Логопедическое занятие по теме "Звуко-буквенный анализ слов разной слоговой структуры"

Разделы: Логопедия


Цели и задачи:

  • Развитие фонематического слуха у детей при звуко – буквенном анализе слов.
  • Формирование слухового и зрительного внимания при анализе слов с помощью цифрового ряда, при восстановлении предложений по графической записи.
  • Закрепление умения делить слова на слоги, подбирать слова на заданный слог из ряда предложенных.
  • Активизация знаний детей на материале обобщающих понятий.
  • Развитие мышления при установлении причинно-следственных связей, при сопоставлении слов с данными схемами.
  • Развитие связной речи при ответах на вопросы.
  • Воспитание организованности и самоконтроля при выполнении различного рода заданий.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II.Основная часть занятия

– Игра «Какой звук потерялся»

Инструкция: Прослушайте два слова и назовите, какой звук потерялся во втором слове. (Параллельно называется буква, обозначающая этот звук, и записывается на доске.)
Щепка – щека 
Образец ответа: Во втором слове потерялся звук [ п ], запишем букву «пе».

Экран – кран       [ э ]
Взор – вор           [ з ]   (Уточнение значения слова «взор» – то же, что взгляд.)
Ствол – стол       [ в ]
Указка – каска     [ у ]
Крот – рот           [ к ]
п э з в у к – запись на доске
Инструкция: Из последних четырёх букв составьте слово.

Ответ: Это слово «звук».

Уточняем значение понятий «звук» и «буква»:
«Звук» – это то, что мы произносим и слышим.
«Буква» – это то, что мы пишем и читаем.
Анализ слова «звук».

Ответ: Слово по составу односложное, образовано гласной «у».
Задание: Превратите это слово в двусложное.
Ответ: Звуки.
Уточняем, как узнать, сколько в слове слогов.
Ответ: Сколько в слове гласных, столько и слогов.

– Работа со схемами слов:

Первая схема – схема односложных слов из пяти звуков с гласным звуком на третьем месте.
Вторая схема – схема двусложных слов из пяти звуков с гласными на втором и пятом месте.
Третья схема – схема двусложных слов из пяти звуков с гласными на третьем и пятом месте.
(Согласные звуки в схемах обозначены  кружочками чёрного цвета, гласные – кружочками красного цвета.)
Все три схемы каждый ученик выкладывает перед собой на парте. Схемы анализируются: что общего во всех трёх схемах (обозначают слова, состоящие из пяти звуков); чем отличается первая схема от второй и третьей (первая обозначает односложные слова, вторая и третья – двусложные); чем отличается вторая схема от третьей ( расположением гласных в слове).
Инструкция: Указать подходящую для названного слова схему: треск, знамя, весна, хруст, спуск, шутка, сливы, груша, свист, репка, окуни – провокационное слово.

– «Цифровой ряд»

С помощью цифрового ряда выкладывается лишнее слово из ряда названных:
Весна – зима – лето – среда.
Гусь – гусыня – гусеница – гусёнок.
Берёза – рябина – клён – сосна (хвойное дерево среди лиственных).
Каждое слово после выкладывания анализируется и делится на слоги с указанием гласных и ударного слога.
Образец ответа: Слово «среда» по составу двусложное. Первый слог «сре», его образовала гласная «е». Второй слог «да», его образовала гласная «а». Ударение падает на второй слог на гласную «а».

– «Цепочка слов».

(Каждому ученику раздаются карточки со словами: капель, каска, гармошка, гадюка, загар, стрекоза.)
Инструкция: Разложите перед собой карточки. Прочтите слова. Значение  каких слов не понятно? (При необходимости – уточняются.)
Найдите карточку с названием насекомого.
Подберите к слову «стрекоза» цепочку слов (следующее слово начинается с последнего слога предыдущего слова: стрекоза – загаргармошкакапель).
Какие слова лишние? Почему? (каска – первый слог «кас», гадюка – первый слог «га»)

III. Физкультминутка

Инструкция: Кто или что из названных предметов летает – поднимаем руки вверх, изображая полёт: сорока, кенгуру, муха, журавль, страус, жираф, моль, пчела, бабочка, бегемот.
– Каких летающих насекомых я называла?
– Какие из этих слов двусложные?
– Какое по слоговому составу слово «моль»? «бабочка»?
– Почему зимой насекомых не видно?

IV. Проверочная работа

– Графический диктант.

Вступление: А вот люди все сейчас очень активны и, не смотря на мороз, готовятся к празднику. Кто знает к  какому?  (Новому году.) На эту тему и напишем графический диктант. (Работа выполняется в тетрадях с проговариванием всех орфограмм. Записываются только гласные в словах. Если в слове нет гласных, ставится прочерк.)

а) Диктант:

Скоро Новый год. (оо    оы    о.)
Дед Мороз и Снегурочка придут к ребятам в гости.  (е  оо  и  еуоа   иу  –  еяа  –  ои.)

б) Восстановление текста по гласным. Запись второго предложения в тетрадь с проверкой и делением слов на слоги.
в) Составление по данной схеме заключительного  предложения к тексту: ои  иеу  оаи. (Они принесут подарки.)

V. Итог

– С какими словами по составу работали?
– Каким другим словом можно заменить слово «взгляд»?
– Назовите односложные по составу слова, трёхсложные.

Похвалить детей за работу.