Введение
I. Концептуальное обоснование программы
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности учащихся на основе общечеловеческих ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности.
Перед школой возникла проблема создания научно обоснованной, методически обеспеченной, социально адаптированной системы воспитания.
Актуальность комплексной программы:
- необходимость усиления воспитательной деятельности в МОУ «СОШ №8 г. Топки»
- достаточный уровень методического обеспечения;
- необходимость в создании единой образовательной целостной системы, направленной на адаптацию личности в современном обществе.
Каждый человек решает свои жизненные задачи в различных сферах деятельности, соответствующие возрастным особенностям.
Основные сферы жизнедеятельности учащихся:
1. Сфера познания - учеба, чтение, восприятие информации.
2. Сфера отношений - познание себя, людей, взаимодействие с ними.
3. Сфера практической деятельности - труд, умения, навыки.
4. Сфера физического развития - реализация физических возможностей.
5.Сфера игры - реализация потребностей общения, развитие фантазии, развлечение.
Направления воспитательной деятельности МОУ «СОШ №8 г. Топки» включили в себя все сферы жизнедеятельности обучающихся, различные виды учебно-воспитательного процесса, реализация которых осуществляется через основные блоки воспитательной системы школы.
Основная часть
Показателем оценки состояния воспитательной системы является нравственно-психологический климат, сложившиеся отношения участников образовательного процесса, состояние среды школьного коллектива и участие педагогов и учащихся в её преобразовании. Поэтому комплексная воспитательная программа МОУ «СОШ №8 г. Топки» направлена на создание благоприятных условий для социализации учащихся в условиях современного общества.
Отношения со всеми участниками учебно-воспитательного процесса регулируются определенными документами, создающими правовое пространство жизнедеятельности школы. В своей деятельности педагоги руководствуются Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ, федеральными законами «Об образовании», указами, распоряжениями Президента РФ, решениями Министерства образования РФ, Департамента по образованию Кемеровской области, а также Уставом школы.
Знание современного российского законодательства дает возможность определить структуру, формы, методы воспитательного процесса школы.
Показателем успешного формирования единого воспитательного пространства, сплоченного школьного коллектива является активная работа ученического самоуправления в рамках деятельности объединения «ШАР» (школа активных ребят). Детское объединение включает 3 школьных совета: Совет дружных ребят (1-4 классы), Совет неугомонных (5-8 классы), Совет старшеклассников (9-11 классы).
Программа воспитательной работы «Мы - Россияне» ориентирована на объединение усилий всех участников образовательного процесса в развитии и укреплении традиций школы, формировании единого воспитательного пространства во взаимодействии с социальными структурами города, совершенствование форм ученического самоуправления.
За последние три года значительно усовершенствовалась деятельность методического объединения классных руководителей. Для успешного решения задач развития ученических коллективов, повышения профессионального мастерства и педагогической культуры большое место отводится инструктивно-методической деятельности.
Решить проблемы организации жизнедеятельности школьников в едином воспитательном пространстве призвана программа «Мы - Россияне».
Таким образом, сложились предпосылки для создания целевой комплексной воспитательной программы МОУ «СОШ №8 г. Топки»
При составлении программы учитывалось:
- состояние и особенности образовательной ситуации МОУ «СОШ №8 г. Топки», которые детальным образом отражены в программе развития школы «Школа информационной культуры»;
- мнение педагогического состава относительно направлений и содержания программы;
- мнение учащихся относительно форм и методов воспитательного воздействия;
- социальный заказ общества – социализация личности и ее адаптация в современных условиях.
Назначение программы – коллективный поиск современного содержания воспитательного процесса, ориентированные на культурные ценности человечества.
Цель программы:
Обеспечить благоприятные условия для развития и саморазвития личности, успешной социализации учащихся в условиях современного общества.
Руководствуясь «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, в свете реализации федеральных и городских программ, данная программа призвана решать следующие ЗАДАЧИ:
- Развитие воспитательной системы МОУ «СОШ «8 г. Топки» согласно законодательству, регламентирующему образовательный процесс.
- Создание благоприятных условий для воспитания гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам человека, бережного отношения к окружающей природе.
- Укрепление взаимодействия семьи и образовательного учреждения в учебно-воспитательном процессе.
- Развитие органов ученического самоуправления, детских общественных организаций.
- Актуализация этического воспитания.
