Психолого-педагогическое сопровождение в специальной коррекционной школе представляет собой деятельность, направленную на создание социально-психологических условий, способствующих успешному обучению и развитию каждого ребенка в конкретной школьной среде.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает три взаимосвязанных компонента:
- изучение личности учащегося;
- создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;
- непосредственную психолого-педагогическую помощь ребенку.
Приоритетным направлением является
профилактическая работа с детьми с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по
предупреждению социально-психологических
(проблемы социальной дезадаптации), личностных
(неуверенность в себе, высокая тревожность,
неадекватная самооценка, низкая учебная
мотивация и т.д.), познавательных (недоразвитие
отдельных психических процессов – восприятия,
внимания, памяти, мышления, трудностей в
обучении) проблем адаптационного периода.
Психолого-педагогическое сопровождение
школьников на этапе перехода из дошкольных
образовательных учреждений в начальную школу
является одной из актуальных проблем
сегодняшнего образования.
Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу психологи и педагоги уверенно называют кризисным. Наблюдения показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Обучение даётся ребёнку за счёт высоких психологических затрат (повышенная тревожность, низкая самооценка, психосоматические заболевания и невротические симптомы и др.). Возможны неадекватные поведенческие реакции.
Предлагаемая система работы педагогов, администрации, специалистов и психолога на этапе перехода детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу и есть попытка если не преодоления, то существенного смягчения психологических последствий данного педагогического кризиса. [Приложение 1]
В рамках системы мероприятий предлагается довольно насыщенная, последовательная и взаимосвязанная работа в течение полутора лет: с января, когда ребёнок ещё находится в детском саду, по май 1-го класса. Лишь некоторые мероприятия подготовительного либо, напротив, завершающего характера выходят за рамки этого периода.
В работе выделяются два взаимосвязанных этапа. Первый этап – формирование готовности к обучению в новой социальной ситуации – охватывает январь – сентябрь ещё до поступления ребенка в школу. Второй этап – создание условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации – это весь учебный год 1-го класса.
Реализация предлагаемой системы работы возможна при выполнении ряда управленческих условий.
- Прежде всего, уже в середине года администрация школы должна иметь четкие представления о том, какая команда педагогов «возьмет» первые классы и поведет их дальше.
- Второе условие – обеспечение преемственности между специальными дошкольными учреждениями и начальной школой.
- Третье условие – у школьной администрации должно быть отчетливое понимание того, что серьезная работа по организации адаптационного периода необходима каждой школе, желающей сохранить себя в качестве жизнеспособной образовательной среды.
Проблема перехода из дошкольных учреждений в начальную школу является острой психологической проблемой.
Успешность адаптации школьника к обучению в 1-м классе зависит от реализации преемственных связей между дошкольным начальным общим образованием. При решении проблемы преемственности, особенно в период адаптации вчерашнего дошкольника с ОВЗ к новым условиям обучения в 1 классе, необходимо:
- учитывать психологические особенности 7-летних детей; клинико-физиологические особенности развития детей с ОВЗ; уровень познавательной деятельности, с которым ребёнок пришёл в 1-й класс;
- анализировать причины неуспешного адаптационного периода и возможности коррекции трудностей адаптации школьника.
На основании теории и практики отечественных ученых: педагогов, психологов дефектологов была разработана система мероприятий по формированию адаптационно-развивающей среды при переходе из дошкольных учреждений в начальную школу, которая внедряется в образовательном учреждении.
Цель деятельности педагога-психолога в данный период является: организация особого образовательного пространства первоклассников как переходного этапа в образовании младших школьников с ОВЗ.
Задачи:
- повышение уровня психологической готовности: детей к обучению, познавательному развитию, общению и учителей к работе с новым контингентом детей;
- создание благоприятного эмоционально-психологического климата в школе, обеспечивающего проживание возрастного кризиса и кризиса, обусловленного резкими изменениями педагогических условий, без стрессов и негативных явлений;
- установление определенных норм взаимоотношения детей с другими участниками учебного процесса, в том числе с учителями;
- выработка единых и последовательных требований;
- адаптация учебной программы, нагрузки, образовательных технологий к индивидуальным особенностям первоклассников с ОВЗ;
- формирование и сплочение классного коллектива.
Очевидно, что все эти задачи могут быть выполнены лишь при совместной деятельности всех организаторов образовательного процесса: педагогов, администрации школы, психологов, специалистов школы и родителей учащихся. В связи с этим выделяются основные направления работы.
- Психологическая диагностика адаптационного периода:
- исследование мотивационной сферы: школьная мотивация;
- исследование эмоционально-волевой сферы: самооценка, эмоционально-психологическое состояние, школьная тревожность, произвольность деятельности и саморегуляции.
- Аналитическая работа.
- Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса – проведение школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
- Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.
- Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
- Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).
Анализ результатов диагностической, коррекционно-развивающей работы показывает, что половина первоклассников с желанием посещают школу, положительно настроена на основной вид деятельности. Каждый четвертый первоклассник с ОВЗ способен оценивать свои личные качества адекватно. Более 60% учащихся ощущают себя в классном коллективе достаточно комфортно. Показатель удовлетворенности учащихся социально-психологической стороной образовательного процесса составляет 84,7%. Общий индекс удовлетворенности образовательным процессом первоклассников и их родителей выше 70%, что позволяет говорить о хорошем самочувствии участников образовательного процесса и о качестве работы школы.
Однако необходимо отметить, что есть определенная группа детей, которые испытывают затруднения в процессе адаптации к школе. «Группа риска» составляет от 9% до 30% в зависимости от исследуемого показателя. Для этих детей в школе создается индивидуальная коррекционная программа, их проблемы обсуждаются на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме и консультациях с родителями. В образовательном учреждении для них выстраивается корреционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д. Таким образом, общие результаты психологической работы показывают, что процесс адаптации проходит успешно, что является необходимым основанием для развития и обучения детей с ОВЗ.
В школе, благодаря сформированной психолого-педагогической системе мероприятий созданы условия для успешной социально-психологической адаптации первоклассников к новой социальной ситуации.