Современные дети – это не чистый лист, на который наносятся знания. К ним поступает много информации отовсюду. И нам, учителям, необходимо учитывать это при планировании своей работы. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их выделять главное. Научить необходимо и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности.
В своей педагогической деятельности мы имеем дело с разными обучающимися, способными и пассивными детьми. «Как организовать обучение через желание?» - мы часто задаем себе вопрос. Как активизировать обучающегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?
Каким методом? Наши дети ждут от учителя знаний
для жизни. Я думаю, что необходимо так
организовать обучение, чтобы выявлять имеющиеся
у ученика знания, актуализировать их, потом
добавлять то, чего не хватает, обобщать и
структурировать учебный материал.
Ученики сегодня другие и роль учителя должна
быть другой. Направляющей.
Кроме того, необходимо найти и такой метод в
работе, который позволял бы организовать
продуктивное общение ученика со сверстниками,
Интернетом.
И это – метод проектов.
Хотя этот метод приобрел известность в 20-х годах
XX века, он актуален и сейчас.
«Применительно к школе образовательный проект
рассматривается как совместная
учебно-познавательная, творческая или
игровая деятельность учащихся, имеющая общую
цель, согласованные методы, способы
деятельности, направленная на достижение общего
результата деятельности», - так говорится в
методических рекомендациях Ястребцевой Е.Н. И я
вполне с этим согласна.
В своей работе я использую метод проектов как на
уроках, так и во внеклассной работе.
Перед тем, как внедрить его в работу, я провела
тестирование среди обучающихся.
Учебный проект это:
А) возможность делать что-то интересное самостоятельно;
Б) деятельность на уроке или вне, направленная на решение интересной проблемы;
В) работа с текстами или упражнениями;
Г) контрольная работа.
Следующим этапом моей работы стало планирование этапов работы.
Учебный проект:
- «Почему?» (это важно для меня лично)
- «Зачем?» (мы делаем проект)
- «Как?» (мы это можем делать)
- «Что получится?» (ожидаемый результат).
Эту схему мы обсудили вместе с детьми, осознали
ее значимость.
Для ребят главная цель работы – решение проблемы
проекта, поэтому прежде чем предложить детям
работу над проектом, я продумывала основополагающий
вопрос, из которого потом вытекали
проблемные и учебные.
Затем очень важен этап планирования совместной
деятельности учителя и обучающегося.
Так мы планировали свою деятельность:
Проектная деятельность учителя | Проектная деятельность обучающегося |
1. Выбор темы. Актуальность. Цель | 1. Выбор группы. Постановка целей |
2. Разработка этапов проектирования | 2. Возможности решения задачи (план действий) |
3. Создание стартовой презентации | 3. Определение этапов совместной работы |
4. Планирование методов работы. Разработка оценочных листов | 4. Выбор индивидуальной работы |
5. Разработка методических рекомендаций. | 5. Самостоятельное решение задач (где брать информацию, как подготовиться к уроку) |
6. Представление своей работы (презентации, сочинения, рисунки, сообщения) | |
7. Оценивание результатов своей работы |
Методические рекомендации:
- Выберите группу, в которой ты бы хотел работать.
- Следуйте правилу: «Это я могу сделать, это мне под силу».
- Поставьте перед собой цели, наметьте пути их достижения.
- Найдите источники информации.
- Обработайте найденный материал, обсудите его с товарищами по группе.
- Оформите свою работу и оцените в группе.
- Оформите конечные результаты и представьте их на итоговом уроке.
Творческих успехов Вам в работе!
Чтобы оценить результаты работы над проектом, я создала оценочные листы.
Оценочный лист
ученика 6 класса
ФИО
Самооценка |
Оценка товарищей |
Оценка учителя |
Итоговая оценка |
|
|
|
|
Нравилось ли ребятам работать над проектом? Этот вопрос задает себе каждый учитель, чтобы понять, нужно ли использовать метод учебного проекта в работе. Для этого я провожу анкетирование.
- Нравилось ли тебе работать над проектом?
- Какие трудности ты испытывал?
- Какими источниками пользовался?
- Каковы были взаимоотношения между товарищами?
Кроме этого я использую листы наблюдений за деятельностью обучающихся во время работы над проектом.
Лист наблюдений
ФИ | Группа |
Взаимоотношения с товарищами |
Работа с дополнительными источниками |
Продукт деятельности |
Эти формы работы позволяют мне определить эффективность работы над проектом и оценить значимость метода учебного проект.
