Цель урока: познакомить учащихся с такими понятиями как время и пространство, обратить внимание детей на связь между системой исчисления «исторического времени» и повседневной формой счета времени. Одновременно идет открытие трех измерений пространства.
Задачи урока:
- Образовательная: повторить меры длины, меры веса, меры времени; узнать новые слова и понятия по курсу «Мое Отечество».
- Воспитательная: приобщение учащихся к источникам общечеловеческой и национальной культуры и науки в целях формирования у них научного исторического мышления.
- Развивающая: повысить интерес к изучению истории, астрономии, географии, окружающего мира.
План урока:
I. Постановка проблемы: можно ли
измерить пространство и время, в котором мы
живем?
II. Версии детей, актуализация знаний.
III. Поиск решения проблемы (открытие
нового знания)
Три измерения пространства.
Измерение времени.
Человек в пространстве и времени.
Применение нового знания.
Итоги урока.
Домашнее задание.
Оборудование:
- интерактивная доска, компьютер.
- энциклопедии и дополнительная литература.
- метровая линейка, весы, градусник, электронные часы.
- наглядные пособия и плакаты для третьего класса.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Постановка проблемы: можно ли измерить пространство и время, в котором мы живем?
На доске учитель пишет число, месяц, год.
Учитель: Ребята, где мы сейчас с вами
находимся и который сейчас час?
Ученики: В классе, девять часов утра.
Учитель: Где находится наш класс?
Ученики: В школе.
Учитель: Где находится наша школа, в
городе или в деревне?
Ученики: В городе.
Учитель: А где находится этот
город?
Ученики: В стране.
Учитель: Страна находится на острове
или на материке?
Ученики: На материке.
Учитель: Где располагается этот
материк?
Ученики: На планете.
Учитель: Эта планета одна или это
целая система планет?
Ученики: Система планет.
Учитель: Где эта система находится?
Ученики: В Галактике.
Учитель: Где находится эта галактика?
Ученики: В космосе.
Учитель: Давайте на доске и в тетрадях
запишем ваши ответы в таблицу.
Класс
Школа
Город
Страна
Материк
Планета
Система
Галактика
Космос
Затем учитель опять задает ученикам вопросы.
Учитель: Ребята, как ученые называют
все космическое пространство?
Ученики: Вселенная.
Учитель: Правильно! А из каких
ебесных объектов она состоит?
Ученики: Астероиды, кометы, планеты,
звезды, галактики.
Учитель: Правильно! Ребята, одна из
самых близких к нам галактик «Туманность
Андромеды», а как называется наша галактика?
Ученики: Не знаем.
Учитель: Галактика, в которой
находится наше Солнце, называется «Млечный
путь» или “The Milky Way ”. В ней сто миллиардов
звезд. Солнце не самая большая, но и не самая
маленькая звезда. Ребята, а как называется самая
близкая к нам звезда Млечного Пути,
Ученики: Солнце.
Учитель: Правильно! Ребята, сколько в
солнечной системе планет, как они называются
и какая из них самая большая?
Ученики: В Солнечной системе восемь
планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер,
Сатурн, Уран, Нептун. Юпитер – самая большая
из них.
Учитель: Четыре планеты из восьми
называются планетами земной группы. Это
Меркурий, Венера, Земля и Марс. Посмотрите на
наглядное пособие « Солнечная система» и
назовите самую большую планету земной группы.
Учащиеся: Это планета Земля, а Венера,
Марс и Меркурий меньше.
Учитель: Правильно! А теперь
посмотрите на карту поверхности Луны –
естественного спутника Земли. Какие формы
поверхности хорошо видны.?
Учащиеся: « Моря и океаны» без воды,
горы, равнины.
Учитель: Да, ребята, Земля –
единственная планета в космосе, на которой есть
вода в жидком состоянии. Мировой океан занимает
три четверти всей поверхности и его части
(Тихий, Атлантический, Индийский, Северный
Ледовитый разделяют всю сушу на части). Как они
называются?