- Обеспечение мер, направленных на укрепление нравственного и физического здоровья учащихся, формирование у подрастающего поколения здорового образа жизни.
- Совершенствование физической культуры и спортивного мастерства у школьников.
- Повышения роли классных руководителей в образовательной системе школы.
- Рационализация досуговой деятельности школьников.
- Повышение статуса социально-психологической службы.
Реализация целей и задач предполагает:
1. Создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей.
2. Возрождение системы семейного воспитания и включение семьи в воспитательную систему школы.
3. Последовательную ориентацию на культуросообразность воспитания, призванную обеспечить формирование духовного мира человека.
4. Создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности.
5. Обеспечение социально - педагогической зашиты детей, формирование чувства самоценности и психологического комфорта.
6. Совершенствование системы работы с одарёнными детьми.
Этапы реализации Программы
В процессе построения воспитательной системы школы можно выделить 4 этапа:
1 этап – подготовительный (сентябрь 2009 – июнь 2010 года).
- выявление проблемы, обоснование её актуальности;
- создание творческой группы по разработке модели воспитательной системы;
- определение приоритетного направления в организации учебно-воспитательного процесса;
- апробация и внедрение проектов.
2 этап – проектный (сентябрь 2010 – июнь 2011 года).
- определение концептуальных положений и диагностических средств для мониторинга за развитием личности учащегося;
- ознакомление педагогов с теоретическими и методическими основами личностно ориентированного обучения и воспитания школьников;
- разработка программы деятельности, корректировка;
- прогнозирование отдельных положительных результатов.
3 этап – практический (сентябрь 2011 – июнь 2012 года).
- обеспечение условий для реализации программы деятельности;
- поиск и коррекция инновационных технологий, форм и способов обучения и воспитания;
- апробация и использование в учебно-воспитательном процессе компетентностного подхода, личностно - ориентированных технологий, приёмов, методов обучения и воспитания;
- организация социально-психологической поддержки личности учащегося в процессе развития;
- осуществление опытно-педагогической деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов;
- проведение мониторинга развития личности и формирования коллективов;
- моделирование системы ученического самоуправления.
4 этап – обобщающий (сентябрь 2012 – июнь 2013 года).
- обработка и интерпретация данных за 6 лет;
- соотношение результатов реализации программы деятельности с целями и задачами;
- обобщение опыта инновационной деятельности педагогов, принявших участие в разработке программы;
- разработка перспективы развития образовательного учреждения.
Педагогические теории, ведущие идеи:
- педагогика гуманизма;
- педагогика сотрудничества;
- педагогика общей заботы;
Использование собственных технологий и разработок, а так же идеи педагогов: В.А. Сухомлинский, В.А. Караковский, И.П. Иванов, Н.Е. Щуркова, Е.Н.Степанов и др.
Сеть отношений:
- сотрудничество;
- сотворчество;
- соуправление.
Принципы деятельности в воспитательной системе школы
Воспитание в МОУ «СОШ №8 г. Топки» в течение учебного года формируется на реализации следующих принципов:
- Принцип гуманистической направленности воспитания – предполагает отношение к воспитанникам как ответственным субъектам собственного развития, стратегию взаимодействия, основанную на субъективных отношениях.
- Принцип природосообразности - предполагает, что образование должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов; согласовываться с общими законами развития природы и человека как её неотрывной части; развивать у неё ответственность за дальнейшую эволюцию ноосферы в целом и самого себя.
- Принцип культуросообразности - заключается в том, что образование должно открывать ребёнку дверь в мировую культуру (основываться на культурных общечеловеческих ценностях) через постижение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.
- Принцип эффективности социального взаимодействия – предполагает воспитание в коллективах различного типа, расширение сферы общения, формирует навыки социальной адаптации, самореализации.
- Принцип ориентации воспитания на развитие социальной и культурной компетенции – предполагает, что стратегия воспитания должна быть направлена на помощь ребёнку в освоении социокультурного опыта и в свободном самоопределении в социальном окружении.
- Принцип системности - утверждает, что невозможно взаимодействие только с одним элементом системы - взаимодействие всегда комплексно и оказывает влияние на всю систему.
- Принцип адаптивности. Каждый должен чувствовать себя как дома, найти своё место в семье-школе.
