Книга – учитель,
Книга – наставница,
Книга – близкий товарищ и друг,
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
В. Боков
Ход занятия
I. Эмоциональная разминка «Анализ афоризма»
Выберите наиболее понравившийся вам афоризм и обоснуйте его.
- Чтение и размышление – это гимнастика ума. (О. Марден)
- Любить чтение – это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на восхитительные часы. (Ш. Монтескье)
- Чтение питает ум. (Сенека)
- Учёная литература спасает людей от невежества, а изящная – от грубости и пошлости. (Н. Чернышевский)
- Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души. (Цицерон)
- Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро)
- Среди книг, как и среди людей, можно попасть в хорошее и дурное общество. (К. Гельвеций)
- Великий праздник – хорошая, правильная книга. (М. Горький)
II. Организационно-установочный этап. Целеполагание
Работа с эпиграфом: «Как вы думаете, случайно ли мы начали свой час общения «Чудо, имя которому - книга» со слов В. Бокова»?
III. Слово учителя
М. Горький когда-то сказал: «Великий праздник – хорошая, правильная книга». И сегодня у нас праздник, потому что к нам в класс пришла «хорошая, правильная книга» - повесть азербайджанского писателя М. Ибрагимбекова «За все хорошее – смерть». Мы попытаемся выяснить в ходе нашего часа общения, какие качества личности необходимы для того, чтобы быть настоящим человеком, чтобы уметь отвечать за тех, кто рядом, в любой ситуации, особенно в чрезвычайной, а также подумать над тем, прав ли поэт В. Боков в том, что «книга – верный товарищ и друг».
«Максуд Ибрагимбеков – человек огромного дарования. Я прочитала все, что он написал, некоторые вещи дважды...», - сказал М. Шагинян о Максуд Мамед Ибрагим-оглы, который родился в 1935 году в Баку.
Если бы Максуду Ибрагимбекову сказали, что он станет известным азербайджанским писателем, драматургом, кинорежиссером, лауреатом различных премий, он бы, скорее всего, не поверил. Хотя, по его собственному признанию, тягу к сочинительству он ощутил довольно рано, написав в 12 лет приключенческий «роман» о том, как несколько ребят сбежали из дома. Но в остальном он был обыкновенным бакинским мальчишкой, увлекался спортом, участвовал во всех мальчишечьих играх, читал Майна Рида и Фенимора Купера... Потом был строительный факультет политехнического института, работа инженера. И все- таки призвание потребовало своего.
Вот что говорит Максуд Ибрагимбеков в одном из интервью: «В 25 лет я написал несколько рассказов для детей. Я хорошо знал психологию возраста, покинутого не так давно, и старался рассказать истории, которые мучительно требовали выхода и, какмне казалось, были самой судьбой предназначенной для детей. В них нашли выражение нравственные уроки, полученные мною к тому времени от жизни».
Разными путями приходит человек к писательскому труду. Но на любом из них, пожалуй, самым главным импульсом было и остается стремление осмыслить жизнь и выразить свое понимание, свое отношение к миру в художественных образах.
Нравственные уроки, о которых говорил писатель, - это и есть, по сути дела, результат такого осмысления, результат познания жизни и человека. Независимо от того, будет ли он маленьким мальчиком или взрослым мужчиной. Независимо от того, будет ли произведение о детстве, юности или старости.
И все-таки то, что М. Ибрагимбеков начинал свой творческий путь с произведения для детей и о детях, не кажется случайным. Тем более что и потом он останется верен этой глубоко волнующей его теме детства, тема нравственного становления маленького человека. Об этом и повесть «За все хорошее – смерть». Обнаружить тщательно замаскированный фашистский бункер, оставшийся со времени войны склад оружия и даже бронетранспортер – кому из мальчишек в детстве не мечталось о таком? Сюжет произведения занимательный, но это отнюдь не самоцель. В увлекательном сюжете повести поднимаются вопросы о становлении юного человека, его взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о праве на лидерство, о силе физической и духовной.
В центре внимания писателя всегда остаются человеческие отношения, добро и зло, духовность и душевная слепота... Одним словом, проблемы, одинаково серьезные и значимые для людей любого возраста. Проблемы, от решения которых в значительной степени зависит то, как будет развиваться человек, каким он вырастет, какие ценности станут для него главными. Что особенно привлекает нас в юных героях писателя, от лица которых в его произведениях обычно ведется рассказ, так это их душевная отзывчивость, скромность и даже деликатность, иначе говоря, герои эти интеллигентны по-своему, по-детски.
Повесть интересна еще и тем, что показывает, какой силой может быть книга в руках умного, умеющего ею пользоваться человека.
