Последний царский святой – Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и Сибирский

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Знакомство учащихся с жизнью и деятельностью митрополита Тобольского  и  Сибирского Иоанна;
  • Развитие у учащихся стремления к познанию и самовыражению;
  • Привитие любви и интереса к истории Сибирского края.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, диски с видео записями, книги, посвященные святителю, икона, изображения  Тобольского кремля и другие иллюстрации по данной теме.

ХОД УРОКА

Видео-запись фильма «Матушка Сибирь».

Подлинное превращение Руси в Великую Россию началось с присоединения Сибири к русскому государству. Становлению Российской державности способствовало продвижение и утверждение Православия среди сибирских народов. Правительство царя Михаила Федоровича и его отца, Патриарха Филарета, понимая значимость распространения православия среди коренных народов, учредило Сибирскую епархию, а кафедральным городом был избран город Тобольск. Границы епархии тогда простирались от Урала до берегов Тихого океана. Город Тобольск с давних пор считается духовным центром Сибири. Это почетное звание бывшая столица сибирского края заслужила благодаря подвижнической деятельности архипастырей-миссионеров во славу Божию и на пользу Отечеству. Одним из них был Святитель Иоанн Мирополит Тобольский и Всея Сибири чудотворец.

На доске демонстрационный материал (древний Кремль г. Тобольска, икона святителя Иоанна, изображение раки с мощами).

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами приоткроем тайны Великого Святителя, чтобы сохранить в своей памяти и быть носителем его добрых дел.
Сегодня у нас в гостях ученики нашего Центра, которые не один раз были участниками праздников посвященные святителю Сибирскому Иоанну.

Ученик: Святитель Иоанн (Максимович) один из особо почитаемых сибирских святых занимавший Тобольскую кафедру всего четыре года, с 1711 по 1715, однако успевший сделать очень много для прославления Имени Божия. Не случайно празднование Собора Сибирских святых приходится на день его блаженной памяти.
Святой Иоанн был старшим в семье (1651г.). И если большинство его братьев вступили в казачье малороссийское войско, то он избрал иной путь – служения Церкви Христовой. Успешно окончив Киево-Могилянскую Академию, оставлен преподавателем латинского языка, а потом он принимает постриг в Киево-Печерской обители и назначается на особую должность проповедника. Избирались для этого обычно наиболее образованные и ученые иеромонахи. Пять лет св. Иоанн проповедовал в нелегкое для Малороссии время католической пропаганды.
70-е годы XVII-го столетия Россия воевала с Турцией, и к 1677 году пламя войны бушевало на территории Малороссии. Успех сопутствовал турецким войскам, захватившим часть южных земель, крупный по тем временам город Чиригин. Оказавшись перед опасностью нападения турецких полчищ на Киев, гетман решился направить посольство к царю Феодору Алексеевичу с мольбой о помощи. В составе посольства был молодой иеромонах Иоанн (настолько велик был в Лавре авторитет двадцатипятилетнего иеромонаха!). Помимо просьб о помощи военной, лаврские монахи просили, в случае нападения турок на Киев, дать им возможность укрыться в другом монастыре. Царь и войско послал, и Брянский Свенский Успенский монастырь предоставил, повелев отцу Иоанну быть в нем архимандритом.
Позднее по ходатайству Святителя Феодосия Черниговского, будующий светильник Христов был поставлен в архимандриты Черниговского Елецкого монастыря. Посвящение было в 1696 г. в Москве, где Иоанна уже хорошо знали, ибо он неоднократно возглавлял малороссийские посольства в столицу (первый раз в 24 года).
Встречался с царем Феодором Алексеевичем, его приемниками, встречался и с патриархом Иоакимом. Но через год снова пришлось ехать в Москву (10 января 1697 г.) на архиерейскую хиротонию. После кончины св. Феодосия св. Иоанн избран и рукоположен, уже патриархом Андрианом, во архиепископа черниговского. Именно тогда паства увидела в святителе избранника Божия, особенно после чуда его выздоровления на смертном одре. Следует сказать, что в Чернигове им была основана в 1700 году первая во всей России Духовная Семинария (коллегиум). Занимая Черниговскую кафедру, святитель Иоанн встречался с Петром Великим и предсказал ему победу над шведами, что и исполнилось в 1709 году во время Полтавской битвы.
В 1711 году Чернигов прощался со своим любимым пастырем. Возведение в сан митрополита и назначение на Тобольскую кафедру было почетным, но все-таки это была ссылка. Произошло это по проискам Меньшикова. Рассказывают, что в одном из имений знаменитого временщика князя Меньшикова в черниговской епархии было назначено освящение храма. День освящения назначил князь. Архиепископ сказал, что день назначить дело его, а не князя, и установил сам время освящения. Кроме этого, как обычно отказался от угощения. Так он поступал и всю жизнь, нарушив свой обычай только однажды, когда ездил на обед к Тобольскому губернатору князю Гагарину. Итак, Меньшиков обиделся. Когда святитель узнал, в чем дело, произнес: "Да, далеко мне ехать, но он будет еще далее меня".
14 августа 1711 года накануне праздника Успения к берегу Иртыша напротив Знаменского монастыря пристало два дощаника. Тобольский воевода Бибиков вошел на митрополичий дощаник приветствовать Владыку, а на берегу от пристани до самого Знаменского монастыря стояли строем три казачьих полка. Владыка сошел на берег, вошел в монастырь. Был отслужен молебен и, благословив народ, святитель возвратился на дощаник. На следующий день утром, облачившись в полное архиерейское облачение, в сопровождении духовенства, крестного хода, властей и войск, убеленный сединами шестидесятилетний старец-митрополит вступил в город, поднялся в Софийско-Успенский собор и совершил Божественную Литургию. Был день Успения Пресвятой Богородицы. Всю жизнь святитель провел на юге, а перед кончиной Промыслом Божиим оказался в Сибири, но это обстоятельство еще больше его прославило.

