Цели и задачи:
- Развитие фонематического слуха у детей при звуко – буквенном анализе слов.
- Формирование слухового и зрительного внимания при анализе слов с помощью цифрового ряда, при восстановлении предложений по графической записи.
- Закрепление умения делить слова на слоги, подбирать слова на заданный слог из ряда предложенных.
- Активизация знаний детей на материале обобщающих понятий.
- Развитие мышления при установлении причинно-следственных связей, при сопоставлении слов с данными схемами.
- Развитие связной речи при ответах на вопросы.
- Воспитание организованности и самоконтроля при выполнении различного рода заданий.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
II.Основная часть занятия
– Игра «Какой звук потерялся»
Инструкция: Прослушайте два слова и назовите,
какой звук потерялся во втором слове.
(Параллельно называется буква, обозначающая этот
звук, и записывается на доске.)
Щепка – щека
Образец ответа: Во втором слове потерялся звук [ п
], запишем букву «пе».
Экран – кран [ э ]
Взор – вор [ з
] (Уточнение значения слова «взор» – то же,
что взгляд.)
Ствол – стол [ в ]
Указка – каска [ у ]
Крот – рот [ к
]
п э з в у к – запись на доске
Инструкция: Из последних четырёх букв составьте
слово.
Ответ: Это слово «звук».
Уточняем значение понятий «звук» и «буква»:
«Звук» – это то, что мы произносим и слышим.
«Буква» – это то, что мы пишем и читаем.
Анализ слова «звук».
Ответ: Слово по составу односложное, образовано
гласной «у».
Задание: Превратите это слово в двусложное.
Ответ: Звуки.
Уточняем, как узнать, сколько в слове слогов.
Ответ: Сколько в слове гласных, столько и слогов.
– Работа со схемами слов:
Первая схема – схема односложных слов из пяти
звуков с гласным звуком на третьем месте.
Вторая схема – схема двусложных слов из пяти
звуков с гласными на втором и пятом месте.
Третья схема – схема двусложных слов из пяти
звуков с гласными на третьем и пятом месте.
(Согласные звуки в схемах обозначены
кружочками чёрного цвета, гласные – кружочками
красного цвета.)
Все три схемы каждый ученик выкладывает перед
собой на парте. Схемы анализируются: что общего
во всех трёх схемах (обозначают слова, состоящие
из пяти звуков); чем отличается первая схема от
второй и третьей (первая обозначает односложные
слова, вторая и третья – двусложные); чем
отличается вторая схема от третьей (
расположением гласных в слове).
Инструкция: Указать подходящую для названного
слова схему: треск, знамя, весна, хруст, спуск,
шутка, сливы, груша, свист, репка, окуни –
провокационное слово.
– «Цифровой ряд»
С помощью цифрового ряда выкладывается лишнее
слово из ряда названных:
Весна – зима – лето – среда.
Гусь – гусыня – гусеница – гусёнок.
Берёза – рябина – клён – сосна (хвойное
дерево среди лиственных).
Каждое слово после выкладывания анализируется и
делится на слоги с указанием гласных и ударного
слога.
Образец ответа: Слово «среда» по составу
двусложное. Первый слог «сре», его образовала
гласная «е». Второй слог «да», его образовала
гласная «а». Ударение падает на второй слог на
гласную «а».
– «Цепочка слов».
(Каждому ученику раздаются карточки со словами:
капель, каска, гармошка, гадюка, загар, стрекоза.)
Инструкция: Разложите перед собой карточки.
Прочтите слова. Значение каких слов не
понятно? (При необходимости – уточняются.)
Найдите карточку с названием насекомого.
Подберите к слову «стрекоза» цепочку слов
(следующее слово начинается с последнего слога
предыдущего слова: стрекоза – загар – гармошка
– капель).
Какие слова лишние? Почему? (каска – первый слог
«кас», гадюка – первый слог «га»)
III. Физкультминутка
Инструкция: Кто или что из названных предметов
летает – поднимаем руки вверх, изображая полёт:
сорока, кенгуру, муха, журавль, страус, жираф,
моль, пчела, бабочка, бегемот.
– Каких летающих насекомых я называла?
– Какие из этих слов двусложные?
– Какое по слоговому составу слово «моль»?
«бабочка»?
– Почему зимой насекомых не видно?
IV. Проверочная работа
– Графический диктант.
Вступление: А вот люди все сейчас очень активны и, не смотря на мороз, готовятся к празднику. Кто знает к какому? (Новому году.) На эту тему и напишем графический диктант. (Работа выполняется в тетрадях с проговариванием всех орфограмм. Записываются только гласные в словах. Если в слове нет гласных, ставится прочерк.)
а) Диктант:
Скоро Новый год. (оо оы о.)
Дед Мороз и Снегурочка придут к ребятам в
гости. (е оо и еуоа иу –
еяа – ои.)
б) Восстановление текста по гласным. Запись
второго предложения в тетрадь с проверкой и
делением слов на слоги.
в) Составление по данной схеме
заключительного предложения к
тексту: ои иеу оаи. (Они принесут
подарки.)
V. Итог
– С какими словами по составу работали?
– Каким другим словом можно заменить слово
«взгляд»?
– Назовите односложные по составу слова,
трёхсложные.
Похвалить детей за работу.