Интегрированный урок (история + астрономия + окружающий мир) в 3-м классе на тему "Как люди считают время и ориентируются в пространстве"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомить учащихся с такими понятиями как время и пространство, обратить внимание детей на связь между системой исчисления «исторического времени» и повседневной формой счета времени. Одновременно идет открытие трех измерений пространства.

Задачи урока:

  • Образовательная: повторить меры длины, меры веса, меры времени; узнать новые слова и понятия по курсу «Мое Отечество».
  • Воспитательная: приобщение учащихся к источникам общечеловеческой и национальной культуры и науки в целях  формирования  у них научного исторического мышления.
  • Развивающая: повысить интерес к изучению истории, астрономии, географии, окружающего мира.

План урока:

I. Постановка проблемы: можно ли измерить пространство и время, в котором мы живем?
II. Версии детей, актуализация знаний.
III. Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
   Три измерения пространства.
   Измерение времени.
   Человек в пространстве и времени.
   Применение нового знания.
   Итоги урока.
   Домашнее задание.

Оборудование:

  • интерактивная доска, компьютер.
  • энциклопедии и дополнительная литература.
  • метровая линейка, весы, градусник, электронные часы.
  • наглядные пособия и плакаты для третьего класса.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2.  Постановка проблемы: можно ли измерить пространство и время, в котором мы живем?

На доске учитель пишет число, месяц, год.

Учитель: Ребята, где мы сейчас с вами находимся и который сейчас час?
Ученики: В классе, девять часов утра.
Учитель: Где находится наш класс?
Ученики: В школе.
Учитель: Где находится наша школа, в городе или в деревне?
Ученики: В городе.
Учитель: А где  находится  этот город? 
Ученики: В стране.
Учитель: Страна находится  на острове или на материке?
Ученики: На материке.
Учитель: Где располагается этот материк?
Ученики: На планете.
Учитель: Эта планета одна или это целая  система  планет?
Ученики: Система планет.
Учитель: Где эта система находится?
Ученики: В Галактике.
Учитель: Где находится эта галактика?
Ученики: В космосе.
Учитель: Давайте на доске и в тетрадях запишем ваши ответы в таблицу.

Класс
Школа
Город
Страна
Материк
Планета
Система
Галактика
Космос

Затем учитель опять задает ученикам вопросы.

Учитель: Ребята, как ученые называют все космическое пространство?
Ученики: Вселенная.
Учитель:  Правильно! А из каких  ебесных объектов она состоит?
Ученики:  Астероиды, кометы, планеты, звезды, галактики.
Учитель: Правильно! Ребята, одна из самых близких к нам галактик «Туманность Андромеды», а как называется наша галактика?
Ученики:  Не знаем.
Учитель:  Галактика, в которой находится  наше Солнце, называется «Млечный путь»  или “The Milky Way ”. В ней сто миллиардов звезд. Солнце не самая большая, но и не самая маленькая звезда. Ребята, а как называется самая близкая к нам звезда Млечного Пути,
Ученики:  Солнце.
Учитель: Правильно! Ребята, сколько в солнечной системе планет, как они называются  и  какая   из них самая большая?
Ученики: В Солнечной системе восемь планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Юпитер – самая большая  из них.
Учитель: Четыре планеты из восьми называются планетами земной группы. Это  Меркурий, Венера, Земля и Марс. Посмотрите на наглядное пособие « Солнечная система» и назовите самую большую планету земной группы.
Учащиеся: Это планета Земля, а Венера, Марс и Меркурий меньше.
Учитель: Правильно! А теперь  посмотрите на карту поверхности Луны – естественного спутника Земли. Какие формы поверхности хорошо видны.?
Учащиеся: « Моря  и океаны» без воды, горы, равнины.
Учитель: Да, ребята, Земля – единственная планета в космосе, на которой есть вода в жидком состоянии. Мировой океан занимает три четверти всей поверхности  и его части (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый разделяют всю сушу на части). Как они называются?
Ученики: Материки или континенты.
Учитель: Сколько на Земле материков?
Ученики: Шесть.
Учитель: Назовите их.
Ученики: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Учитель: Правильно! Как называется  самый большой материк?
Ученики: Евразия.
Учитель: Как называется самый маленький материк?
Ученики: Австралия.
Учитель: Как называется самая большая страна Евразии?
Ученики: Россия (Российская Федерация).
Учитель: Как называется столица Российской Федерации?  
Ученики: Москва.
Учитель: Какой город меньше: Москва или тот, в котором вы живете?
Ученики: Ростов-на-Дону.
Учитель: В Ростове-на-Дону много школ, а как называется наша школа?
Ученики: Гимназия № 36.
Учитель: На каком этаже и в каком кабинете находится ваш класс?
Ученики:  В кабинете № 33 на третьем этаже.

Записываем ответы в Таблицу:

Класс Кабинет №33
Школа Гимназия № 36
Город Ростов-на-Дону
Страна Российская Федерация
Планета Земля
Система Солнечная
Галактика Млечный Путь
Космос Вселенная

