Обобщающий урок по теме "Путешествие в город Периодическ"

Разделы: Химия


Цель урока: в занимательной форме провести обобщение и систематизацию знаний по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»; развивать познавательный интерес к предмету.

Оборудование и реактивы: таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», портрет Д.И. Менделеева, рисунки – этапы путешествия, карточки с символами элементов; жетоны; магниевая лента, спиртовка, спички, держатель.

Предварительная подготовка: для проведения урока выбираются ученики, играющие роль Магистра химических наук, Кислородика, Магния, Серы; вокальная группа.

«Другого ничего в природе нет.
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
все – от песчинок малых до планет
из элементов состоит единых».

С. Щипачев

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя: Сегодня мы с вами совершим путешествие в город Периодическ. И, как всем путешественникам, нам понадобится компас. Ваши знания станут для нас компасом, тетрадь превратится в дневник путешественника, а учебник – в справочник.
Удивительная страна – химия!
Каких только диковинок в ней нет! Воздух в ней превращается в удобрения. Глину перерабатывают в фарфор и фаянс. Из древесных опилок получают спирты. А из газа и нефти, которыми так богата наша область, – красивые ткани, меха, кожу.
И в этой удивительной стране есть город, основанный 1 марта 1869 года. И сейчас, друзья, мы отправимся в воображаемое путешествие по этому городу. Побываем на его проспектах и площадях, встретимся с его жителями. А его жители живут повсюду: в зелени листвы и сердце человека, в морской воде, на далеких звездах и горных скалах…
Познакомимся же поближе с некоторыми из этих неугомонных путешественников.
Итак, путешествие начинается! Нашими гидами станут Магистр химических наук и Кислородик.

По дороге, которая ведет в город, вы видите триады Деберейнера, октавы Ньюлендса

(Этапы путешествия сопровождаются рисунками).

– О чем вам говорят эти названия?
– Почему эти классификации не были приняты?

Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. За правильный, полный ответ вы получаете красный жетон, за неполный – зеленый.
Итоги подводятся в конце урока.

– А вот и город Периодическ. Стражники готовы впустить вас туда, если вы знаете пароль:
– Когда был основан город?
– Кто был его основатель?
– Какую основную характеристику химического элемента Д.И. Менделеев взял за основу классификации?
– Назовите современную формулировку периодического закона?

Магистр химических наук. Не думайте, что Периодическ – маленький город. Конечно, он не такой большой, как Кострома или Сургут, но и не маленький. За последнее время он сильно разросся. Ведь в 1869 году в нем жили всего 63 элемента, а сколько жителей в нем насчитывают сейчас?

Кислородик. Мы с вами очутились на проспекте Щелочных металлов. Наше внимание привлек красивый восьмиэтажный дом. Но жильцы не могут попасть в него. Давайте поможем им! Расселите жильцов по порядку (карточки с символами элементов лежат вразброс на  столе).

Один из учащихся, прикрепляет их в пустые клеточки – окна в соответствии с расположением в периодической системе.

– Что вам известно о щелочных металлах?

Магистр химических наук. Да, они очень активны, не сидят на месте, любят спорт, особенно увлекаются борьбой. Посмотрите, рядом с домом – спортивный ринг.
– Кто же победит в этом поединке? Вы выступаете в роли судьи. (Задание выполняется письменно, затем проверяется)

I вариант                                          II вариант
Литий или натрий?              Калий или рубидий?

Кислородик. Как в любом другом городе, в Периодическе есть почта.  Посмотрите, нам оставили конверт «До востребования» (открывает конверт и читает текст письма):

«Все мы члены одной семьи. Наши характеры похожи. Мы очень активны. Можно сказать, что мы образуем своеобразный активный полюс нашего города. Мы сильные окислители, неметаллы, соединяясь с большинством металлов, образуем соли. Среди нас есть разрушающий элемент. Ни один из химических элементов не принес столько трагических событий. Из-за него погиб один из членов Ирландской Академии наук Томас Нокс, потерял трудоспособность ученый этой же академии Георг Нокс, мучительно умер известный химик Джером Никлес. Им отравился Гей-Люссак, Дэви и многие другие. И сейчас работа с этим элементом требует особой осторожности, т.к. резиновые перчатки и фартуки могут воспламениться. Малейшая неосторожность – у человека будут разрушены зубы и обезображены ногти.
– Догадайтесь, кто мы? Как зовут нашего родоначальника?
– Какие элементы составляют это семейство?
Прикрепите карточки с символами элементов в пустые клеточки – окна дома, в котором живут эти неугомонные жители.
Как изменяются их свойства, поясните.

Галогеновы ребята

(исполняют песню на мотив песни «Ярославские ребята»)

Галогеновы ребята, в седьмой группе мы стоим.
Одного нам не хватает – электрона до восьми.
Недостаток электронов отпечаток наложил
На химические свойства, да на всей компании.
Электрон мы отнимаем у того, кто послабей.
Ну и всех мы поражаем – активностью своей.
В атмосфере батьки фтора загорается вода,
И в реакции со всеми он вступает без труда.
Хлор имеет цвет зеленый, очень едкий, братцы, газ,
А его соединения, очень ценны без прикрас.
Бром с йодом работяги, тоже очень важные,
Наша б воля, так медали дали мы бы каждому!

img7.jpg (6524 bytes)Магистр химических наук. А вот нам навстречу попались незнакомые маленькие элементики. Наверное, они заблудились. Значит, им нужна наша помощь.

