Цели:
- познакомить детей с дымковской игрушкой и филимоновской свистулькой;
- научить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круг, прямые и волнистые линии, клетка, точки, горошины) и филимоновской (круг, линия, треугольник, «ёлочка»).
- развивать эстетическое восприятие, чувство ритма;
- восприятие цвета, умение выделять характерные особенности росписи дымковской игрушки и филимоновской свистульки;
- упражнять в приёмах рисования кистью (всей кистью, концом, прикладыванием, приёмом тычка) элементов узора;
- развивать творческую фантазию учащихся;
- формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приёмы работы кистью.
- воспитывать любовь к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров дымковской игрушки и филимоновской свистульки.
Оборудование:
1. Таблица «Дымковская роспись».
2. Образцы дымковской и филимоновской росписи.
3. Мультимедийная приставка; презентация
«Дымковская игрушка», «Филимоновская
свистулька».
4. Образцы дымковской глиняной игрушки.
5. Аудиозапись песни «Коробейники»,
инструментальная музыка.
6. Краски гуашь, кисти, салфетки, альбомы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка темы урока, целей
– Наш урок посвящён знакомству с народным
декоративно – прикладным искусством.
– Скажите, с какими народными промыслами вы уже
знакомы? (Городецкая и полхов – майданская
роспись по дереву)
– На нашем уроке мы познакомимся с
художественными изделиями народных мастеров
Дымкова и Филимонова.
III. Работа по теме урока
1. Беседа
– С дымковской росписью вы уже немного знакомы.
В первом классе мы учились составлять узор для
украшения косынки, фартука из элементов
дымковской росписи.
– Ребята, а вы желаете представить себя
дымковскими мастерами по росписи игрушек?
– Вот этим мы и займёмся на нашем уроке. Прежде
чем приступить к практической работе, мы должны
подробнее узнать об особенностях художественных
изделий данных мастеров.
2. Показ слайдов, сопровождающийся рассказом учителя (Приложение 1)
– С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров видно заречную слободу Дымково. Слободе Дымково около 500 лет. Основана она ещё при Иване III, великом князе Московском. Слободчане занимались рыболовством и делали глиняные игрушки. Игрушки лепили и раскрашивали только женщины и дети. Этим ремеслом занимались всю зиму. (Слайд 1) В начале это были свистульки: большие уточки-крылатки, барашки, лошадки, всадники на конях. (Слайд 2) На ямарке торговали веселым товаром, его охотно разбирали взрослые и дети и использовали на местном празднике. Шумит народное гуляние, но громче всего слышится заливистый свист. Оттого и прозвали этот весенний праздник – Свистунья. Приходит зима и снова в Дымкове принимаются за дело. И так каждый год, много-много лет, 100-150, а может быть и более. Придумали лепить из глины другие игрушки, не только свистульки. Ассортимент их разнообразен: барыни, няньки, кормилицы, (Слайд 3), крупные фигуры зверей и птиц (Слайд 4), целые композиции: няньки и деточки, катание в санях, водоноски, доярка с коровой (Слайд 5). Сейчас в городе Кирове художественные мастерские дымковской игрушки. Всё, что нужно для создания народного чуда – глина, мел, яйца, молоко, краски. Слепит мастерица фигурки, поставит их сушиться, ждать обжигания в печи. Из печи они выйдут звонкие, закаленные. Разведут на молоке мел и белят игрушки. И тут наступает пора их расписывать (Слайд 6). Если посмотреть на узор – он необычайно прост: овалы, точки, полосы, клетки. Зато краски яркие: малиновые, красные, желтые, зеленые, синие, оранжевые. На белом фоне они смотрятся празднично и нарядно (Слайд 7). Дымковскую игрушку знают взрослые и дети не только в нашей стране, но и далеко за её пределами. Яркие, веселые Дымковские фигурки вводят нас в такой мир, в который мы без них никогда не попали бы. (Слайд 8)
3. Беседа
– Какие игрушки лепили Дымковцы?
– Какова особенность росписи игрушек? (Яркие
цвета на белом фоне)
– В какое время года в основном занимались
изготовлением игрушек? (Зимой)
– Где можно было купить игрушки? (На ярмарке)
– Представьте себя на ярмарке… Сейчас весна, мы
с вами посреди шумной ярмарки, а весёлые
мастера предлагают нам свой товар.
4. Представление ярмарки
Звучит музыка «Коробейники», выходят дети с образцами дымковской игрушки:
– Утка-Марфутка Барашек – свисток,
Бережком идёт, Левый рог – завиток,
Уточек-Марфуточек Правый рог – завиток,
Купаться ведёт. На груди – цветок.
