Основные направления работы при обучении детей чтению по УМК Н.В. Нечаевой (система Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа


Задачей системы обучения, разработанной под руководством Л. В. Занкова, является общее развитие учащихся, которое понимается как развитие ума, воли, чувств ребёнка, как основа усвоения ими знаний, умений, навыков.

Азбука, созданная группой авторов под руководством Н.В. Нечаевой, ставит целью усвоение грамоты на основе развития интеллектуальной, эмоционально-волевой активности ребёнка, его нравственных представлений. Авторы «Азбуки» стремятся представить ребёнку общую целостную картину мира.

В настоящее время изданы и утверждены на Экспертном совете Министерства образования РФ концепция, программа курса русского языка с периода обучения грамоте до 4-го класса с перспективой до 9-го класса, а также комплект учебников и пособий для обучения грамоте: «Азбука», три рабочие тетради по чтению, четыре тетради по письму.

Основной задачей данного учебного комплекта является развитие речи. На предметно-языковом фоне учебники выводят ребёнка на осознание основных понятий фонетики, лексики, словообразования, морфологии, орфографии. Богатство содержания «Азбуки» предполагает и развитие мыслительной деятельности школьников (классификация, обобщение, дифференциация, нахождение закономерностей). Все формы мыслительной деятельности предполагают анализ и доказательность ответов. Материал «Азбуки» предполагает формирование навыка у детей, читающих по слогам или знающих буквы, усовершенствование этого навыка у детей, читающих целыми словами. Мы  должны позаботиться об успешности вхождения в школьную жизнь и детей с низкой готовностью к обучению.

К тому же низкий уровень фонематического слуха свойственен почти 80% детей, поступающих в школу, в т.ч. и читающим детям.

В нашей «Азбуке» предложен принципиально новый порядок изучения букв: от букв, обозначающих наиболее слышимые звуки – однозвучных гласных и звонких согласных, к буквам, обозначающим двузвучные гласные и наименее слышимые согласные звуки – глухие и шипящие; в ней заложено постепенное усложнение слогового состава вводимых слов, что позволяет избежать расчленения слов вертикальными чертами, пробелами и дефисами; система заданий предусматривает естественное многократное перечитывание слов, предложений, текстов, специально разработаны задания, развивающие предпосылки продуктивного обучения грамоте и в целом русскому языку.

Курс обучения грамоте является пропедевтическим. В нём заложены начала изучения литературы и русского языка: комплект знакомит детей с художественным словом, содержит материал для развития связной устной и письменной речи, достаточно глубоких грамматических и орфографических наблюдений. На этом этапе обучения широкое языковое поле необходимо прежде всего для решения приоритетной задачи – быстрого формирования чтения и письма.

Обучение чтению строится на аналитико-синтетическом звукобуквенном методе. Он предполагает озвучивание каждой буквы с учётом позиционных мен.

«Азбука», созданная Н.В. Нечаевой, имеет ряд общих признаков с букварём других авторов:

  • В учебнике есть добуквенный период обучения грамоте.
  • Введено моделирование речи с использованием схем предложений, схем слов.
  • Предполагается работа с кассой букв и слогов для составления слов, предложений.
  • Ребёнок выступает соавтором «Азбуки», т.к. ему приходится работать карандашом в книге.
  • Содержание учебника способствует активизации речевой деятельности учеников.
  • Учащиеся получают первоначальные сведения по основным разделам родного языка в ходе наблюдений, исследовательской работы.

Но есть и признаки, отличающие «Азбуку» от других:

  • Порядок изучения букв, который ориентирован на осознание учениками позиционных мен звуков при чтении: буквы даются блоками, сходных по своим признакам букв.
  • На страницах учебника перед чтением слов и предложений даются дыхательные упражнения.
  • В «Азбуке» представлен значительный материал для широких грамматических наблюдений.
  • Учитель не ограничен рамками одной страницы учебника на уроке, он может применить вариантный подход к изучаемому материалу и форме самого урока.