– Определите, какие это элементы и укажите дорогу в свою квартиру – клеточку.
– Дайте характеристику этим элементам. (можно составить ее в виде рассказа, сказки)

Рассказ Магния. Все правильно вы говорили обо мне. Но я хочу дополнить ваш рассказ. Как вы знаете, при моем горении выделяется много тепла. Несколько граммов хватает для того, чтобы вскипятить стакан ледяной воды. Польские ученые предложили конструкцию консервных банок с нагревателем, роль которого выполняет магниевая лента. Как только открывается банка, лента загорается, и через 2-3 минуты горячее блюдо можно подавать на стол. Магний широко используют в медицине; статистика утверждает, что у жителей районов с более теплым климатом спазм кровеносных сосудов встречается реже, чем у северян. Соли магния снимают спазмы и судороги. Накопить в организме необходимый запас этих солей позволяют фрукты и овощи. Особенно богаты магнием абрикосы, персики, цветная капуста, бананы.

Демонстрационный опыт: горение магниевой ленты.

Рассказ Серы.Я принадлежу к числу веществ, известных человеку с глубокой древности. По легенде, Одиссей, возвратившись в родной дом после долгих странствий, первым делом велел окурить его серой. Много упоминаний об этом веществе встречается в Библии.
В Европе интерес ко мне возрос в 18-19 веках, после появления пороха и огнестрельного оружия. Сейчас я необходима при производстве серной кислоты, вулканизации каучука, в производстве спичек, бумаги, красок и лекарств, пластмассы и косметических препаратов.

Кислородик. У нас в городе Периодическе есть группа ленивых элементов. Недаром они живут в тупике Сонь. У них так мало знакомых среди химических элементов, потому что они не любят вступать в химические реакции, но зато любят поспать. Чтобы их расшевелить, надо их нагреть, а то и вовсе довести до «белого каления».
– О каком семействе химических элементов идет речь? Почему они не любят вступать в химические реакции?

img8.jpg (6524 bytes)

Магистр химических наук. Хотя инертные газы открыты недавно, в 19-20 вв., они находят большое применение в технике. Пусть лучше сами они расскажут о себе.

Выходят участники с эмблемами – химическими знаками, порядковым номером, названием, атомной массой и исполняют песню).

Мотив песни «Последняя электричка».

Песня об инертных газах

Мы инертные газы, приветствуем вас,
Все из группы, в таблице последней.
Говорят, мы пассивны, но это вы зря –
Ведь мы очень полезны.

Припев:

На солнце и на планетах
И в космосе нас не мало.
Мы элементы, хоть и инертны,
Но польза от нас большая

Мы заполнили лампы, что светят везде,
Мы участвуем в резке металлов.
Разберитесь получше вы в нашей судьбе,
Изучите сначала.

Припев:

Кислородик. В нашем городе есть два многодетных семейства – Лантаноиды и Актиноиды.

– Что вам известно об этих семействах? Почему они вынесены за пределы периодической системы?
Каждое из этих семейств включает 14 элементов – близнецов. Лантаноиды по свойствам очень похожи на главу семейства – Лантан, а Актиноиды – на Актиний, поэтому они и были вынесены за пределы таблицы. Все они восстановители, у них ярко выражены металлические свойства, застраивается подуровень 3-го снаружи энергетического уровня.

Учитель: посмотрите, что это за странное дерево мы видим? Да ведь это заколдованное дерево с двоечными плодами. Отведаешь – и сразу получишь двойку. А чтобы этого не случилось, выполните следующие задания, и тогда «2» превращается в «5»!

Помните, что правильно выполненные задания помогут нам прочитать зашифрованную надпись. Допишите уравнения возможных реакций, расставьте коэффициенты:

1. Na + H2O ––> 
Назовите наибольшую цифру относительной атомной массы элементов.
2. H2 + Сl2 ––>
Какой из элементов относится к семейству галогенов?
3. Mg + H2 ––>
Какой из элементов, образующих простые вещества, расположен во 2 – й группе периодической системы?
4. Li + O2 ––>
Какой из элементов является восстановителем?
5. Al + H2SO4 ––>
Какой из элементов, входящих в состав этих веществ, имеет степень окисления +3?
6. Какой элемент был открыт сначала на Солнце, а потом на Земле? (Гелий)
7. Какой объем водорода (н.у.) выделится при взаимодействии 2 моль магния с разбавленной серной кислотой?
8. Какое отношение к Д.И. Менделееву имел известный русский поэт А. Блок? (Он был женат на дочери ученого – Любови Дмитриевне Менделеевой)
9. Назовите фамилию учителя гимназии, в которой учился Д.И. Менделеев, автора сказки «Конек-Горбунок». (Петр Павлович Ершов)
10. Название каких элементов периодической системы Д.И.Менделеева связано с Россией? (Рутений, Менделевий, Дубний)

В итоге получается шифр: Так держать!

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие в город Периодическ. Нам осталось подвести итоги.

Подведение итогов урока, выставление оценок.