Ученики: Материки или континенты.
Учитель: Сколько на Земле материков?
Ученики: Шесть.
Учитель: Назовите их.
Ученики: Евразия, Африка, Северная
Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.
Учитель: Правильно! Как называется
самый большой материк?
Ученики: Евразия.
Учитель: Как называется самый маленький
материк?
Ученики: Австралия.
Учитель: Как называется самая большая
страна Евразии?
Ученики: Россия (Российская Федерация).
Учитель: Как называется столица
Российской Федерации?
Ученики: Москва.
Учитель: Какой город меньше: Москва
или тот, в котором вы живете?
Ученики: Ростов-на-Дону.
Учитель: В Ростове-на-Дону много школ, а
как называется наша школа?
Ученики: Гимназия № 36.
Учитель: На каком этаже и в каком
кабинете находится ваш класс?
Ученики: В кабинете № 33 на третьем
этаже.
Записываем ответы в Таблицу:
Класс | Кабинет №33 |
Школа | Гимназия № 36 |
Город | Ростов-на-Дону |
Страна | Российская Федерация |
Планета | Земля |
Система | Солнечная |
Галактика | Млечный Путь |
Космос | Вселенная |
Учитель: Ребята, попробуйте дать
название данной таблицы. (Из всех вариантов
ответов учитель выбирает «Пространство, в
котором мы живем»)
Учитель: Ребята, что больше: наш класс
или актовый зал?
Ученики: Актовый зал больше.
Учитель: Можно измерить высоту, ширину,
длину актового зала и класса?
Ученики: Да.
Учитель: Зачем я принесла на урок
метровую линейку?
Ученики: Измерить длину, ширину и высоту
класса.
Учитель: С какой цифры начинается
линейка?
Ученики: С нуля.
Учитель: Когда мы что-то измеряем, то
делаем это от начала, от нуля. Посмотрите на
градусник для измерения температуры воздуха.
От нуля измеряется и холодный и теплый воздух. На
весах первая цифра тоже нуль. На электронных
часах первая цифра суток нуль. Делаем запись в
тетрадях: «Все измерения проводятся от начала.»
Ученые с помощью современных приборов могут
измерить любое пространство: от дома, в котором
мы живем, до звезд. А что же является началом
времени и есть ли у него начало? Вот вопрос,
на который нам пока трудно найти ответ.
Учитель: У объемных предметов три
измерения – ширина, длина и
высота. Пространство, в котором мы существуем,
весь мир, в котором мы живем – трехмерный +
время.
Учитель: Чему равна
продолжительность урока?
Ученики: Сорок пять минут.
Учитель: Что с вами происходит за это
время?
Ученики: Мы узнаем новое.
Учитель: Что с вами происходит от
завтрака до обеда?
Ученики: Мыпроголодались.
Учитель: Что с вами происходит за один
год?
Ученики: Мы взрослеем.
Учитель: Ребята, обратите внимание,
что с вами все время что-то происходит –
у вас меняется состояние. Давайте запишем: «У
каждого тела (живого и неживого), у природы, у
погоды и т.д. постоянно происходит изменение
состояния.»
Например: Вода?
Ученики: Испаряется.
Учитель: Больной?
Ученики: Выздоравливает
Учитель: Урок?
Ученики:Заканчивается.
Учитель: Ученые изменение состояния
называют процессом. Что же такое время?
Ученики: Это процессы в природе.
Учитель: Какой процесс является мерой
года?
Ученики: Движение Земли вокруг
Солнца.
Учитель: Какой процесс является мерой
суток?
Ученики: Время обращения Земли вокруг
своей оси.
Учитель: Сколько мы знаем времен года?
Ученики:Четыре – зима, весна, лето,
осень.
Учитель: Назовите разные состояния
погоды.
Ученики: Снег, дождь, туман, жара.
