урока математики.

3. Работа по теме урока

Зона Арктики

Краткий рассказ по плану.

1. Географическое положение.
2. Описание климатических условий летом и зимой.
3. Рельеф, особенности почвы.
4. Экологические проблемы
Переворот карточки АРКТИКА. На обратной стороне – этап урока математики –

Устный счет.

1. 6312004, 361750, 805678, 379146, 100370

– Расположить в порядке возрастания.
– Выразить каждое число:   а) в десятках, б) в сотнях и единицах, в) в тысячах и единицах.

2. Вспомнить алгоритм деления  (с объяснением у доски)

Карточки перевернуть, на обратной стороне надписи: рыбы,  водоросли, рачки, белый медведь, тюлени
– Составить цепь питания.

водоросли ––> рачки ––> рыбы ––> тюлени ––> белый медведь

–  Как животные приспособились к суровым условиям  Арктики? (Толстый слой жира, теплый мех, пух)
– Какие животные занесены в Красную книгу? (Белый медведь, гренландский кит, морж, овцебык, розовая чайка)

Зона тундры

Краткий рассказ по плану.
– Назвать «лишнее» животное.
Переворот карточки  – Тундра . На обратной сороне – этап урока математики –

Работа в парах.

Задание 276. (Учебник «Математика», 4 класс. Автор: Н.Б. Истомина)

Не вычисляя значений выражений, поставь знак <или>, чтобы получились верные неравенства.

777875 : 35   ?  254877 : 53
136576 : 44   ?  89936 : 73

Проверь свои ответы, выполнив деление «уголком».

Карточки перевернуть, на обратной стороне надписи: Лемминг, песец (полярная лисица), олень, рысь.

Назови «лишнее»

– Назови животное, которое помогает человеку? Расскажи о нем.(Северный олень – дает жителям все необходимое – мясо, одежду, обувь, руковицы, шапки; на оленях ездят верхом, запрягают в легкие сани-нарты, перевозят грузы)
– Какие животные данной природной зоны занесены в Красную книгу?
– Почему весной пастухи перекочевывают со своими стадами к берегам Северного Ледовитого океана? (Летом в тундре бесчисленное множество комаров, мошек, слепней. Они тучами носятся в воздухе. Насеекомые лезут в нос, рот, в глаза. Это настоящее бедствие для людей, крупных животных. Невозможно работать без накомарников – это спец. Сетки, надеваемые на лицо для защиты от комаров и мошек. Олени очень страдают от бесконечных укусов, поэтому  пастухи весной заранее перекочевывают).

Зона лесов

Краткий рассказ по плану.
Переворот карточки  – Леса. На обратной сороне – этап урока математики –

Решение задач.

Задача. Один столетний дуб выделяет в среднем столько кислорода, сколько 1700 молодых дубков. Сколько надо посадить молодых дубков, чтобы они заменили 5 бессмысленно срубленных столетних деревьев?
– В каких лесах может расти дуб: хвойных, сешанных, широколиственных?
– Где может расти данное дерево?

Береза, (Широколиств.), пихта (тайга), дуб,липа, клен, ясень – (смешанные)

– В чем главное отличие широколиственных лесов? (Многоярусность, многоэтажность)
– Какие животные живут в лесах? (Белки, куницы, бурый медведь, лось, лисицы,зайцы, барсуки, волки, кабаны,  бобры, соболи – в хвойных лесах Урала, Сибири)
– Какие животные данной природной зоны занесены в Красную книгу?

Зона степей

Краткий рассказ по плану.

Переворот карточки  – Степь . На обратной сороне – этап урока математики –

Дифференцированная работа. (Можно по выбору учащихся, можно на усмотрение учителя)

Задания

1. Соедини частные, значения которых, содержат одинаковое количество  цифр
2. Задание 281. (Учебник «Математика», 4 класс. Автор: Н.Б. Истомина)
Продолжи ряд:   
1.  Дрофа (занесена в Красную книгу), суслик, … (хомяки, полевые мыши, розовый скворец, степной жаворонок,орлы,  степные волки, лисицы, зайцы)
– Как приспособились к жизни в степи животные? (некрупные животные, защитная окраска, наземный и подземный образ жизни)
2. Полынь, ковыль, …( тюльпан, …)
– Как приспособились растения к жизни в степи? (Корни-луковицы, корни-пучки, длинные корни, узкие или мясистые листья)

Зона пустыни

Краткий рассказ по плану.
Переворот карточки  – Пустыни . На обратной сороне – этап урока математики –

Задания, направленные на развитие познавательной активности (можно творческого характера).

Задание 269. (Учебник» Математика», 4 класс. Автор: Н.Б. Истомина)

Верно ли утверждение, что значения всех выражений одинаковы.

326326 : 326

 

236236 : 236

 

292929 : 29

Карточки перевернуть, на обратной стороне интересные сведения.

Это интересно. РЕКОРДСМЕНЫ ПУСТЫНИ

  • Самая быстрая в пустыни – крохотная ящерка – песчаная круглоголовка : она за одну секунду может пробежать два метра, что в 40 раз длиннее её самаой.
  • А самый чуткий в пустыне клещ – он бежит по песку к человеку за пятьметров. Если бы у пустынной рыси – каракала – было такое же чутье, то она чуяла бы человека за полтора километра.
  • Самая сонная в пустыне – обыкновенная черепаха. Она может спать без просыпа девять месяцев в году. А самый прожорливый в пустыне – крошечный зверек – путорак: за ночь он съедает жуков в 6 раз большесвоего веса. Если бы волк пустыни был так же прожорлив, он в день съедал бы по корове!
  • Живет в пустыне смелая ящерица « красные уши». Она , если её упорно преследовать, кидается, бывает, даже на человека, хоть и не может причинить ему никакого вреда. И живет пустынный сверчок, до того пугливый и робкий, что его пугает даже стук вашего сердца.

Какие животные, растения  пустыни занесены в Красную книгу?
– Как приспособились растения к жизни в пустыне? (Низкорослые растения, длинный корень, листья-колючки)
– Как приспособились к жизни в пустыне животные? (Некрупные животные, защитная окраска, быстро передвигаются, ночной образ жизни)

4. Творческое домашнее  задание

Составить задачи про растения и животных разных природных зон.

5. Рефлексия

6. Подведение итогов

– Какие природные зоны повторили?
– Какие знания, умения отрабатывали при делении многозначных чисел?