Заглавие любого произведения – это как бы визитная карточка, дающая читателю первую информацию о содержании. Повесть М.Ибрагимбекова названа неожиданно, броско и заставляет приготовиться к жестокости. Хотя время действия отделено от огненных лет несколькими десятилетиями, Великая Отечественная война присутствует в повести самой ситуацией, в которую неожиданно попадают герои, отдельными деталями, памятью о прошлом. И, как в каждом произведении о военном времени, прикосновение к прошлому помогает высветить и лучше понять настоящее: характеры героев, душевную ценность человека.
IV. Разберёмся в прочитанном
Такие молча входят в пекло схватки
И молча совершают чудеса.
А. Сурков
1. Расскажите, как четверо подростков попали в беду.
2. Проследите поступки трех главных действующих лиц (Сабира, Алика и Таира), постарайтесь понять их мотивы. Возьмите листок «Качества характера личности»
Сильный Смелый Благородный Энергичный Эгоистичный Жестокий Добрый |
|
|
Решительный |
|
|
Тихий |
Выберите по пять качеств, которые более всего подходят для характеристики героев, а затем проранжируйте их.
3. Начнем разговор с Сабира. Расскажите о нем. Что мы узнаем о нем из воспоминаний Таира? Какой случай из прошлого помогает понять мотивы поступков Сабира? К чему приводят качества характера Сабира в трудную минуту? Какой эпизод является кульминационным, раскрывающим суть его характера? Какие качества характера Сабира обнажила чрезвычайная ситуация?
4. Алик. Какой он? Почему он тоже оказывается беспомощным в суровых испытаниях? Что вспоминает об Алике Таир?
5. Дайте характеристику Таиру. Как мы относимся к нему вначале? Когда начинает меняться наше отношение к герою? Как Таир спасает друзей? Какую роль в его жизни сыграла книга?
6. Прочитайте эпиграф – слова А. Суркова. Как вы думаете, к кому из героев можно их отнести?
7. О чем же заставила задуматься вас прочитанная повесть? Оставила ли она след в вашей душе?
Обобщение учителя
М. Ибрагимбеков убежден: мужество – не в показной силе, кичащейся своим превосходством. Оно – в твердости духа, в способности преодолеть себя, свою слабость.
С преодоления себя, с первого сознательного проявления воли, с заботы о другом человеке и начинается, по мысли писателя, познание своей человеческой сущности, когда ответ на вопрос «Что такое человек?» становится просто необходим. Сабир и Алик действуют мгновенно, без оглядки, поддаваясь первому побуждению. Таир привык контролировать свои поступки разумом – надежным компасом поведения человека.
Ум, интеллигентность, благородство, понимание чувств и поступков людей отличает Таира. Кроме того, у него есть еще один друг, учитель, помощник, который так выручает его в трудную минуту – это книга. У мальчика есть прекрасная черта, которую, я думаю, вам нужно вырабатывать каждому: он умеет извлечь самое ценное из прочитанного. Книги нужны ему не только для отдыха, развлечения. Они в полном смысле слова его верные помощники, советчики. И мы с вами еще раз убедились в правоте слов поэта – современника В. Бокова о книге как о друге.
V. Оценочно-результативный этап
«Метод недописанного тезиса»: закончи высказывание.
- Плохо жить без...
- Когда есть свободное время...
- Листая книгу, я всегда думаю...
VI. Сюрпризы читательской конференции
Чтение учеником стихотворения «Книга» Н. Катасоновой
Я открываю книгу – какой счастливый миг!
Как много интересного я узнаю из книг:
Ответы на вопросы «как, что и почему»,
Если на уроке я что-то не пойму;
О том, как жили люди и как живут сейчас,
О чём мечтают дети в стране у нас.
Хороших много книжек пишут для ребят,
И авторов любимых стоит на полке ряд.
Я часто открываю Марка Твена том,
А там живёт проказник – весёлый мальчик Том.
Вот это был парнишка! Пускай не «золотой»,
Но верный и отважный. А выдумщик какой!
Гайдар, Дюма, Катаев, Беляев и Жюль Верн
Дают уроки жизни и доблести пример.
Заповеди читателя
- Не читай все книги на один лад: справочники, энциклопедии – пища для ума, а рассказы, повести, романы, стихи и сказки – пища для души.
- Способ чтения должен соответствовать цели чтения: хочешь больше знать – читай с карандашом, делай пометки, выписки.
- Пользуйся оглавлением.
- Не жалей на чтение ни времени, ни сил.
- Прочитав книгу, сформулируй для себя, о чём она, и запиши в читательский дневник.
- Дневник читателя – это дневник человека, который размышляет, переживает, вспоминает, сердится, радуется, мечтает… и делает это все по-своему. Так, как свойственно ему, и никому другому.
VII. Подведение итогов часа общения
Убедил ли наш сегодняшний час общения вас в том, что книга – это чудо? Оставьте на сердечках, которые лежат на столах, свое мнение и впечатление о конференции в письменной или знаковой форме.