Работа в «Азбуке» строится на коррекционно-развивающих заданиях, которые лежат в основе формирования общеучебных навыков:

1. Задания, развивающие способность ребёнка дифференцировать звуки:

  • Чтение скороговорок;
  • Подбор рифмующихся слов;
  • Озвучивание изображений на иллюстрациях в «Азбуке»;
  • В рубрике «Театр» идёт работа над интонацией, тембром голоса;
  • Различение слов-омонимов;
  • Объяснение мотивационных слов.

2. Задания нацелены на установление взаимосвязи «звук»– «его знак»:

  • Определить какой звук изображён в схеме, соотнести с изображением и обозначить буквой;
  • Решение буквенных ребусов;
  • Соединение точек в алфавитном порядке;
  • Распределение букв на группы;
  • Восстановление пропущенных букв в словах;

Набор спрятавшихся букв в изображении.

  • Наблюдение над расхождением звукового и буквенного образа в слове;
  • Подчёркивание буквы в тексте.

2. Задания, требующие перекодирования одних знаков в другие:

  • Введение схем слов, схем, предложений.
  • Условные знаки в дыхательных упражнениях.
  • Азбука Морзе.
  • Дорожные знаки, спортивные знаки.
  • Флажковая азбука.

3. Задания на формирование умения точно озвучивать ряд знаков:

  • Соединение точек в алфавитном порядке.
  • Определение буквы, пропущенной в алфавитном отрезке.

4. Задания, направленные на выработку навыка слитного озвучивания букв при чтении:

  • Дыхательные упражнения.
  • Чтение столбиков слов по принципу наращивания.

Авторы «Азбуки» выделяют три условия развития речи:

  • мотивация речевой деятельности.
  • содержательность речи.
  • правильность речи.

Для реализации этих условий на страницах «Азбуки» детям предлагаются задания, через которые они выводятся на осознание понятий: текст, предложение, слово, звук.
ЗВУК.  Позиции звуков даются в сравнении, а не разбираются отдельно. Ребёнок должен всё прочувствовать своим артикуляционным аппаратом: произнести, прослушать.
СЛОВО. Идёт работа, составляющая основу,– работа над столбиками слов: нахождение наибольшего числа вариантов анализа слов, осознание единства смысловой, знаковой, грамматической сторон слова. Через сравнение слов в столбиках, дети выходят на понятия: «родственные слова», «многозначные слова», «части речи», «род», «число», «имя собственное».

ПРЕДЛОЖЕНИЕ.  Работа с предложением предполагает раскрытие взаимосвязи между целью высказывания и средствами её выражения (формы слова, порядок слов в предложении, паузы, логическое ударение). Идёт работа над расширением и сокращением предложения, над выделением основы предложения, знакомство с повествовательным, вопросительным, восклицательным предложениями, нахождение слова-подлежащего, слова-сказуемого.

Создаются условия для включения в активную учебную деятельность всех учащихся разного уровня развития, умеющих и не умеющих читать.

Например, на стр.19 «Азбуки» даны похожие, но различающиеся отдельными деталями иллюстрации к сказкам «Маша и медведь» и «Три медведя».

Под рисунками подписи этих слов с пропусками известных букв О, У, А, которые они вписывают на основе фонетического анализа слов.

Эти задания дают возможность осуществить анализ наглядных образов- рисунков, грамматический и фонетический, вспомнить сказки и поговорить о них, поработать на уровне предложения, слова и звука.

От этапа к этапу идёт расширение содержания по всем линиям. Тем самым усложняются связи между ними, следовательно, усложняется и структура умственных действий ребёнка. Например, на стр. 29 написаны четыре столбика слов. Класс прочитывает их жужжащим чтением. Вопрос задаётся в самом общем виде: «Что вы можете сказать об этих словах?» Учитель начинает опрос с наиболее слабых детей. Пока они могут заметить лишь внешние аспекты анализа (ответы объединяются). Одни слова написаны с маленькой буквы, другие с большой, есть короткие, есть длинные слова, в первом столбике все слова начинаются на букву Н, во втором на букву М.

