Тема: «Леса России».
Цели: ознакомление учащихся с зоной лесов России; совершенствовать навыки работы с картой; обучать различать части лесной зоны; воспитывать бережное отношение к природе; активизировать познавательную деятельность учащихся.
Ход урока
1. Организационный момент.
Урок естествознания. Тихо сели.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новой природной зоной России. Вы узнаете о географическом положении зоны, о её растительном и животном мире. Продолжим учиться работать с картой, учебником и дополнительной литературой.
название новой темы вы должны открыть сами. Каждый ваш ответ, на мой вопрос, будет соответствовать букве из названия новой природной зоны.
Готовы к новым открытиям?
2. Проверка домашнего задания.
Л – Назовите первую природную зону России, о которой вы узнали? (Зона арктических пустынь.)
Е – Дайте краткую справку о «Зоне Арктических пустынь». (Арктика - царство льда и снега.)
Географическое положение: Северный Ледовитый океан, северные моря острова.
Освещённость: полярный день, полярная ночь, северное сияние.
Растительный и животный мир: лишайники, мхи, полярный мак, рачки, планктон, чайки, гагары, тупики, моржи, тюлени, белый медведь.
Деятельность человека: научные станции, Северный морской путь, рыбный промысел, охота.)
С – Назовите вторую природную зону России, о которой вы узнали на прошлом уроке? (Зона тундры.)
А – Покажите на карте «Зону Тундры». Расскажите, что вы узнали о климатических условиях этой зоны. (Ответы учащихся.)
Р – Расскажите о растительном мире Тундры. (Ответы учащихся.)
О – Какие дополнения будут к ответу о растительном мире Тундры. (Ответы учащихся.)
С – Расскажите о животном мире Тундры. (Ответы учащихся.)
С – Какие дополнения будут к ответу о животном мире Тундры? (Ответы учащихся.)
И – Что вы узнали о деятельности человека в Тундре? (Ответы учащихся.)
И – Итогом вашего опроса будет «Тест» по теме «Тундра». (Приложение 1).
Обведите в кружок ту букву, ответ которой считаете верным. Тот, кто добросовестно и прилежно учил уроки, думаю легко справятся с этим заданием. (Дети отвечают на вопросы теста.)
Сдали тесты. Открываем последнюю букву.
3. Работа над новой темой.
Прочитайте тему нашего урока «Леса России».
Верно. Тема нашего урока «Леса России». На этом уроке вы узнаете географическое положение зоны лесов России. Узнаете о растительном и животном мире этой природной зоны. Рассмотрим какие три части можно выделить в лесной зоне.
Уч-ся:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои!
Леса России… Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Нашу страну часто называют великой лесной державой. И действительно, зона лесов занимает больше половины территории России.
Лесная зона находится южнее зоны тундры. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит здесь, ярко выражены все четыре времени года: холодная зима и тёплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. В ней три части:
ЛЕСА
Тайга Смешанный лес Широколиственный лес
Но между зоной «Тундры» и зоной «Лесов» есть ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ЗОНА – это ЛЕСОТУНДРА. Это плавный переход от одной зоны к другой. Чем ближе к югу, то и природные условия становятся мягче.
Вы уже знаете, что одним растениям надо больше тепла, света и влаги, а другим – меньше.
Какие деревья будут расти в тайге? В этом поможет разобраться первая группа ботаников.
Что растёт в смешанных лесах и широколиственных лесах, выяснит вторая группа ботаников.
А зоологи изучат, кто живёт в лесной зоне.
4. Самостоятельная работа.
Даю время подготовиться в своих группах. Можете использовать материал учебника, картинки растений и животных, собранный вами дополнительный материал. (Работа в группах.)
5. Физминутка.
6. Продолжение работы над новой темой.
Своими исследованиями поделятся рабочие группы.
Что вы узнали о тайге?
Рассказ первой группы ботаников:
Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, - это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. (показ гербария).
Ель – всем знакомая новогодняя ёлка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму (показ еловых шишек). Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.
Сосна – хвойное дерево с ровным стволом жёлтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму (показ еловых шишек). Сосновые леса светлые и сухие.
Пихта отличается от ели тем, что её хвоинки плоские, а шишки торчат верх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки. (показ картинки).
Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки (показ фотографии).
Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Её хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки (показ картинки).
Спасибо уважаемые ботаники. А что растёт в смешанных и широколиственных лесах, сообщит вторая группа ботаников.
Рассказ второй группы ботаников:
К югу на смену тайге приходит смешанный лес. В нём наряду с хвойными деревьями растут берёзы, осины, ольхи (показ гербария). Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.
Берёзу можно узнать по коре, она белая, такой коры нет больше ни одного дерева, размножающего семенами (показ картинки).
Осина имеет округлые листья, и они дрожат при каждом дуновении ветра, кора у осины зеленоватая, весной можно увидеть длинные пушистые серёжки.
Ольха имеет небольшие тёмные шишечки на ветках, ствол чёрного или серого цвета. У чёрной ольхи листья с выемкой на вершине. У серой ольхи листья имеют острый кончик (показ картинки).
Ближе к югу зоны становится ещё теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут клён, ясень, вяз (показ картинки). Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.
Дуб можно узнать по могучему стволу и резным листьям, плодами дуба являются жёлуди.
Липа имеет листья в форме сердечка. Летом при цветении липа распространяет чудесный аромат. Плоды липы – тёмные орешки, сидящие по нескольку штук под одним крылышком (показ картинки).
Вяз можно узнать по листьям и плодам: листья в основании «кособокие», одна половина больше другой, плоды – крылатые орешки округлой формы (показ картинки).
Клён бывает остролистным с большими резными выступами, татарский – у него листья овальные с небольшими выступами и американский - у него каждый лист состоит из трёх-пяти отдельных листочков, а плоды у всех видов клёна крылатые (показ картинки).
Спасибо, уважаемые ботаники, за проделанную работу.
Настало время заслушать наших зоологов.
Что вы узнали о животном мире зоны лесов?
Рассказ зоологов:
Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь (показ картинки). Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, зайцы, рыси, белки, глухари, полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.
Кедровка – таёжная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.
Белка-летяга – родственница белки, но меньше её. Она умеет не только прыгать, но и летать: у неё есть кожаные перепонки между передними и задними лапками.
Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.
Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют различное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.
Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки.
Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – чёрные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.
О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе (показ картинки). Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!
7. Закрепление.
Как называется природная зона России, о которой вы узнали сегодня на уроке?
Какие три части можно выделить в лесной зоне?
Открыли тетради и запишите число, тему урока.
Начертите схему «Леса».
Запишите в каждый столбик название деревьев (2-3 вида), которые растут в том или ином лесу, которые запомнили. Можете пользоваться сведениями учебника.
8. Итог урока.
9. Домашнее задание.
Дописать по 3-4 вида животных в каждый вид леса.
Урок окончен. Молодцы! Всем спасибо за работу.
Презентация (Приложение 2).