Цели:
- закреплять навыки деления многозначных чисел; повторить различные способы прикидки результата деления; совершенствовать навыки решения задач;
- развивать умение анализировать, выделять общие признаки, классифицировать;
- обобщить и повторить знания учащихся о природных зонах России;
- закрепить знание взаимосвязей в природе;
- развивать мышление, внимание;
- воспитывать бережное отношение к природе, познавательный интерес.
Оборудование:
- карточки с заданиями;
- карта «Природные зоны России»;
- рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира разных природных зон
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и цели урока
– Работа на уроке пройдет под девизом: «Я умею думать, я умею рассуждать».
На доске числа.
6312004, 361750, 805678, 379146
– Что их объединяет? (Многозначные. )
Соотнесите с последними темами уроков
математики. Сформулируйте тему урока.
– «Деление многозначных чисел»
– Какие знания, умения вам понадобятся?
(Знание алгоритма письменного деления; умение
читать, записывать, сравнивать многозначные
числа, использовать знание разрядного состава
многозначных чисел для вычислений; для решения
задач умение устанавливать взаимосвязь между
условием и вопросом)
На доске карточки разного цвета (в соответствии с цветом природных зон на карте «Природные зоны России»)
– Обратите внимание на цвета карточек.
Соотнесите с последними темами уроков
окружающего мира.
– Сформулируйте тему урока окружающего мира.
«Природные зоны России» (Обобшение)
– Какие знания обобщим по окр миру?
– Расположите природные зоны в порядке их расположения с севера на юг.
– Какие территории географы называют
природными зонами?
– Это (цветные карточки с названиями
природных зон) – этапы урока математики.
3. Работа по теме урока
Зона Арктики
Краткий рассказ по плану.
1. Географическое положение.
2. Описание климатических условий летом и зимой.
3. Рельеф, особенности почвы.
4. Экологические проблемы
Переворот карточки АРКТИКА. На обратной стороне
– этап урока математики –
Устный счет.
1. 6312004, 361750, 805678, 379146, 100370
– Расположить в порядке возрастания.
– Выразить каждое число: а) в десятках, б) в
сотнях и единицах, в) в тысячах и единицах.
2. Вспомнить алгоритм деления (с объяснением у доски)
Карточки перевернуть, на обратной стороне
надписи: рыбы, водоросли, рачки, белый медведь,
тюлени
– Составить цепь питания.
водоросли ––> рачки ––> рыбы ––> тюлени ––> белый медведь
– Как животные приспособились к суровым
условиям Арктики? (Толстый слой жира, теплый
мех, пух)
– Какие животные занесены в Красную книгу? (Белый
медведь, гренландский кит, морж, овцебык, розовая
чайка)
Зона тундры
Краткий рассказ по плану.
– Назвать «лишнее» животное.
Переворот карточки – Тундра . На обратной
сороне – этап урока математики –
Работа в парах.
Задание 276. (Учебник «Математика», 4 класс. Автор: Н.Б. Истомина)
Не вычисляя значений выражений, поставь знак <или>, чтобы получились верные неравенства.
777875 : 35 ? 254877 : 53
136576 : 44 ? 89936 : 73
Проверь свои ответы, выполнив деление «уголком».
Карточки перевернуть, на обратной стороне надписи: Лемминг, песец (полярная лисица), олень, рысь.
Назови «лишнее»
– Назови животное, которое помогает человеку?
Расскажи о нем.(Северный олень – дает жителям
все необходимое – мясо, одежду, обувь, руковицы,
шапки; на оленях ездят верхом, запрягают в легкие
сани-нарты, перевозят грузы)
– Какие животные данной природной зоны занесены
в Красную книгу?
– Почему весной пастухи перекочевывают со
своими стадами к берегам Северного Ледовитого
океана? (Летом в тундре бесчисленное множество
комаров, мошек, слепней. Они тучами носятся в
воздухе. Насеекомые лезут в нос, рот, в глаза. Это
настоящее бедствие для людей, крупных животных.
Невозможно работать без накомарников – это спец.