Учитель: Ребята, вы любите число
«два»? Вижу, что нет, а ведь у вас две руки, две
ноги, пара ушей, глаз, почек и т.д. Давайте
построим цифровую пирамиду. К цифре два,
которую десять раз напишем в столбик, и
прибавим один ноль, потом два нуля и т.д. В
последнем числе должно быть десять нулей.
Таблица
2 года назад
20 лет назад
200 лет назад
2 000 лет назад
20 000 лет назад
200 000 лет назад
2 000 000 лет назад
20 000 000 лет назад
200 000 000 лет назад
2 000 000 000 лет назад
20 000 000 000 лет назад
Ребята, сколько вам было лет 2 года назад? Как
называется страна, в которой вы живете?
Ученики: Десять лет. Российская
Федерация.
Учитель: Правильно. Попробуйте
вспомнить яркое событие двухлетней давности :
интересные экскурсии, новогодние подарки,
встречи с интересными людьми .
Ученики: Вспоминают, делятся
впечатлениями.
Учитель: Попробуйте вспомнить, что было
20 лет назад.
Ученики:Смеются, говорят, что их еще не
было на свете – не родились.
Учитель: А страна была? А мама была?
Сколько ей было лет?
Ученики: Выясняем, что страна
называлась СССР, а маме было примерно 10 лет
(оживление в классе).
Учитель: Что было 200 лет назад?
Ученики: Страна называлась Царская
Россия. А. С. Пушкину было десять лет и т.п.
Учитель: Что было 2 000 лет назад?
Ученики: Некоторые учащиеся
высказывают предположение, что на Земле тогда
жили динозавры.
Учитель: Предлагает учащимся открыть
учебник на стр. 12, где изображена « река
времени». На ней находим интересующие нас даты: 20
лет, 200 лет назад, а вот и 2000. Оказывается –
это начало нашей эры. Время жизни Иисуса Христа
является точкой отсчета новой эры.
Дети по очереди читают учебник, обсуждаем прочитанное, записываем новые понятия « христианство», « эра», « век», далее учитель продолжает погружать их с помощью « пирамиды времени» вглубь веков и тысячелетий.
Учитель: Ребята, а что было 20 000 лет
назад?
Учитель: предлагает полистать
дополнительную литературу и поискать ответ в
интернете прямо на уроке. Ответы найдены. На
доске и в тетрадях учащиеся заканчивают
таблицу.
Я – ученик(ца) 3 класса. Мне сейчас 10 лет.
Моя страна – Российская Федерация.
2 года назад | Российская Федерация, мне было 8 лет |
20 лет назад | СССР, моей маме было 10 лет |
200 лет назад | Царская Россия, А. С. Пушкину – 10 лет |
2 000 лет назад | Начало нашей эры |
20 000 лет назад | Конец Ледникового периода |
200 000 лет назад | Появление человека разумного |
2 000 000 лет назад | Возникновение человекообразных обезьян |
20 000 000 лет назад | Царство млекопитающих |
200 000 000 лет назад | Эпоха динозавров |
2 000 000 000 лет назад | Зарождение жизни на Земле |
14 000 000 000 лет назад | Возникновение нашей Вселенной |
Учитель: Ребята, что с вами будет через
2 года?
Ученики: Мы будем учиться в 5 классе
старшей школы.
Учитель: Назовите свой возраст через 20
лет и попробуйте назвать свою будущую профессию.
Ученики: 30 лет! Дизайнеры, ветеринары,
артисты, художники, парикмахеры, футболисты и т.д.
Учитель: Ребята, представьте урок по
курсу « Мое Отечество» в третьем классе через 200
лет.
Тот, будущий Учитель, возможно, назовет одно из Ваших имен и скажет, что в 2010 году этому гениальному российскому деятелю было всего 10 лет.
Итог урока:
– Что узнали?
– Что удивило?
– Что показалось самым интересным?
Домашнее задание: выполнить несколько заданий из «Рабочей тетради» и творческое задание по желанию учащихся на тему «Пространство и время».