Острота проблемы формирования навыка чтения в значительной степени возникает из-за необходимости многократно перечитывать одни и те же слова. Но  перечитывать можно по разным мотивам.

Значительный результат в формировании техники, выразительности чтения, понимания прочитанного дало расширение круга наблюдений школьников над предложением. В «Азбуке» и в тетрадях по чтению дети сравнивают, как меняется мысль в предложении при изменении формы слов и их порядка, служебных  слов, интонации.

Всем известна беда начинающих читателей – угадывание слов. Ребёнок стремится прочитать быстрее и по этой причине искажает слова. Призывы «Читай внимательно!» – ни к чему не приводят. В «Азбуке есть задание на внимание. Так на стр. 41 есть задание исправит опечатки по выделенному образцу. Или на странице в тетради «Я читаю.» задаётся вопрос: «Он или она?» к предложениям.

Особое удовольствие дети получают в разгадывании игр. На стр. 27 в тетради «Я читаю.» задаётся вопрос: Как играть в эту игру?

В «Азбуке» и тетрадях по чтению дети знакомятся с малыми жанрами русского фольклора: со считалками, скороговорками, пословицами, поговорками, закличками, песенками, поддёвками, загадками.

ЗАГАДКИ.  На  стр. 40 «Азбуки» представлена загадка в двух вариантах. Ниже рисунки ели, ежа, щётки для волос, кактуса. Вначале читающий ребёнок или учитель читает 1-ю загадку. Дети могут обратить внимание на указание рода слова-отгадки, назвать нарисованные ёлку, ежа, щётку, кактус. Не останавливаясь на ошибке перейти ко 2-й загадке. При сравнении двух вариантов признаки отгадываемого предмета выступают более ярко: это предмет женского рода. Подходит ёлка (сосна). Как нужно отгадывать загадки? Надо учитывать все названные признаки отгадываемого предмета.

В тетради « Я читаю.» на стр. 23 как бы отражается технология отгадывания загадок. Дети могут наблюдать, как меняется отгадка в связи с добавлением признаков.

В «Азбуке» звучит и древнерусская речь: она «смыкает» нравственное и эстетическое представления разных поколений россиян, на уровне наблюдений показывает изменения в алфавите, оформлении предложения, в словарном составе и некоторых грамматических формах, что помогает школьникам чётче осмыслить современную систему русского языка.

До поступления ребёнка в школу ведущей деятельностью является игровая. Вот почему так важно в начальной школе и особенности в 1-м классе, когда начинается формирование учебной деятельности, не забывать, что игра продолжает занимать важное место в жизни ребёнка. Я стремлюсь включать в урок различные дидактические игры.

ИГРА «ТЕРЕМОК»

На доске висит красочный теремок, вырезанный из картона. Внизу наклеивается длинный карманчик, куда вставляются буквы, например, Г, С, И, У, К доске выходит несколько учеников (по количеству букв в «карманчике»), выстраиваются друг за другом. Учитель начинает игру.

– Стоит в поле теремок-теремок, он не низок, не высок, не высок.
Бежала мимо буква:
– Это я, буква Г, обозначаю согласный звук, твёрдый, звонкий. А ты кто?
И т.д.

Известный психолог Л.С. Выготский когда-то говорил, что только там, где есть движение руки, тела ребёнка, начинается движение его души и ума. На уроках обучения грамоте мы «разговариваем пальчиками», жестами.

ИГРА «МОЛЧАНКА»

Работа с буквенной лентой.

Задачи:

  • Усвоение формы букв их узнавание.
  • Усвоение алфавитного названия букв.
  • Усвоение ориентиров чтения.