Сетки, надеваемые на лицо для защиты от комаров и
мошек. Олени очень страдают от бесконечных
укусов, поэтому пастухи весной заранее
перекочевывают).
Зона лесов
Краткий рассказ по плану.
Переворот карточки – Леса. На обратной сороне
– этап урока математики –
Решение задач.
Задача. Один столетний дуб выделяет в
среднем столько кислорода, сколько 1700 молодых
дубков. Сколько надо посадить молодых дубков,
чтобы они заменили 5 бессмысленно срубленных
столетних деревьев?
– В каких лесах может расти дуб: хвойных,
сешанных, широколиственных?
– Где может расти данное дерево?
Береза, (Широколиств.), пихта (тайга), дуб,липа, клен, ясень – (смешанные)
– В чем главное отличие широколиственных
лесов? (Многоярусность, многоэтажность)
– Какие животные живут в лесах? (Белки, куницы,
бурый медведь, лось, лисицы,зайцы, барсуки, волки,
кабаны, бобры, соболи – в хвойных лесах Урала,
Сибири)
– Какие животные данной природной зоны занесены
в Красную книгу?
Зона степей
Краткий рассказ по плану.
Переворот карточки – Степь . На обратной сороне – этап урока математики –
Дифференцированная работа. (Можно по выбору учащихся, можно на усмотрение учителя)
Задания
1. Соедини частные, значения которых, содержат
одинаковое количество цифр
2. Задание 281. (Учебник «Математика», 4 класс. Автор:
Н.Б. Истомина)
Продолжи ряд:
1. Дрофа (занесена в Красную книгу), суслик,
… (хомяки, полевые мыши, розовый скворец, степной
жаворонок,орлы, степные волки, лисицы, зайцы)
– Как приспособились к жизни в степи животные?
(некрупные животные, защитная окраска, наземный и
подземный образ жизни)
2. Полынь, ковыль, …( тюльпан, …)
– Как приспособились растения к жизни в степи?
(Корни-луковицы, корни-пучки, длинные корни, узкие
или мясистые листья)
Зона пустыни
Краткий рассказ по плану.
Переворот карточки – Пустыни . На обратной
сороне – этап урока математики –
Задания, направленные на развитие познавательной активности (можно творческого характера).
Задание 269. (Учебник» Математика», 4 класс. Автор: Н.Б. Истомина)
Верно ли утверждение, что значения всех выражений одинаковы.
326326 : 326 |
236236 : 236 |
292929 : 29 |
Карточки перевернуть, на обратной стороне интересные сведения.
Это интересно. РЕКОРДСМЕНЫ ПУСТЫНИ
- Самая быстрая в пустыни – крохотная ящерка – песчаная круглоголовка : она за одну секунду может пробежать два метра, что в 40 раз длиннее её самаой.
- А самый чуткий в пустыне клещ – он бежит по песку к человеку за пятьметров. Если бы у пустынной рыси – каракала – было такое же чутье, то она чуяла бы человека за полтора километра.
- Самая сонная в пустыне – обыкновенная черепаха. Она может спать без просыпа девять месяцев в году. А самый прожорливый в пустыне – крошечный зверек – путорак: за ночь он съедает жуков в 6 раз большесвоего веса. Если бы волк пустыни был так же прожорлив, он в день съедал бы по корове!
- Живет в пустыне смелая ящерица « красные уши». Она , если её упорно преследовать, кидается, бывает, даже на человека, хоть и не может причинить ему никакого вреда. И живет пустынный сверчок, до того пугливый и робкий, что его пугает даже стук вашего сердца.
Какие животные, растения пустыни занесены в
Красную книгу?
– Как приспособились растения к жизни в пустыне?
(Низкорослые растения, длинный корень,
листья-колючки)
– Как приспособились к жизни в пустыне животные?
(Некрупные животные, защитная окраска, быстро
передвигаются, ночной образ жизни)
4. Творческое домашнее задание
Составить задачи про растения и животных разных природных зон.
5. Рефлексия
6. Подведение итогов
– Какие природные зоны повторили?
– Какие знания, умения отрабатывали при делении
многозначных чисел?