Час общения в 8-м классе "Чудо, имя которому – книга" (читательская конференция по книге М.Ибрагимбекова "За все хорошее – смерть")

Разделы: Классное руководство


Книга – учитель,
Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг,
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
В. Боков

Ход занятия

I. Эмоциональная разминка «Анализ афоризма»

Выберите наиболее понравившийся вам афоризм и обоснуйте его.

  • Чтение и размышление – это гимнастика ума. (О. Марден)
  • Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на восхитительные часы. (Ш. Монтескье)
  • Чтение питает ум. (Сенека)
  • Учёная литература спасает людей от невежества, а изящная – от грубости и пошлости. (Н. Чернышевский)
  • Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души. (Цицерон)
  • Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро)
  • Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и дурное общество. (К. Гельвеций)
  • Великий праздник – хорошая, правильная книга. (М. Горький)

II. Организационно-установочный этап. Целеполагание

Работа с эпиграфом: «Как вы думаете, случайно ли мы начали свой час общения «Чудо, имя которому - книга» со слов В. Бокова»?

III. Слово учителя

М. Горький когда-то сказал: «Великий праздник – хорошая, правильная книга». И сегодня у нас праздник, потому что к нам в класс пришла «хорошая, правильная книга» - повесть азербайджанского писателя М. Ибрагимбекова «За все хорошее – смерть». Мы попытаемся выяснить в ходе нашего часа общения, какие качества личности необходимы для того, чтобы быть настоящим человеком, чтобы уметь отвечать за тех, кто рядом, в любой ситуации, особенно в чрезвычайной, а также подумать над тем, прав ли поэт В. Боков в том, что «книга – верный товарищ и друг».

«Максуд Ибрагимбеков – человек огромного дарования. Я прочитала все, что он написал, некоторые вещи дважды...», - сказал М. Шагинян о Максуд Мамед Ибрагим-оглы, который родился в 1935 году в Баку.

Если бы Максуду Ибрагимбекову сказали, что он станет известным азербайджанским писателем, драматургом, кинорежиссером, лауреатом различных премий, он бы, скорее всего, не поверил. Хотя, по его собственному признанию, тягу к сочинительству он ощутил довольно рано, написав в 12 лет приключенческий «роман» о том, как несколько ребят сбежали из дома. Но в остальном он был обыкновенным бакинским мальчишкой, увлекался спортом, участвовал во всех мальчишечьих играх, читал Майна Рида и Фенимора Купера... Потом был строительный факультет политехнического института, работа инженера. И все- таки призвание потребовало своего.

Вот что говорит Максуд Ибрагимбеков в одном из интервью: «В 25 лет я написал несколько рассказов для детей. Я хорошо знал психологию возраста, покинутого не так давно, и старался рассказать истории, которые мучительно требовали выхода и, какмне казалось, были самой судьбой предназначенной для детей. В них нашли выражение нравственные уроки, полученные мною к тому времени от жизни».

Разными путями приходит человек к писательскому труду. Но на любом из них, пожалуй, самым главным импульсом было и остается стремление осмыслить жизнь и выразить свое понимание, свое отношение к миру в художественных образах.

Нравственные уроки, о которых говорил писатель, - это и есть, по сути дела, результат такого осмысления, результат познания жизни и человека. Независимо от того, будет ли он маленьким мальчиком или взрослым мужчиной. Независимо от того, будет ли произведение о детстве, юности или старости.

И все-таки то, что М. Ибрагимбеков начинал свой творческий путь с произведения для детей и о детях, не кажется случайным. Тем более что и потом он останется верен этой глубоко волнующей его теме детства, тема нравственного становления маленького человека. Об этом и повесть «За все хорошее – смерть». Обнаружить тщательно замаскированный фашистский бункер, оставшийся со времени войны склад оружия и даже бронетранспортер – кому из мальчишек в детстве не мечталось о таком? Сюжет произведения занимательный, но это отнюдь не самоцель. В увлекательном сюжете повести поднимаются вопросы о становлении юного человека, его взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о праве на лидерство, о силе физической и духовной.

В центре внимания писателя всегда остаются человеческие отношения, добро и зло, духовность и душевная слепота... Одним словом, проблемы, одинаково серьезные и значимые для людей любого возраста. Проблемы, от решения которых в значительной степени зависит то, как будет развиваться человек, каким он вырастет, какие ценности станут для него главными. Что особенно привлекает нас в юных героях писателя, от лица которых в его произведениях обычно ведется рассказ, так это их душевная отзывчивость, скромность и даже деликатность, иначе говоря, герои эти интеллигентны по-своему, по-детски.

Повесть интересна еще и тем, что показывает, какой силой может быть книга в руках умного, умеющего ею пользоваться человека.