Бока
крутые,
Индя-индя-индючок,
Рога
золотые,
Ты похож на сундучок,
Копыта с
оборкой
Сундучок не простой –
На спине Егорка.
Красный,
белый, золотой!
– Чем знаменито Дымково? (Дети читают стихи)
Чем знаменито Дымково? В ней молодость – изюминка,
Игрушкою своей! В ней удаль и размах…
В ней нету цвету дымного, Сияйте, охра с суриком,
Что серости серей. По всей земле в домах.
В ней что-то есть от радуги, Сияйте, охра суриком,
От капелек росы, Чтоб было всем светло, не сумрачно!
В ней что-то есть от радости И злость и хмурость льдинкою
Гремящей, как басы! Без всякого следа.
Она глядит не прянично – Пусть под улыбкой Дымкова
Ликующе и празднично. Растают навсегда!
5. Знакомство с филимоновской свистулькой. Рассказ учителя.
– С давних лет существует ещё один
народный промысел. Филимоновские игрушки
родились в селе Филимонове Одоевского района,
Тульской области. Деревня находится около
залежей хорошей глины. Возможно это и определило
её промысел. Легенда говорит, что жил в этих
местах дед Филимон, он и делал игрушки. В основном
же игрушечным делом занимались женщины. Уже с 7-8
лет девочки начинали лепить свистушки. Работали
зимой в свободное от сельских трудов время. Затем
игрушки продавали на ярмарках и базарах, в
уездных городах и в Туле. (Слайд 9) В настоящее
время изготовлением глиняной игрушки в деревне
Филимоново занимается мастерская керамических
игрушек. Лепят фигурки вручную, затем их сушат в
натопленном помещении, обжигают в электрической
муфельной печи при высокой температуре и
расписывают. Для росписи используют не кисточку,
гусиное перо, анилиновые краски, разведённые на
яйце. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны.
Это животные и птицы. (Слайд 10). Барыни, крестьяне
(Слайд 11), танцующие пары (Слайд 12), наездники на
лошадях (Слайд 13). В отличие от дымковских все
филимоновские игрушки – свистульки, даже барыни
и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте
зверей и птиц. (Слайд 14). Мастерицы вытягивают из
глины всю фигурку сразу, игрушки получаются
грациозными, пластичными. (Слайд 15). После обжига
начинают расписывать игрушки. Выполняя роспись
сначала наводят жёлтые полоски и пятна, потом их
обводят красным перышком, потом зеленым, синим,
иногда фиолетовым. Мастерицы варьируют цвет:
ложится синий мазок на желтый, получается
зеленый; красный на желтый – дает оранжевый.
Бывают и сложные узоры: ветвистая елочка, яркая
ягодка, лучистая звездочка или солнышко
сверкают, сплетаются в радостные узорные
соцветия. (Слайд 16). Круг обозначает в росписи
солнце, треугольник – землю, елочки и ростки –
символ растительности и жизни. (Слайд 17). Все
узоры напоминают о связях человека и
природы.(Слайд 18). Все игрушки очень весёлые.
Когда их много – это праздник. Смотришь на
собранные вместе филимоновские игрушки и
невольно появляется радостное настроение. (Слайд
19).
– Кто занимался раньше изготовлением свистулек?
– А в настоящее время? (Мастерская керамических
игрушек, где работают профессиональные мастера)
7. Объяснение учителя
– В изготовлении дымковской игрушки
используют налепы (детали игрушек: рога, хвосты,
оборки т. п.) А филимоновскую игрушку вытягивают
из цельного куска глины.
– Посмотрите на образцы узоров дымковских
мастеров. Какие особенности?
По белому фону яркие узоры. Краски малиновые,
красные, зелёные,
Жёлтые, синие. Узор составлен из геометрических
форм.
8. Приёмы рисования кистью (всей кистью, концом кисти, прикладыванием, приёмом тычка).
9. Филимоновская роспись – на жёлтом фоне простые тонкие полосы. В данной росписи цвета накладывают один на другой: синий на жёлтый, красный на жёлтый и т. д. Узоры подсказывает природа: ёлочки, ягоды, звёздочки и т. п.
IV.Объяснение учебного задания
– Сейчас вы предстанете в роли мастеров и выполните роспись силуэтов животных. (Филимоновские игрушки загрунтовать жёлтым цветом).
V. Самостоятельная работа
VI. Выставка работ учащихся
VII. Итог урока
– С какими народными промыслами
знакомились
– Чему учились?
– Понравилась работа?
– Есть желание научиться самим лепить игрушки?
– Спасибо за урок, дети.