- Принцип психологической комфортности. Этот принцип заключается в снятие всех стрессообразующих факторов; создание атмосферы, при которой ребёнок раскрепощён, раскован; создание атмосферы успешности, ощущения продвижения вперёд, достижения поставленной цели.
- Принцип творческой самодеятельности.
- Принцип обратной связи.
- Принцип здравого смысла.
- Демократизм.
- Дисциплина и порядок.
- Стимулирование и вознаграждение.
Деятельность:
- диагностическая,
- учебно-познавательная,
- трудовая,
- общественно-полезная,
- эстетическая,
- художественно-творческая,
- ценностно-ориентировочная,
- спортивно-оздоровительная,
- коррекционная.
Технологии:
- инновационные технологии,
- передовой педагогический опыт,
- методика коллективной творческой деятельности.
Общность людей:
- администрация:
- директор школы,
- заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
- заместитель директора по воспитательной работе;
- заместитель директора по методической работе;
- учителя и ученики;
- школьный педагог-психолог;
- социальный педагог;
- педагог-организатор;
- школьный уполномоченный;
- работники ДК «Цементник;
- работники Центра детского творчества детей и молодежи;
- тренеры Детской юношеской спортивной школы;
- работники детской и районной библиотек;
- инспекторы ПДН;
- родители.
Связь школы с внешкольными учреждениями
Макросоциум - ДК «Цементник», ЦДТ детей и молодежи, Детская юношеская спортивная школа, детская и районная библиотека, образовательные учреждения города.
Ожидаемые результаты:
- Повышение статуса воспитания в системе образования.
- Повышение уровня воспитанности обучающихся.
- Снижение социальной психолого-педагогической напряженности в системе образовательного процесса.
- Практическое взаимодействие смежных структур, способствующих воспитательной и внеклассной деятельности.
- Формирование нравственно-духовных качеств обучающихся.
- Интеграция основного, дополнительного образования и внеклассной деятельности.
- Развитие оптимальной социально - досуговой составляющей воспитательной системы школы.
Модель выпускника МОУ «СОШ №8 г. Топки» (Приложение 1)
Организация воспитательного процесса (Приложение 2)
Работа с родителями:
Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей реализуется в различных формах совместной деятельности. Эти формы могут охватывать всех или большинство членов коллектива. Ряд видов и соответственно форм деятельности ориентирован на интересы отдельных групп детей и родителей.
Формы совместной деятельности обучающихся, родителей и педагогов, используемые на практике: (Приложение 3)
Направления воспитательной работы
«Годовые Кольца Праздников и Традиций» представляют собой комплексную социально-досуговую педагогическую технологию, основная идея которой - непрерывность в ожидании и осуществлении радостных событий и дел, наполнение досуга учащихся устойчивыми элементами положительного эмоционального отношения к происходящему в школе. (Приложение 4)При этом «кольцо», подчеркивает непрерывность, логическую обусловленность, связанность происходящих событий, а не ограниченность выбора возможных форм и идей. В этом смысле можно говорить о спирали, когда сами праздники из года в год остаются теми же (и по календарю, и по основной идее), но каждый из них получает развитие, становится интереснее, дополняется новыми сюжетными ходами и жанрами
Традиционные дела являются так же местом демонстрации образа жизни и коммуникации всех представителей школьного дома. Атмосфера добра и человечности, любви и взаимопонимания, уважения и справедливости пронизывает такие дела, здесь происходит передача культурных ценностей от старших школьников к младшим, возникает возможность взаимодействия и сотворчества различных возрастных групп (особенно педагоги - школьники).
1. «Я И ЗДОРОВЬЕ» - cпортивно-оздоровительное направление (Приложение 5)
2. «ПО ТРОПЕ ЗНАНИЙ» - учебно-познавательное направление. (Приложение 6)
3.. «КУЛЬТУРА МИРА» (Приложение 7) Систоит из разделов «РОДНОЙ КРАЙ» (эколого-краеведческое направление) и «СОКРОВИЩНИЦА ТВОРЧЕСКИХ ИДЕЙ» (нравственно - эстетическое направление)
4. «Я И ОТЕЧЕСТВО» - гражданско-патриотическое направление (Приложение 8)
5. «ШАГ НАВСТРЕЧУ» - нравственно - правовое направление (Приложение 9)
6. «СЕМЬЯ» (Приложение 10)
7. «НА ВСЕ РУКИ МАСТЕР» -трудовое воспитание, профессиональная ориентация (Приложение 11)