Специальные упражнения:

  1. Какая буква лишняя? Почему? Как читаются эти буквы? А, о, у, ы, е, б, в, г, д, ж.
  2. Найди в парах слов одинаковые буквы. Определи, какой звук она обозначает?

  Дина – дыня, лук – люк, мал – мял, руки – брюки, нос – нёс, забыл – забил.

  1. Подбери похожее слово, которое отличается от данного только мягкостью последнего согласного звука.

Основным упражнением на верное выделение звуков из слова будет его звуковой (фонетический) анализ.

Памятка (алгоритм) фонетического анализа слова.

  1. Произнеси вслух слово, которое будешь анализировать.
  2. Используя приём говорения или скандирования, раздели слово на слоги, назови отдельно каждый слог, составь слоговую модель.
  3. Позови слово или спроси с удивлением, выдели в слоговой модели ударный слог.
  4. Определи слоговой состав каждого слова, обозначь количество звуков в слоговой модели.
  5. Интонацией последовательно выдели каждый звук и дай ему характеристику. Специальными значками обозначь её в слоговой модели.
  6. Прочитай слово по слоговой модели, чтобы проверить себя.

Дидактические игры на уроках обучения чтению направлены не столько на развлекательность, сколько на активизацию деятельности.

  • Соотнеси картинку и звуковые модели слов. Выбери правильную модель слова.
  • Подбери картинки (слова), подходящие к звуковой модели слова.

  • В слове есть согласный и один гласный. Сколько в слове слогов? Назови такие слова.

  • В слове два звука. Сколько слогов?

  • В слове «КОТ» 3 звука и в слове «МЯУ» 3 звука. Одинаково ли количество слогов в данных словах? Объясни, почему.

  • Я задумала слово, которое начинается с такого звука. Какое это может быть слово? Подойдёт ли сюда слово «ЛУНА»? Почему?
  • Сравни количество букв в словах и количество звуков в их модели? Какой вывод можно сделать? Почему букв меньше, чем звуков?

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

3/4 детей, принимаемых в 1-й класс, проходят речевую подготовку в детском саду. Поэтому одной из важных педагогических проблем является преемственность между дошкольным и школьным воспитанием.

До начала учебного года я познакомилась с будущими первоклассниками, их речевой подготовкой. Особое внимание я уделяю развитию творческого воображения и литературно-творческих способностей учащихся с первых уроков обучения грамоте.

В гости  на урок к ребятам приходит гномик Аз. Он предлагает нарисовать изучаемую букву, нарядить её в красивую одежду. Буква в сознании ребёнка «оживает», она двигается., играет, «разговаривает». После этого дети рассказывают какой получилась буква( добрая, ласковая, чуткая, или сердитая, озабоченная). По своему рисунку каждый ребёнок составляет небольшую сказку.
Букву Р рисуем в лесу, придумываем историю под названием «Удивительные приключения буквы Р».

Букву Л отправляем в путешествие на поезде, в котором пять вагонов с гласными А, О, У, Ы, И. Поезд отправляется в путь, а на остановках по очереди в каждый вагон подсаживается буква Л. Дети не только узнают город, но и рассказывают о каждом городе так, чтобы ни один город не был похож друг на друга.

ИЗУЧЕНИЕ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Перед переходом к систематическому обучению русскому языку и чтению необходимо установить индивидуальные успехи каждого ребёнка в развитии, необходимых для дальнейшего обучения языку и в формировании основных знаний, умений, навыков.

Задание 1.

Владение письменной речью.
Тестирование проводится в два этапа

  1. Проверка техники чтения
  2. Проверка понимания прочитанного.

Задание 2. Восстановление деформированного текста, списывание, графика.

Задание 3. Владение устной речью.

Устанавливается на основании наблюдений учителя за устной речью учащихся на уроках и вне уроков. Постепенно накапливаются сведения о внешней характеристике речи, её развёрнутости и связности.