Общеобразовательная школа является начальным звеном в развитии компетентностей обучающихся. Одной из них является экологическая компетентность.
Экологическая компетентность представляет собой потенциал и опыт видов действий учащихся экологической направленности[1]. Она всегда носит личностно-ориентированный, деятельностный характер. Компонентами экологической компетентности являются: здоровьесбережение – соблюдение норм здорового образа жизни; ценностно-смысловые ориентации – ценности жизни, экологические ценности; интеграция – экологический подход как основа целостного мировоззрения современного человека; гражданственность – соблюдение прав и обязанностей в области охраны окружающей среды; ответственность, долг; самосовершенствование, саморазвитие, рефлексия – поиск смысла жизни, развитие профессиональных экологических ориентаций, овладение экологической культурой; социальные взаимодействия – социальное партнерство, сотрудничество в процессе решения экологических проблем; деятельность – выявление и решение экологических проблем, экологические исследования, разработка и реализация экологических проектов (планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, применение новых информационных технологий.
Формирование экологической компетентности в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 им. К. Минина» осуществляется в несколько этапов.
1 этап – «Учиться знать». Это этап формирования экологических знаний и умений. Он начинается задолго до выбора учащимися профиля обучения и осуществляется через изучение школьных курсов биологии, экологии, географии, географического и биологического краеведения. Формирование экологической компетентности в 10-11 классах естественно-математического профиля осуществляется через различные формы деятельности обучающихся: изучение курса биологии профильного уровня (авторы – В. Б. Захаров, Н. И. Сонин) и элективного курса «Экология человека» (авторы – Г. Б. Смирнова и др.), индивидуальные занятия с одаренными учащимися по подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников.
2 этап – «Учиться делать». Это этап создания собственных творческих продуктов, реализация экологических проектов. Он осуществляется через занятия в экологической секции НОУ, участие в работе детского экологического объединения «Подснежник», индивидуальную работу с обучающимися.
Использование проектного метода играет важную роль в формировании экологической компетентности учащихся. Это позволяет снять противоречие между уровнем знаний обучающихся и их умением работать самостоятельно, обеспечивает комплексный подход с ориентацией на их самостоятельную исследовательскую работу, развитие творческих способностей, активизирует работу по использованию элементов информатизации и компьютеризации учебного процесса. Проектная деятельность носит социально-экологическую, практическую направленность. Она помогает старшеклассникам развивать умение самостоятельно приобретать необходимые знания, ориентироваться в сложных условиях современной знаниево-информационной стихии, выявлять и решать экологические проблемы.
На занятиях в секции НОУ «Биомониторинг окружающей среды» обучающиеся проводят исследования состояния окружающей среды города Балахны и ее окрестностей. За 8 лет работы секции были выполнены проекты: «Влияние автотранспорта на экологическую обстановку в городе Балахне», «Загрязнение воздуха г. Балахны автомобильным транспортом», «Оценка свинцового загрязнения воздуха Балахны с помощью лишайников», «Лихеноиндикационные исследования воздуха Балахнинского района», «Муравейник как экосистема», «Муравьи - биоиндикаторы состояния окружающей среды», «Биологические способы очистки воды в Балахнинском районе», «Экологические группы первоцветов Балахнинского района», « Проблемы твердых бытовых отходов Балахнинского района», «Эфемероиды Балахнинского района» и т. д. Во время летних каникул работа секции «Биомониторинг окружающей среды» осуществляется в рамках экологического отряда в школьном лагере труда и отдыха учащихся. В отряде собираются обучающиеся 10 классов школы. Работа отряда носит практический характер. Экскурсии, походы, работа в школьной лаборатории, библиотеке – все это позволяет собрать большой практический материал для осуществления проектов. Результатами исследований являются проекты и исследовательские работы, которые представлялись на районных, областных, республиканских конкурсах и конференциях, экологических олимпиадах. Все это способствует приобретению обучающимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации его личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).
В процессе этой работы происходит непосредственное общение с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению и познанию конкретных экологических ситуаций, их анализу, приобретается опыт сотрудничества. Выполняя задания коллективно, в группе, паре, обучающиеся овладевают навыками активного общения, сотрудничества, учатся работать в команде, находить выход из конфликтных ситуаций. Это в дальнейшем поможет старшеклассникам успешно адаптироваться в реальных жизненных ситуациях.
3 этап – «Учиться жить». Активное участие в экологических акциях: «Берегите первоцветы!», «Поможем реке», «Наш чистый город», «Троицкий некрополь», «Берегите ели». Этот этап является логическим продолжением 2 этапа. Ведь практические исследования родного города позволяют обучающимся больше узнать об его экологическом состоянии, учат выявлять причины экологических нарушений, искать пути их устранения и содействовать улучшению экологической обстановки. Это формирует активную жизненную позицию, воспитывает людей, неравнодушных к проблемам жизни своей малой родины.
4 этап – «Учиться быть». Выбор жизненного пути, самореализация в процессе экологической деятельности. В каждом выпуске классов естественно-математического профиля бывают обучающиеся, которые выбирают свою будущую профессию, связанную с экологической деятельностью. Среди выпускников школы есть те, кто, пройдя все этапы формирования экологической компетентности, теперь сами занимаются решением экологических проблем в нашем городе.
Для многих учеников процесс формирования экологической компетентности завершается на 3 этапе «Учиться жить». Но и в этом случае мы можем сказать, что воспитали человека экологически грамотного, неравнодушного к окружающей среде, компетентного в вопросах экологии.
Литература
- Ермаков Д. С. Формирование экологической компетентности учащихся: теория и практика. – М., МИОО, 2009.