Учитель: Какой была тогда Сибирская территория?
Сибирская территория была необъятной, непросвещенной,  многочисленной некрещеными племенами.
– Храмы в некоторых местах годами были  без пастырей, верующие жили и умирали без Святых Тайн.
– Объехать территория было невозможно, ибо это значило объехать всю Сибирь. Из прибывших с митрополитом Иоанном остались немногие, большинство вернулось из суровой Сибири назад. Но святитель не пал духом, имея опыт в управлении, избрал надежных помощников и за четыре года сумел поправить положение. Было начато просвещение сибирских племен.

Учитель: Кто помогал в просвещение святителю Иоанну Тобольскому?  

Ученик: В этом много помог схимник-митрополит Филофей Лещинский. Была отправлена духовная миссия в Китай, благоустроен Иркутский край. Начато строительство новых храмов.
 Святитель Иоанн поддерживал своими личными средствами основанное в 1703 году духовное училище. Своим ревностным попечением об умножении образованного духовенства в Сибири он дополнил апостольские стремления неутомимого митрополита Филофея. Сегодня г. Тобольск является духовным центром Сибири. Семинария готовит священнослужителей, церковнослужителей и специалистов в области богословия, по окончанию которой молодые люди сеют семя Христово во многих уголках нашего края.  
Митрополит был  не только богословом, но и стихотворцем, обогатил духовенство и паству многими назидательными сочинениями и тем вооружил православные умы для деятельного и разумного распространения просвещения. Его перу принадлежит удивительный по богатству духовного опыта "Илиотропион, или Сообразование человеческой воли с Божественною волею", изданный в пяти книгах, "Феатрон поучительный царем, князем и владыкам", – об обязанностях властей. Наконец, вся его благоговейная душа отразилась в сочинении "Богородице Дево" и в книге "Богомыслие в пользу правоверных".

(Демонстрационный материал: книги святителя Иоанна  которые перечислены выше)

Для паствы он был молитвенником и отцом. Тоболяки видели в нем ни архиерея, ни ученого мужа, ни митрополита, а подвижника, святого, монаха, и погребен он был по монашескому чину.
Заранее чувствуя близость смерти, митрополит стал к ней готовиться: исповедовался и причастился. 9 июня 1715 года он в последний раз служил литургию и в этот день в своих покоях дал обед для городского духовенства и нищих. Гостям своим за столом он прислуживал сам. После трапезы, простившись со всеми, он ушел во внутренние комнаты своих апартаментов и заперся в них.
Утром 10 июня, когда пришло время звонить к утрене, за благословением ко внутренним комнатам подошел чередной: на осторожный стук в дверь ответа не последовало. У закрытых дверей собралось духовенство, приехал губернатор и, предчувствуя недоброе, приказал взломать двери. Митрополит, уже почивший, стоял на коленях. Вступившим в комнаты открылась картина блаженной смерти святителя Иоанна.
Смерть владыки Иоанна провидел находившийся в тот день далеко от Тобольска, в Кондинском крае, его предшественник и преемник митрополит Филофей. Он сказал своим спутникам: "Брат наш Иоанн успе. Прейдем отсюда".

Учитель: Сейчас ребята откроем книгу (книги на столах) «Последний Царский святой» С.В. Фомина   и зачитаем, отрывки из книги, как был прославлен святитель Иоанн. 

Ученик: Жизнь его земная была славна! Вскоре после его кончины началось почитание его, стали совершаться чудесные исцеления. Слава все более возрастала, но до всероссийского прославления должно было пройти 200 лет.
Не ожидая решения Синода, сибиряки, видя святость митрополита Иоанна и убеждаясь в этом многочисленными чудесами, которые уже более 100 лет записывались в памятной книге собора (с 1798 г.), готовились к прославлению. В день памяти Святителя Иоанна 10 (23) июня 1879 года торжественно совершался крестный ход по городу с чудотворной иконой Спасителя из Кафедрального собора. Жители города оставляли в этот день все свои обычные занятия, торговля прекращалась.