Учитель: Ребята, попробуйте дать название данной таблицы. (Из всех вариантов ответов учитель выбирает «Пространство, в котором мы живем»)
Учитель: Ребята, что больше: наш класс или актовый зал?
Ученики:  Актовый зал больше.
Учитель: Можно измерить высоту, ширину, длину актового зала и класса?
Ученики: Да.
Учитель: Зачем я принесла на урок метровую линейку?
Ученики: Измерить длину, ширину и высоту класса.
Учитель: С какой цифры начинается линейка?
Ученики: С нуля.
Учитель: Когда мы что-то измеряем, то делаем это от начала, от нуля. Посмотрите на градусник для измерения температуры воздуха.  От нуля измеряется и холодный и теплый воздух. На весах первая цифра тоже  нуль. На электронных часах  первая цифра суток нуль. Делаем запись в тетрадях: «Все измерения проводятся от начала.» Ученые с помощью современных приборов могут измерить любое пространство: от дома, в котором мы живем, до звезд.  А что же является началом времени и есть ли у  него начало?  Вот вопрос, на который нам пока трудно найти ответ.
Учитель: У объемных предметов три измерения – ширина, длина и высота. Пространство, в котором мы существуем, весь мир, в котором мы живем – трехмерный  + время.
Учитель:  Чему равна продолжительность урока? 
Ученики: Сорок пять минут.
Учитель:  Что с вами происходит за это время?
Ученики:  Мы узнаем новое.
Учитель: Что с вами происходит от завтрака до обеда?
Ученики:  Мыпроголодались.
Учитель: Что с вами происходит за один год?
Ученики:  Мы взрослеем.
Учитель: Ребята, обратите внимание,  что с вами все время что-то происходит у вас меняется состояние. Давайте запишем: «У каждого тела (живого и неживого), у природы, у погоды и т.д. постоянно происходит изменение состояния.»
Например: Вода?
Ученики:  Испаряется.
Учитель: Больной?
Ученики: Выздоравливает
Учитель: Урок?
Ученики:Заканчивается.
Учитель: Ученые изменение состояния называют процессом. Что же такое время?
Ученики: Это процессы в природе.
Учитель: Какой процесс является мерой года?
Ученики: Движение Земли вокруг Солнца.
Учитель: Какой процесс является мерой суток?
Ученики: Время обращения Земли вокруг своей оси.
Учитель: Сколько мы знаем времен года?
Ученики:Четыре – зима, весна, лето, осень.
Учитель: Назовите разные состояния погоды.
Ученики:  Снег, дождь, туман, жара.
Учитель: Ребята, вы любите  число «два»?  Вижу, что нет, а ведь у вас две руки, две ноги, пара ушей, глаз, почек и т.д. Давайте построим  цифровую пирамиду. К цифре два, которую десять раз напишем в столбик, и прибавим  один ноль, потом два нуля и т.д. В последнем числе должно быть десять нулей.

Таблица

2 года назад
20 лет назад
200 лет назад
2 000 лет назад
20 000 лет назад
200 000 лет назад
2 000 000 лет назад
20 000 000 лет назад
200 000 000 лет назад
2 000 000 000 лет назад
20 000 000 000 лет назад

Ребята, сколько вам было лет 2 года назад? Как называется страна, в которой вы живете?
Ученики: Десять лет. Российская Федерация.
Учитель: Правильно. Попробуйте вспомнить яркое событие двухлетней давности : интересные экскурсии,  новогодние подарки, встречи с интересными людьми .
Ученики: Вспоминают, делятся впечатлениями.
Учитель: Попробуйте вспомнить, что было 20 лет назад.
Ученики:Смеются, говорят, что их еще не было на свете не родились.
Учитель: А страна была? А мама была? Сколько ей было лет?
Ученики: Выясняем, что страна называлась СССР, а маме было примерно 10 лет (оживление в классе).
Учитель: Что было 200 лет назад?
Ученики: Страна называлась Царская Россия. А. С. Пушкину было десять лет и т.п.
Учитель: Что было 2 000 лет назад?
Ученики: Некоторые учащиеся высказывают предположение, что на Земле тогда жили динозавры.
Учитель: Предлагает учащимся открыть учебник на стр. 12, где изображена  « река времени». На ней находим интересующие нас даты: 20 лет, 200 лет назад, а вот и 2000. Оказывается это начало нашей эры. Время жизни Иисуса Христа является точкой отсчета новой эры.

Дети по очереди читают  учебник, обсуждаем прочитанное, записываем новые понятия « христианство»,  « эра», « век», далее учитель продолжает погружать их с помощью  « пирамиды времени» вглубь веков и тысячелетий.

Учитель: Ребята, а что было 20 000 лет назад?
Учитель: предлагает полистать  дополнительную литературу и поискать ответ в интернете прямо на уроке. Ответы найдены. На доске и в тетрадях учащиеся заканчивают  таблицу.
Я ученик(ца) 3 класса. Мне сейчас 10 лет. Моя страна Российская Федерация.

2  года назад Российская Федерация, мне  было 8 лет
20 лет назад СССР,  моей маме было 10 лет
200 лет назад Царская Россия, А. С. Пушкину – 10 лет
2 000 лет назад Начало нашей эры
20 000 лет назад Конец Ледникового периода
200 000 лет назад Появление человека разумного
2 000 000 лет назад Возникновение человекообразных обезьян
20 000 000 лет назад Царство млекопитающих
200 000 000 лет назад Эпоха динозавров
2 000 000 000 лет назад Зарождение жизни на Земле
14 000 000 000 лет назад Возникновение  нашей Вселенной

Учитель: Ребята, что с вами будет через 2 года?
Ученики: Мы будем учиться в 5 классе старшей школы.
Учитель: Назовите свой возраст через 20 лет и попробуйте назвать свою будущую профессию.
Ученики: 30 лет! Дизайнеры, ветеринары, артисты, художники, парикмахеры, футболисты и т.д.
Учитель: Ребята, представьте урок по курсу « Мое Отечество» в третьем классе через 200 лет.

Тот, будущий Учитель, возможно, назовет одно из Ваших имен и скажет, что в 2010 году этому гениальному российскому деятелю было всего 10 лет.

Итог урока:

– Что узнали?
– Что удивило?
– Что показалось самым интересным?

Домашнее задание: выполнить  несколько заданий из «Рабочей тетради» и  творческое задание по желанию учащихся на тему «Пространство и время».