Урок-проект в 6 классе по теме «Фразеологизмы». «Языковые самородки»
Цели:
- выявить умение и способность обучающихся работать самостоятельно по теме;
- познакомить с особенностями и фразеологизмов, углубить познания о сферах употребления фразеологизмов;
- формировать речевые умения, обогатить речь детей;
- развивать умение работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширять кругозор, повышать эрудицию;
- развивать творческие способности обучающихся;
- воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей, личную ответственность за выполнение коллективной работы.
ХОД УРОКА
Учитель: Сегодня мы совершим
увлекательное путешествие в прошлое, в историю
языка. С давних времен в нашем языке сохранилось
множество слов и выражений, которые мы легко, не
задумываясь, употребляем в разговоре, но часто
даже не догадываемся об истинном значении, между
тем их история интересна и поучительна.
Попробуем разобраться?
Так почему же мы так говорим? Вы над этой
проблемой работали по группам, я думаю, что в
конце урока мы дадим точный ответ на этот вопрос.
Что образуют слова, соединяясь друг с другом? (Ответы
детей)
Одни словосочетания бывают свободные,
другие несвободные.
Задание 1: Запишите предложения и определите, какое из словосочетаний употреблено в свободной форме, и в несвободной.
1. Разговор продолжался долго все об одном и том же, о вреде разделов… Очевидно, это было больное место, и вопрос этот занимал всех домашних, но они из приличия при чужих не разбирали своего частного дела.
2. Он смазал больное место йодом.
Прочитайте еще раз предложение с неделимым
словосочетанием и определите, какое оно имеет
значение.
Да, больное место – это то, что более всего
волнует, беспокоит.
Так что же такое фразеологизмы? (Ответы детей)
Учитель: Давайте вместе разберем фразеологизм пустить пыль в глаза. Как видите, он лексически неделим (можно, конечно, использовать отдельные слова, но тогда фразеологизма не будет). Далее, он целостный по значению, то есть имеет одно общее значение «создать ложное впечатление о себе у кого-либо, представляя себя, свое положение лучше, чем есть на самом деле». И, наконец, в этом значении фразеологизм воспроизводится в речи как готовая единица. Это значит, что вы берете готовый фразеологизм, а не составляете его заново.
Задание 2: Разберите
фразеологизмы бить баклуши, реветь белугой,
дело в шляпе. Можно ли их разделить? (Ответы
детей)
Да, они целостные по значению. А откуда же они к
нам пришли?
Своё домашнее задание нам представляют ребята I
группы – Они исследовали происхождение этих
фразеологизмов и сейчас об этом расскажут. (Приложение 1).
Учитель: Переходим к следующему заданию.
Задание 3 (по группам): Определите, какое значение имеют данные фразеологизмы (используйте словарь)
I группа – положа руку на сердце, попасть
впросак, брать в свои руки.
II гр. – собаку съесть, точить балясы, бить ключом.
III гр – диву даваться, держать камень за пазухой
Предоставляем слово II группе. Они нам расскажут
о фразеологических оборотах. (Сообщения ребят:
д/з работа с дополнительной литературой).
Чтобы закрепить это понятие, выполним задание.
Задание 4 (по группам): Из заключенных в скобки слов выберите слово, подходящее для состава фразеологического оборота.
I гр. – Я понимаю, в чей (огород, сад) вы
бросаете камешки, когда говорите ,что эта книга
плохая.
II гр. – Он долго решал эту задачу и в конце
концов окончательно (вошел, стал) в тупик.
III гр – Всю ночь у меня болели зубы, и я ни на
минуту не (закрыл, сомкнул) глаз.
Учитель: Встречались ли вы в разговорной речи с фразеологизмами? На этот вопрос ответят ребята III группы. Они готовили домашнее задание по этой проблеме (Приложение 2).
Задание 5: Придумайте предложения с разговорными и просторечными фразеологизмами.
I гр. – мурашки по спине бегают.
II гр. – хоть лопни.
III гр – не видеть света белого.
Учитель: Подведем итог нашей
совместной деятельности на уроке.
Продуктом нашей работы будет «Живая газета».
Творческое задание каждой группе:
Вы должны изобразить фразеологизм в виде
рисунка на ватмане, так, чтобы ребята угадали,
какой изображен фразеологизм.
Посмотрим, что у вас получилось.
Так почему же так назван наш урок «Языковые
самородки»? (Ответы детей)
Если мы дали ответ на этот вопрос, то наш учебный
проект удался.
А теперь оценим вашу работу на уроке. Перед вами
лежит оценочный лист. Проставьте оценку по
5-балльной системе себе и товарищам по группе.
Оценочный лист
ученика 6 класса
ФИО
Самооценка |
Оценка товарищей |
Оценка учителя |
Итоговая оценка |
|
|
|
|
Домашнее задание: Напишите сочинение-рассказ, используя фразеологизмы.
– Спасибо за урок! Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. Молодцы!