Ученик: В 1912 году в храме Михаила Архангела началось чтение жития Святителя и его творений. Храм не мог вместить всех желающих. "Как было бы радостно, если бы мы, почитатели Святителя Иоанна, в предстоящий торжественный день (200-летия со дня блаженной кончины) смогли бы воспеть Святителю не вечную память", а "величаем тя, Святителю отче Иоанне...", сказал протоиерей Кафедрального собора Дмитрий Смирнов на первом чтении.
Приближалось 200-летие со дня блаженной кончины, 16 (29) октября 1914 года были переложены честные останки Святителя. Это было уже второе обретение мощей. Также как и при первом обретении честные останки угодника Божия были освидетельствованы комиссией. Как сообщается об этом в Тобольских Епархиальных ведомостях за 1916 год "Господь прославил Своего угодника нетлением и благоуханием костей, подобно большинству открыто почивающих Святителей Российской Церкви и преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского и других".

 Ученик: В январе 1915 года епископ Варнава сделал доклад в Синоде о результатах работы комиссии, а также о зафиксированных 40 случаях благодатной помощи. Но в 1915 году в связи с Первой мировой войной, прославление не состоялось. Однако, святейший Синод принял важное и радостное для тоболяков решение – произвести необходимое для канонизации расследование. В декабре 1915 года по высочайшему повелению в Тобольск прибыл архиепископ Литовский Тихон (Белавин) для выяснения обстоятельств местного почитания (будущий Патриарх Всея Руси). Он записал новые исцеления и предоставил отчет Синоду, осмотрел останки и опечатал гроб своей печатью. "Тщательная проверка дает полное основание для Всероссийского прославления", приспел час для совершения сего светлого праздника", – писал он в своем донесении Синоду. 200 лет земля Сибирская ждала этого праздника и, наконец, в двести первую годовщину, он наступил.

Ученик: 10 (23) июня 1916 года – день торжественного прославления. Народ начал прибывать задолго до праздника.  Народ спешил очистить себя покаянием, страшась нечистыми устами прикоснуться к святым мощам Святителя.
Прибыло столько гостей, сколько никогда еще не было в Тобольске и вряд ли будет. Зарегистрировано было более тридцати тысяч человек, тогда как в городе проживало местного населения около 20 тысяч.
И вот в Кафедральном соборе в 9.30 вечера раздалось громогласное и могучее "Хвалите имя Господне..." Хор несколько сот человек. Длинная вереница священнослужителей исходит из алтаря. Раздаются свечи. Один из участников торжеств передает свои впечатления:
"Свечами сияя светло, народ волновался, как море, торжественно бдение шло в Софийско-Успенском соборе..."
Ключарь собора на блюде, покрытом пеленой, подает митрополиту Макарию ножницы и ключи от гроба. Наступила тишина... Все, затаив дыхание, следят за тем, что сейчас должно свершиться. Приняв от ключаря ножницы, митрополит обрезает шнуры на гробе, отмыкает замок. Крышка снимается... и взору всех предстал Святитель Божий в мантии, омофоре и с митрой на главе...

Звучит запись «Величаем Тя  святителю отче Иоанне».

Ученик: Раздалось первое величание, и вся церковь, и вне собора вся площадь с 50000 богомольцами опустилась на колени.  Пение величания не умолкает, во всех церквах города колокольный звон. Но вдруг звон всюду смолкает. Произносится малая ектенья... читается Евангелие, и все начинают прикладываться к мощам. Богомольцы подходят по двое к мощам, два архиерея помазывают св. елеем. В час ночи крестный ход возвращается в собор, а мощи остаются на площади для всеобщего поклонения.
Из Ставки Верховного Главнокомандующего Государя Императора получена телеграмма: "Сердцем и душой был сегодня в молитвенном единении со всеми присутствующими на светлом торжестве прославления Святителя Иоанна Максимовича; твердо уповаю на молитвы его о спасении Руси Православной и о помощи свыше доблестному воинству нашему. НИКОЛАЙ." Пришло еще много телеграмм: от императрицы Александры Федоровны, Великой Княгини Елизаветы Федоровны, от архипастыря и паствы Чернигова и от многих лиц.

Учитель: Итак, канонизация состоялась – последняя в Синодальный период. Знал ли об этом Священный Синод, знали ли тысячи участников этого торжества, что им скоро, очень скоро, придется исповедовать свою веру "даже до смерти". Святого Иоанна митрополита Сибирского прославили святые, участвовавшие в подготовке к прославлению  в торжествах прославления. Некоторые из их уже сами причислены к лику святых – Св. Патриарх Тихон и митрополит Вениамин Петроградский, другие почитаются народом как новомученики – Император Николай, протоиерей Иоанн Вострогов.
Святитель был последним святым, прославленным Русской Православной Церковью в годы существования Богоустановленной власти. Канонизация смогла состояться лишь благодаря личной настойчивости Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны, чтивших Великого  Сибирского Чудотворца.
Мощи святителя Иоанна покоятся ныне в покровском соборе Тобольского кремля. Память совершается 2 раза в год 23 июня и 29 октября.