Интегрированный урок (окружающий мир + психология) по теме "Город и село"

Разделы: Начальная школа


Цель: создать условия для усвоения детьми темы урока «Город и село».

Задачи:

  • образовательные:
    • дать представление ученикам о жизни города и села;
  • коррекционно-развивающие:
    • развивать речь;
    • развивать познавательные процессы (внимание, память, логическое мышление, зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез, воображение);
  • воспитательные:
    • воспитывать любовь к родному краю.

Оборудование: карта маршрута, плакаты с изображениями моделей городского и деревенского домов, силуэты оборудования городского и деревенского домов в коробке, карточки к заданиям, плакат «Три настроения», рында, аудиозапись «Голоса птиц», магнитофон.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Психологическая установка на урок: «Я на уроке окружающего мира. Я внимателен, запоминаю всё, что слышу и вижу. Я хочу учиться, я очень хочу учиться».

II. Вступительная беседа учителя с детьми

– Ребята, в каком городе мы живём? Дети отвечают – в городе Северодвинске.

Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «город».

– На берегу какого моря находится наш город? Ответы детей – на берегу Белого моря.
– Много ли улиц в нашем городе? Вспомните, какие улицы нашего города вы знаете? Ответы детей.
– На какой улице находится наша школа? Дети отвечают – на улице имени капитана Воронина.
– В нашем городе есть большое  машиностроительное предприятие «Севмаш». Что строят на «Севмаше»? Ответы детей – корабли.
– Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие по Белому морю на корабле. Корабль наш носит название – ПРОЧИТАЙТЕ – «Михаил Васильевич Ломоносов» (дети читают хором название корабля).
– Кто такой М.В.Ломоносов?
– Кто знает, как называется населённый пункт, названный в честь учёного? Дети отвечают – село Ломоносово.

Учитель прикрепляет на доску карточку со словом «село».

– Тема нашего урока «Город и село». Сегодня мы узнаем:
– чем отличается город от села;
– познакомимся с условиями жизни городского и сельского населения.
– Посмотрите на карту нашего маршрута!
– Из города Северодвинска по Белому морю мы дойдём  до города Архангельска; затем, путешествуя по красивейшей реке Северная Двина, побываем в селе Вознесенье, и вернёмся в город Северодвинск.

Физкультминутка

– Приготовиться к отплытию! (Звук рынды)
– Есть приготовиться к отплытию! (Руки подняли вверх)
– Контакт.
– Есть контакт! (Согнули руки перед собой)
– Завести моторы.
– Есть завести моторы! (Крутят руками)
– Отдать швартовы!
– Есть отдать швартовы! (Руки опускают вниз)

Педагог-психолог: Итак, мы вышли в Белое море! Путь в город Архангельск нам преграждает необычный остров. Прочитайте его название. Дети читают – остров Наблюдательных. Там живут очень наблюдательные люди. Они хотят проверить, насколько наблюдательны вы. На доске вы видите карточки, прочитайте:

  • Многоэтажные дома;
  • Много заводов, фабрик;
  • Развит общественный транспорт;
  • Много памятников, музеев, театров;
  • Деревянные частные дома;
  • Люди разводят домашних животных и выращивают овощи;
  • Чистый воздух.

Задание: отобрать только те карточки, которые относятся к понятию «город». Дети по очереди выходят к доске и отбирают карточки, относящиеся к понятию «город».

– Молодцы! Верно выполнили задание! И мы, благополучно миновав остров Наблюдательных,  прибыли в город Архангельск.

Учитель  показывает иллюстрации с видами города Архангельска:

– Кто из вас был в городе Архангельске? Что видели? Что запомнили?

Ты загадки отгадай,
А отгадки мне подай.

На доске расположены иллюстрации с транспортными средствами. Дети находят иллюстрацию с отгадкой.

1. Для этого коня еда –
бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасётся,
По дороге он несётся. (Автомобиль)

2. Не автобус, не трамвай,
Не нуждается в бензине,
Хоть колёса на резине. (Троллейбус)

3. Незнакомец краснокожий
С ярко-жёлтой полосой
На автобус чуть похожий,
На троллейбус чуть похожий. (Трамвай)

Обобщение по теме «Город». Выводы.

Педагог-психолог: Отправляемся дальше уже по реке Северная Двина. Пункт назначения – село Вознесенье. Для того, чтобы преодолеть этот участок пути и не сесть на мель надо проявить смекалку, призвать на помощь мышление.

Игра «Оборудуй дом»

Цель: познакомить учащихся с оборудованием деревенского и городского домов.

Описание игры: дети по очереди достают из «волшебной» коробочки силуэты оборудования деревенского и городского домов и прикрепляют их к макетам этих домов, расположенных на доске.

Обобщение по теме «Различие в оборудовании деревенского и городского домов» (печка – батарея, колодец – водопровод, баня – ванна и др.).

Учитель: Вот мы и добрались до села Вознесенье. Это село знаменательно тем, что 30 лет наша школа находилась в этом селе. Потом уже переехала в город Северодвинск.

Беседа по теме «Село» с опорой на карточки «Деревянные частные дома»; «Люди разводят домашних животных и выращивают овощи»; «Чистый воздух».

– Каких домашних животных вы знаете? Ответы детей.

Педагог-психолог: А сейчас предлагаю вам такое задание: внимательно посмотрите на картинку. Каких домашних  животных вы здесь видите? (Карточка с заданием по типу «Зашумлённые предметы»).

Итоги выполнения задания.

Включается аудиозапись «Голоса птиц».

Учитель: На селе свежий воздух и легко дышится. Давайте приведём наше дыхание в порядок.

Дыхательная гимнастика.

Вдох носом – выдох носом.
Вдох ртом – выдох ртом.
Вдох носом – выдох ртом.
Вдох ртом – выдох носом.
Вдох правой ноздрёй – выдох ртом.
Вдох – левой ноздрёй – выдох ртом.
Вдохнуть носом – задержать дыхание – медленно выдохнуть через рот.

Исполнение детьми песни «Деревня».
Учитель подводит итоги путешествия.

Психолог: Возвращаемся в город Северодвинск. Будьте внимательны!

Игра «Не пропусти профессию» (проводит педагог-психолог).

Задание: хлопни в ладоши, когда встретится название профессии.

Лампа, водитель, ножницы, яблоко, повар, болтун, строитель, доярка, попугай, продавец, парикмахер, тракторист,  пирог, портной, свеча, толстяк, газета, шутка, почтальон, учитель, лопата, врач.

Игра сопровождается показом иллюстраций с изображением людей данной профессии.

Итоги игры.  Какие профессии характерны для жителей села, а какие для жителей города?

Подведение итогов урока

Рефлексия. Что понравилось на уроке? Что не понравилось? Каково ваше настроение? (С опорой на плакат «Три настроения»)