Урок "Сложение рациональных чисел"

Разделы: Математика


Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Цели:

образовательные – закрепление знаний, умений, навыков по теме сложение отрицательных чисел, сложение чисел с разными знаками; применение имеющихся знаний в новых условиях, в нестандартных ситуациях;

воспитательные – воспитание организованности, ответственности, самостоятельности, толерантности (терпимости к мнению другого человека);

развивающие – способствовать развитию коммуникативных навыков через работу в парах по взаимопроверке.

Учебник. Математика 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Н. Я. Виленкина.

Пояснение

Данный урок проводится в кабинете информатики при наличии 13 компьютеров и проекта. На уроке используется презентация (см. Приложение № 1), электронное издание (мультимедийный компакт-диск) «Математика 5 – 11» Исполнител: ООО «ДРОФА» раздел числа и вычисления пункт сложение и вычитание рациональных чисел (см. Приложение № 4 – аннотация диска), а также приготовленные учителем материалы для выполнения самостоятельной работы, выполненные в программе word (см. Приложение № 2 ).
Так как в классе 25 учеников, а компьютеров в кабинете 13 (урок проводится для всего класса), на предыдущем уроке проводилась самостоятельная работа, по результатам этой работы класс делится на две группы. В первую группу попадают те учащиеся, которые с данной работой справились более успешно и у которых хорошо развиты навыки самостоятельной работы. А во вторую те, у которых данная тема вызывает затруднения или еще не достаточно развиты навыки самостоятельной работы.

Ход урока.

I. Организационный момент (2 минуты).

Сообщение темы, цели урока; знакомство с планом урока; запись домашнего задания в дневники.

II. Основная часть (36 минут).

1. Первый этап (18 минут).

Учащиеся первой группы работают самостоятельно за компьютерами с электронным изданием в разделе 5 – 6 классы числа и вычисления пункт сложение и вычитание рациональных чисел №3 и № 5. Дополнительно выполняют карточки по вариантам.
В это время учащиеся второй группы работают вместе с учителем (работа с презентацией (см. приложение № 1)).
Работа в парах – проверка домашней работы (сверить по три примера с каждого номера), ответы даны на экране.
Фронтальная работа – повторение правил сложение отрицательных чисел, сложение чисел с разными знаками.
Работа в парах еще раз проговорить правила.
Фронтальная работа – решение примеров устно (презентация).
Индивидуальная работа – решение примеров – два варианта (презентация).
Работа в парах – взаимопроверка – ответы на экране.

2. Второй этап (18 минут).

Учащиеся первой группы садятся за столы. План их работы дан на экране.
Работа в парах -  проверка домашней работы (сверить по три примера с каждого номера).
Выполнить письменно номера: № 1046, 1067, 1068, 1069, 1078.
В это время дети со второй группы работают за компьютерами, выполняют самостоятельную работу по вариантам. Те учащиеся, которые выполнили задания до окончания урока, выполняют упражнения с диска.

III. Итог урока (2 минуты).

Ученики работают по карточкам, подчёркивают, выбранные варианты ответов (см. Приложение № 2).

Самоанализ урока

Тема: Сложение рациональных чисел.

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

1.

На предшествующих уроках учащиеся ознакомились со сложением отрицательных чисел, сложением чисел с разными знаками, отрабатывали учебные навыки по теме на репродуктивном уровне в стандартных ситуациях. Учащиеся в основном хорошо осваивают требуемые понятия и навыки, когда  складывают только отрицательные числа или только числа с разными знаками. Затруднения же у учащихся возникают тогда, когда им надо применить навыки сложения рациональных чисел при выполнении различных заданий.
Поэтому данный урок посвящен отработке применения имеющихся знаний в новых условиях, в нестандартных ситуациях. Для того, чтобы на последующих уроках учащиеся успешно освоили тему вычитание рациональных чисел.

2.

Из рассмотрения места данного урока в системе уроков по изучаемой теме возникают образовательные цели этого урока. Закрепление знаний и первичных умений, выработка умений и навыков по теме сложение отрицательных чисел, сложение чисел с разными знаками; применение имеющихся знаний в новых условиях, в нестандартных ситуациях. Данные цели были выполнены.
Воспитательная цель: воспитывать организованность, ответственность, самостоятельность четко реализовывалась при работе учащихся за ПК, особенно в первой группе, когда они заходили в программу  и выполняли задания абсолютно самостоятельно, без всякой помощи учителя. Учащиеся второй группы, хотя и могли воспользоваться помощью учителя при работе на ПК, но в основном справились с работой сами.  Работа с первой группой учащихся была организована так, что они и во второй части урока работали самостоятельно, без организации учителя. Развитие коммуникативных навыков было обеспечено при работе в парах при проверке выполнения домашней работы (и в первой группе учащихся и во второй), и при взаимопроверке работы для учащихся первой группы в первой части урока.

3.

В классе 26 человек, на 4 и 5 закончили вторую четверть 19 человек, на оценку 3 – 6 человек.
На предыдущем уроке проводилась самостоятельная работа по теме сложение отрицательных чисел и сложение чисел с разными знаками, по результатам этой работы и с учетом развития навыков самостоятельной работы, а так же навыков работы на ПК класс был поделен на две группы. В первую группу попадают те учащиеся, которые с данной работой справились более успешно и у которых хорошо развиты навыки самостоятельной работы. А во вторую те, у которых данная тема вызывает затруднения или еще не достаточно развиты навыки самостоятельной работы.

4.

Так как учащиеся первой группы на предыдущем уроке показали хорошие результаты усвоения данной темы на репродуктивном уровне в стандартных ситуациях, то задания  этого урока направлены на  отработку применения имеющихся знаний в новых условиях, в нестандартных ситуациях. Для успешного выполнения этих заданий требуется наличие у учащихся большого спектра знаний, умений и навыков, целостности видения темы, хорошо сформированных мыслительных способностей. Для учащихся второй группы задания подобраны таким образом, что на первом этапе урока происходит повторение, систематизация знания учащихся по данной теме, отработка умения складывать рациональные числа, а на втором этапе идет закрепление этого умения и применение знаний в новых условиях, в нестандартных ситуациях.  Все задания подобраны с целью активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, в процессе работы избежать дискомфорта при выполнении разного вида заданий, вызвать повышенный интерес к решаемым вопросам на уроке.

5.

В течение всего урока работа была направлена на развитие самостоятельного мышления учащихся: работа в парах, индивидуальная работа, работа по алгоритму, работа на ПК.  Учащиеся должны были самостоятельно принимать тот или иное решение. Задания способствовали развитию у учащихся компетентности самоорганизации.

6. 

На данном уроке применялись различные формы и методы работы. Все формы и методы работы были направлены на достижение целей урока. Для учащихся первой группы на протяжении всего урока была организована индивидуальная форма работы, они самостоятельно работали на ПК, в том числе и по вариантам. Для учащихся второй группы были подобраны формы и методы работы, направленные на реализацию поставленных целей урока. Методы: частично поисковый (поиск примеров, фактов для решения задач, подтверждение результатовс опорой на наглядность (таблицы, схемы)), репродуктивный (выполнение заданий по образцу, с последующим обобщением), проблемно – сообщающий (доказательство практической работы с объяснением материала на применение полученных знаний данной темы (ПК)).

7.

Урок целей достиг. Дети успешно выполнили задания. Получили оценки

«5» - 7 человек;
«4» - 13 человек
«3» - 6 человек.

По результатам рефлексии, проведенной в конце урока из 25 человек, 22 ученика  чувствовали себя на уроке хорошо и комфортно, и только  3 человека неуверенно