Заглавие любого произведения – это как бы визитная карточка, дающая читателю первую информацию о содержании. Повесть М.Ибрагимбекова названа неожиданно, броско и заставляет приготовиться к жестокости. Хотя время действия отделено от огненных лет несколькими десятилетиями, Великая Отечественная война присутствует в повести самой ситуацией, в которую неожиданно попадают герои, отдельными деталями, памятью о прошлом. И, как в каждом произведении о военном времени, прикосновение к прошлому помогает высветить и лучше понять настоящее: характеры героев, душевную ценность человека.

IV. Разберёмся в прочитанном

Такие молча входят в пекло схватки
И молча совершают чудеса.
А. Сурков

1. Расскажите, как четверо подростков попали в беду.

2. Проследите поступки трех главных действующих лиц (Сабира, Алика и Таира), постарайтесь понять их мотивы. Возьмите листок «Качества характера личности»

Сильный
Смелый
Благородный
Энергичный
Эгоистичный
Жестокий
Добрый

 

 

Решительный
Активный
Великодушный
Ответственный
Робкий
Злопамятный
Твердый духом

 

 

Тихий
Волевой
Сообразительный
Человечный
Слабый
Начитанный
Завистливый

Выберите по пять качеств, которые более всего подходят для характеристики героев, а затем проранжируйте их.

3. Начнем разговор с Сабира. Расскажите о нем. Что мы узнаем о нем из воспоминаний Таира? Какой случай из прошлого помогает понять мотивы поступков Сабира? К чему приводят качества характера Сабира в трудную минуту? Какой эпизод является кульминационным, раскрывающим суть его характера? Какие качества характера Сабира обнажила чрезвычайная ситуация?

4. Алик. Какой он? Почему он тоже оказывается беспомощным в суровых испытаниях? Что вспоминает об Алике Таир?

5. Дайте характеристику Таиру. Как мы относимся к нему вначале? Когда начинает меняться наше отношение к герою? Как Таир спасает друзей? Какую роль в его жизни сыграла книга?

6. Прочитайте эпиграф – слова А. Суркова. Как вы думаете, к кому из героев можно их отнести?

7. О чем же заставила задуматься вас прочитанная повесть? Оставила ли она след в вашей душе?

Обобщение учителя

М. Ибрагимбеков убежден: мужество – не в показной силе, кичащейся своим превосходством. Оно – в твердости духа, в способности преодолеть себя, свою слабость.

С преодоления себя, с первого сознательного проявления воли, с заботы о другом человеке и начинается, по мысли писателя, познание своей человеческой сущности, когда ответ на вопрос «Что такое человек?» становится просто необходим. Сабир и Алик действуют мгновенно, без оглядки, поддаваясь первому побуждению. Таир привык контролировать свои поступки разумом – надежным компасом поведения человека.

Ум, интеллигентность, благородство, понимание чувств и поступков людей отличает Таира. Кроме того, у него есть еще один друг, учитель, помощник, который так выручает его в трудную минуту – это книга. У мальчика есть прекрасная черта, которую, я думаю, вам нужно вырабатывать каждому: он умеет извлечь самое ценное из прочитанного. Книги нужны ему не только для отдыха, развлечения. Они в полном смысле слова его верные помощники, советчики. И мы с вами еще раз убедились в правоте слов поэта – современника В. Бокова о книге как о друге.

V. Оценочно-результативный этап

«Метод недописанного тезиса»: закончи высказывание.

  • Плохо жить без...
  • Когда есть свободное время...
  • Листая книгу, я всегда думаю...

VI. Сюрпризы читательской конференции

Чтение учеником стихотворения «Книга» Н. Катасоновой

Я открываю книгу – какой счастливый миг!
Как много интересного я узнаю из книг:
Ответы на вопросы «как, что и почему»,
Если на уроке я что-то не пойму;
О том, как жили люди и как живут сейчас,
О чём мечтают дети в стране у нас.
Хороших много книжек пишут для ребят,
И авторов любимых стоит на полке ряд.
Я часто открываю Марка Твена том,
А там живёт проказник – весёлый мальчик Том.
Вот это был парнишка! Пускай не «золотой»,
Но верный и отважный. А выдумщик какой!
Гайдар, Дюма, Катаев, Беляев и Жюль Верн
Дают уроки жизни и доблести пример.

Заповеди читателя

  • Не читай все книги на один лад: справочники, энциклопедии – пища для ума, а рассказы, повести, романы, стихи и сказки – пища для души.
  • Способ чтения должен соответствовать цели чтения: хочешь больше знать – читай с карандашом, делай пометки, выписки.
  • Пользуйся оглавлением.
  • Не жалей на чтение ни времени, ни сил.
  • Прочитав книгу, сформулируй для себя, о чём она, и запиши в читательский дневник.
  • Дневник читателя – это дневник человека, который размышляет, переживает, вспоминает, сердится, радуется, мечтает… и делает это все по-своему. Так, как свойственно ему, и никому другому.

VII. Подведение итогов часа общения

Убедил ли наш сегодняшний час общения вас в том, что книга – это чудо? Оставьте на сердечках, которые лежат на столах, свое мнение и впечатление о конференции в письменной или знаковой форме.